ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2021 г. N 43-АД21-8-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Рыковой Ольги Геннадьевны на вступившие в законную силу постановление судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 10 июня 2020 г., решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 июля 2020 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2021 г., вынесенные в отношении Рыковой Ольги Геннадьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 10 июня 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 июля 2020 г. и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2021 г., Рыкова О.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Рыкова О.Г. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", далее - Закон N 52-ФЗ).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ).
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи, привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 названного кодекса, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Соответствующие разъяснения содержатся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г. (вопрос 22).
Коронавирусная инфекция (2019-nCov) (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МКБ-10-16. В34.2) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
В силу подпунктов "а", "б" пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны, в том числе соблюдать требования законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 г. N 42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики" с 18 марта 2020 г. до особого распоряжения на территории Удмуртской Республики введен режим функционирования "Повышенная готовность" для органов управления, сил и средств Удмуртской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом 3 пункта 10 указанного распоряжения (в редакции распоряжения Главы Удмуртской Республики от 30 апреля 2020 г. N 91-РГ, действовавшей на момент выдачи Рыковой О.Г. постановления должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий) на граждан, прибывших (вернувшихся) с территорий субъектов Российской Федерации в Удмуртскую Республику, возложена обязанность выполнять требования по изоляции в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) либо в условиях обсерватора сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Удмуртской Республики либо на срок, указанный в постановлениях санитарных врачей.
Из материалов дела усматривается, что 30 апреля 2020 г. Рыковой О.Г., прибывшей на территорию Удмуртской Республики из г. Москвы, главным государственным санитарным врачом по г. Сарапулу, Сарапульскому, Каракулинскому, Киясовскому, Камбарскому районам Удмуртской Республики выдано постановление N 6806, которым на нее возложена обязанность находиться в режиме изоляции в течение 14 дней с 30 апреля 2020 г. по 15 мая 2020 г. под непрерывным медицинском наблюдением (по месту проживания) по адресу: < ... > не покидать указанное помещение, исключить посещение общественных мест.
Данное постановление вручено Рыковой О.Г. 30 апреля 2020 г., что удостоверено ее подписью.
Однако в ходе проверки установлено, что Рыкова О.Г. допустила невыполнение в установленный срок в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) указанного постановления о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, 5 мая 2020 г. в 13 часов 10 минут отсутствовала в жилом помещении по вышеуказанному адресу.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3), рапортами (л.д. 4, 6), письменными объяснениями Я. (л.д. 7), постановлением главного государственного санитарного врача по г. Сарапулу, Сарапульскому, Каракулинскому, Киясовскому, Камбарскому районам Удмуртской Республики от 30 апреля 2020 г. N 6806 (л.д. 8) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Рыковой О.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия Рыковой О.Г. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что Рыкова О.Г., покидая место самоизоляции, действовала в состоянии крайней необходимости, так как требовалось приобрести продукты, являлся предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно признан несостоятельным и получил надлежащую правовую оценку. Оснований для освобождения Рыковой О.Г. от административной ответственности в порядке статьи 2.7, пункта 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Подпунктом 1.4 пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) возложена обязанность по организации при необходимости совместно с общественными организациями оказания социальной поддержки лицам, находящимся в условиях изоляции.
Объективные данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что соответствующая обязанность не была выполнена при наличии указанных в этой норме условий, отсутствуют.
Равным образом в период повышенной готовности и действия ограничительных мер организована реализация продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости дистанционным способом, обеспечивающим их бесконтактную доставку, которая не требует взаимодействия курьера с покупателем.
Нахождение на изоляции на основании выданного в период повышенной готовности постановления уполномоченного должностного лица о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не исключало возможность приобретения товаров указанным способом.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятых судебными инстанциями решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, предусмотренным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса. Постановление о назначении административного наказания исполнено.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 названного кодекса соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 названного кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 10 июня 2020 г., решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 июля 2020 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2021 г., вынесенные в отношении Рыковой О.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Рыковой О.Г. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ