ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2019 г. N 3-АД19-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Сыскина Александра Васильевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 28 мая 2019 г., решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июня 2019 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Коми от 30 августа 2019 г., состоявшиеся в отношении начальника государственного казенного учреждения Республики Коми (ГКУ РК) "Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми" (далее также учреждение) Сыскина Александра Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 28 мая 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июня 2019 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Коми от 30 августа 2019 г., начальник ГКУ РК "Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми" Сыскин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Сыскин А.В. ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Княжпогостского района Республики Коми, установлено, что 10 декабря 2018 г. с Гюльмамедовым В.А.о. заключен трудовой договор N 117/18, указанное лицо принято на работу в ГКУ РК "Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми" в качестве пожарного в пожарную часть N 127 отряда противопожарной службы Республики Коми N 12.
Ранее в период с 24 ноября 2008 г. по 28 сентября 2018 г. Гюльмамедов В.А.о. замещал должность полицейского отделения патрульно-постовой службы полиции (ППСП) ОМВД России по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми, на основании приказа начальника ОМВД России по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми от 19 сентября 2018 г. N 154 л/с уволен со службы органов внутренних дел с 28 сентября 2018 г.
Данная должность включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МВД России от 16 декабря 2016 г. N 848.
В нарушение положений части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации уведомление о принятии Гюльмамедова В.А.о., замещавшего ранее должность, включенную в названный выше Перечень, в ГКУ РК "Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми" не направлено в установленный десятидневный срок представителю нанимателя указанного лица по последнему месту его службы. Соответствующее уведомление направлено в МВД по Республике Коми только 26 февраля 2019 г.
30 апреля 2019 г. постановлением заместителя прокурора Княжпогостского района Республики Коми в отношении начальника ГКУ РК "Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми" Сыскина А.В. по указанному факту возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения указанного лица постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 2 - 4), письменными объяснениями Сыскина А.В. (л.д. 5), сообщением начальника МВД по Республике Коми (л.д. 8), уведомлением в МВД по Республике Коми от 26 февраля 2019 г. о заключении с Гюльмамедовым В.А.о. трудового договора (л.д. 9, 13 - 14), сообщением начальника МВД по Республике Коми в прокуратуру Княжпогостского района Республики Коми (л.д. 10), информацией, представленной ОМВД России по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми (л.д. 11), письменными объяснениями Гюльмамедова В.А.о. (л.д. 12), копией трудового договора (л.д. 15 - 16), копией трудовой книжки (л.д. 17 - 18), выписками из приказов ОВД по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми от 21 ноября 2008 г. N 170 л/с и ОМВД России по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми от 19 сентября 2018 г. N 155 л/с (л.д. 19, 20), копией трудового договора между Комитетом Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и Сыскиным А.В. (л.д. 27 - 32), приказом председателя Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций от 28 сентября 2016 г. N 125-лс о назначении Сыскина А.В. на должность начальника ГКУ РК "Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми" (л.д. 33), уведомлением и решением о проведении проверки (л.д. 37, 38), листом беседы с полицейским отделения ППСП ОМВД России по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми Гюльмамедовым В.А.о. от 11 сентября 2018 г. (л.д. 39 - 40) и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Сыскин А.В., являющийся начальником ГКУ РК "Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми", и не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 19.29 названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия начальника ГКУ РК "Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми" Сыскина А.В. квалифицированы по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что при трудоустройстве Гюльмамедов В.А.о. сообщил работодателю о последнем месте своей службы. Об этом свидетельствуют представленные в МВД по Республике Коми 26 февраля 2018 г. с нарушением установленного законом срока сведения о принятом работнике (исх. N 633-04-22, л.д. 9, 13 - 14), а также копия трудовой книжки, в которой содержатся сведения о прохождении Гюльмамедовым В.А.о. службы в органах внутренних дел, приказах ОВД по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми от 21 ноября 2008 г. N 170 л/с и ОМВД России по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми от 19 сентября 2018 г. N 155 л/с, на основании которых указанное лицо принято на службу и уволено из органов внутренних дел, оттиск печати ОМВД России по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми (л.д. 17 - 18).
Таким образом, работодатель был осведомлен о последнем месте службы Гюльмамедова В.А.о., препятствий к выполнению обязанности предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, не имелось.
К административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового (гражданско-правового) договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.
Соответствующая правовая позиция выражена в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах начальник учреждения Сыскин А.В. обоснованно как его руководитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 28 мая 2019 г., решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июня 2019 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Коми от 30 августа 2019 г., состоявшиеся в отношении начальника ГКУ РК "Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми" Сыскина А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Сыскина А.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ