ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2023 г. N 7-АД23-3-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Черкесова Дениса Леонидовича на вступившие в законную силу постановление службы государственного финансового контроля Ивановской области N 03-12-50/2022, вынесенное начальником указанного органа 8 апреля 2022 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново Ивановской области от 1 июля 2022 г. N 12-162/2022, решение судьи Ивановского областного суда от 9 сентября 2022 г. N 21-220/2022 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2022 г. N 16-8259/2022, вынесенные в отношении члена Правительства Ивановской области - директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Черкесова Дениса Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением службы государственного финансового контроля Ивановской области N 03-12-50/2022, вынесенным начальником указанного органа 8 апреля 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Иваново Ивановской области от 1 июля 2022 г. N 12-162/2022, член Правительства Ивановской области - директор Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее также - должностное лицо) Черкесов Д.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ивановского областного суда от 9 сентября 2022 г. N 21-220/2022 постановление службы государственного финансового контроля Ивановской области от 8 апреля 2022 г. N 03-12-50/2022 и решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново Ивановской области от 1 июля 2022 г. N 12-162/2022 изменены, из них исключены указания на нарушения должностным лицом Черкесовым Д.Л. бюджетного законодательства, связанные с заключением 7 августа 2020 г. с индивидуальным предпринимателем (ИП) главой крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) Ч. дополнительного соглашения, устанавливающего затраты на приобретение фургона для перевозки пищевых продуктов на сумму 806 736 рублей, с перечислением денежных средств 17 августа 2020 г., и с завышением затрат на строительство животноводческой фермы на 296 611 рублей относительно суммы, определенной протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания развития крестьянских (фермерских) хозяйств от 17 апреля 2020 г., в объеме 1 396 320 рублей. В остальной части постановление административного органа и решение судьи районного суда оставлены без изменения.
Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2022 г. N 16-8259/2022 указанные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Черкесов Д.Л. выражает несогласие с актами, принятыми в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 указанной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 3).
В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым данного пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 7).
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении действовали Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 (утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492, далее - Общие требования).
Согласно пункту 2 Общих требований нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, содержат в числе прочего общие положения о предоставлении субсидий; условия и порядок предоставления субсидий.
В целях определения общих положений о предоставлении субсидий в нормативном правовом акте указываются сведения, перечисленные в пункте 3 Общих требований, в том числе категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса (отбор), с указанием в правовом акте порядка проведения отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).
Постановлением Правительства Ивановской области от 16 декабря 2019 г. N 522-п утвержден порядок предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм (действовал на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Ивановской области от 13 августа 2021 г. N 364-п, далее - Порядок).
Согласно пункту 1.6 Порядка отбор получателей грантов (далее также - отбор) проводится конкурсной комиссией.
В силу примечания к пункту 1.7 Порядка проект создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства оценивается каждым членом конкурсной комиссии, присутствующим на заседании конкурсной комиссии.
Разделом 2 Порядка определен порядок проведения отбора, в соответствии с подпунктом "з" пункта 2.3 которого для участия в нем участники отбора представляют в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее также - Департамент) в числе прочих сведений и документов план расходов гранта по форме согласно приложению 2 к Порядку, который должен содержать наименование затрат, финансовое обеспечение которых предусматривается осуществить за счет средств гранта; наименование приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (количество, цена); сумму затрат (за счет гранта и за счет собственных средств).
В соответствии с пунктом 2.9 Порядка конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки и документы в соответствии с критериями конкурсного отбора, указанными в пункте 1.7 Порядка; проводит очное собеседование с участниками отбора, допущенными к участию в отборе; определяет победителей отбора путем ранжирования участников отбора в порядке убывания набранных баллов в соответствии с пунктом 1.7 Порядка.
В разделе 3 Порядка закреплены условия и порядок предоставления грантов.
Согласно пункту 3.4 Порядка размер гранта, предоставляемого конкретному получателю гранта, определяется конкурсной комиссией с учетом собственных средств получателя гранта и плана расходов гранта в целях, указанных в данном пункте, и не может быть выше максимального размера гранта.
Пунктом 3.1 Порядка определено, что победители отбора (далее - получатели гранта) не позднее 5 календарных дней со дня, следующего за днем размещения протокола заседания конкурсной комиссии на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, представляют в Департамент письменное обязательство получателя по форме согласно приложению 3 к Порядку (подпункт "а").
С 13 августа 2020 г. подпунктом "в" пункта 3.1 Порядка предусмотрен единственный случай возможной корректировки плана расходов гранта до заключения соглашения - получатели гранта в указанный срок представляют в Департамент скорректированный план расходов гранта с учетом суммы гранта по итогам заседания конкурсной комиссии по форме согласно приложению 2 к Порядку.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области от 9 января 2020 г. N 4 "О создании конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для предоставления им грантовой поддержки" (действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утратившим силу в связи с изданием приказа Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области от 23 марта 2021 г. N 72) создана указанная комиссия, утвержден порядок формирования конкурсной комиссии, положение о конкурсной комиссии, состав конкурсной комиссии.
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 17 апреля 2020 г. по отбору получателей грантов среди крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных ферм в числе иных лиц победителями признаны ИП главы КФХ Ч. и Т. с размерами грантов 2 327 132 рубля и 2 652 931 рубль соответственно.
7 мая 2020 г. Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области в лице директора Черкесова Д.Л. с ИП главами КФХ Ч. и Т. заключены соглашения N СФ-07-2020 и N СФ-05-2020 о предоставлении гранта крестьянскому (фермерскому) хозяйству на развитие семейной фермы в 2020 году в размерах 2 327 132 рубля и 2 652 931 рубль соответственно (далее - соглашения N СФ-07-2020 и N СФ-05-2020).
21 мая 2020 г. перечислены указанные суммы грантов.
Основанием для привлечения директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Черкесова Д.Л. постановлением административного органа к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в постановлении административного органа выводы о том, что он допустил нарушение порядка и условий предоставления гранта, установленные пунктом 3 Порядка:
1. 7 мая 2020 г. заключил с ИП главой КФХ Т. соглашение N СФ-05-2020 о предоставлении гранта на сумму 2 652 931 рубль, в которую не включены заявленные при отборе затраты на приобретение племенных нетелей Абердин-ангусской породы и включены без проведения отбора затраты на приобретение дисковой бороны на сумму 960 000 рублей;
2. 7 мая 2020 г. заключил с ИП главой КФХ Т. соглашение N СФ-05-2020 о предоставлении гранта на сумму 2 652 931 рубль с завышением затрат на строительство животноводческой фермы на 296 611 рублей относительно суммы, определенной протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания развития крестьянских (фермерских) хозяйств от 17 апреля 2020 г. в объеме 1 396 320 рублей;
3. 30 июля 2020 г. заключил с ИП главой КФХ Т. дополнительное соглашение N СФ-05-2020/1 к соглашению от 7 мая 2020 г. N СФ-05-2020, устанавливающее размер затрат гранта на строительство животноводческой фермы в сумме 2 612 610 рублей, превышающей 60% суммы затрат, заявленных получателем при отборе (2 400 000 рублей) на 212 610 рублей с перечислением этих денежных средств 5 августа 2020 г.;
4. 7 августа 2020 г. заключил с ИП главой КФХ Ч. дополнительное соглашение N СФ-07-2020/1 к соглашению от 7 мая 2020 г. N СФ-07-2020, устанавливающее затраты на приобретение фургона для перевозки пищевых продуктов в сумме 806 736 рублей без проведения отбора получателя гранта с перечислением этих денежных средств 17 августа 2020 г.
Судья районного суда с выводами, изложенными в постановлении административного органа, согласился, вынес решение об оставлении его без изменения.
Судьей областного суда принято решение об изменении постановления административного органа и решения судьи районного суда, из них исключено указание на нарушения должностным лицом Черкесовым Д.Л. бюджетного законодательства, изложенные в пунктах 2, 4 настоящего постановления.
Судья кассационного суда оставил без изменения постановление административного органа, решения районного и областного судов.
Нарушения условий предоставления субсидий, указанные в пунктах 1, 3 настоящего постановления, подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В постановлении административного органа и судебных актах изложен правильный вывод о наличии в деянии должностного лица Черкесова Д.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Действия должностного лица Черкесова Д.Л., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом и не обеспечившего расходование средств предоставленного гранта в соответствии с перечнем затрат, прошедшим конкурсный отбор в установленном порядке, свидетельствуют о нарушении им порядка и условий предоставления бюджетных средств, предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ивановской области, квалифицированы по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса, бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, из представленных материалов не следует, что в действиях должностного лица Черкесова Д.Л. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отсутствовало само событие административного правонарушения, нормы материального права при производстве по делу об административном правонарушении применены правильно.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица административного органа и судебных инстанций, толкованием ими норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 15.15.5 названного кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление службы государственного финансового контроля Ивановской области N 03-12-50/2022, вынесенное начальником указанного органа 8 апреля 2022 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново Ивановской области от 1 июля 2022 г. N 12-162/2022, решение судьи Ивановского областного суда от 9 сентября 2022 г. N 21-220/2022 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2022 г. N 16-8259/2022, вынесенные в отношении члена Правительства Ивановской области - директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Черкесова Д.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Черкесова Д.Л. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ