ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2023 г. N 89-АД23-2-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Кулева Данилы Сергеевича на вступившие в законную постановление мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского судебного района г. Тюмени от 14 февраля 2022 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 19 апреля 2022 г. и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 августа 2022 г., вынесенные в отношении начальника управления охраны труда, экологической, промышленной, пожарной безопасности и по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - общество) Кулева Данилы Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского судебного района г. Тюмени от 14 февраля 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 19 апреля 2022 г. и постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 августа 2022 г., начальник управления охраны труда, экологической, промышленной, пожарной безопасности и по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям общества (далее также - должностное лицо общества) Кулев Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Кулев Д.С. ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В силу статьи 1 названного закона отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 данного закона (энергетическая утилизация).
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 (далее - Федеральный классификационный каталог отходов), "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код 7 22 200 01 39 4) включен в группу "отходы при сборе и обработке сточных вод, вод систем оборотного водоснабжения", относится к типу "отходы при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (7 22 000 00 00 0), подтипу "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту" (7 22 200 00 00 0) (блок 7).
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ установлено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновении обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) предусмотрено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 данного закона.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами (часть 2 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290.
Согласно пункту 1 данного положения деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню согласно приложению. В указанный перечень включены работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности.
Из материалов дела следует, что в период с 29 октября 2021 г. по 24 ноября 2021 г. на основании решения руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 20 октября 2021 г. N 220-рш должностными лицами этого органа в отношении общества на объекте - площадка производственная по адресу: г. Тюмень, п. Копытово, ул. Раневской, д. 16 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного и лицензионного законодательства.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, общество к таким субъектам не относится.
Эксплуатируемый обществом объект по указанному адресу поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код объекта 71-0172-000127-П, I категория объекта).
Общество имеет лицензию от 27 сентября 2021 г. N (00)-720080-Т/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Вид работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование отходов I - IV классов опасности.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что на указанном объекте осуществляется деятельность по обезвреживанию отходов "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" IV класса опасности. Осуществление такого вида деятельности указанной лицензией не предусмотрено.
10 декабря 2021 г. должностным лицом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении начальника управления охраны труда, экологической, промышленной, пожарной безопасности и по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям общества Кулева Д.С., допустившего данное нарушение, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное нарушение послужило основанием для привлечения указанного лица постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие инстанции, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3 - 7), актом проверки (л.д. 18 - 32), экспертным заключением и приложенными к нему протоколами испытаний и протоколами отбора проб отходов (л.д. 33 - 51), протоколом осмотра и приложенной к нему фототаблицей (л.д. 52 - 60), решением о проведении плановой выездной проверки (л.д. 62 - 69) и иными доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.4 названного кодекса предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
На основании приказа от 1 декабря 2021 г. Кулев Д.С. является начальником управления охраны труда, экологической, промышленной, пожарной безопасности и по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям общества.
В соответствии с пунктами 8.1.2, 8.1.3 пункта 8 должностной инструкции, утвержденной 29 июля 2019 г. генеральным директором общества, работник, занимающий должность начальника указанного управления, обязан организовывать и участвовать в разработке и оформлении материалов по лицензированию и оформлении разрешительной документации общества в пределах компетенции данного управления, своевременно составлять и предоставлять в уполномоченные органы в установленные сроки отчетную документацию.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии начальника управления охраны труда, экологической, промышленной, пожарной безопасности и по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям общества Кулева Д.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия указанного лица квалифицированы по части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению законодательства.
По утверждению заявителя, сырой осадок с первичных отстойников (плавающие и оседающие взвешенные вещества) и избыточный активный ил биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод ошибочно отнесены должностным лицом и судебными инстанциями к отходам, они таковыми не являются, признаками отходов, указанными в статье 1 Закона N 89-ФЗ, не обладают (не удаляются с территории очистных сооружений), находятся в незавершенном технологическом процессе обработки осадков и выступают сырьем для производства побочной продукции "Рекультивант "Тюменский"; на обращение с ними не распространяются требования законодательства, примененного в настоящем деле; деятельность, требующая лицензирования, в данном случае не осуществляется.
Приведенный довод был предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно отклонен по мотивам, изложенным в обжалуемых актах.
Как указано выше, "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" включен в Федеральный классификационный каталог отходов.
При этом пунктом 3.1 "ГОСТ Р 54534-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при использовании для рекультивации нарушенных земель", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2011 г. N 613-ст (далее - ГОСТ Р 54534-2011), определено, что осадки сточных вод относятся к группе отходов, образующихся на сооружениях механической, биологической и физико-химической очистки поверхностных и подземных вод, сточных вод поселений и близких к ним по составу производственных сточных вод.
Согласно экспертному заключению данному отходу присвоен IV класс опасности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что кроме деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности, на осуществление которой имеется лицензия, общество, должностным лицом которого является Кулев Д.С., осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" IV класса опасности.
В силу пункта 5.1.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30 декабря 1999 г. N 168, сооружения и установки для обработки осадков природных и сточных вод должны обеспечить прием и обработку образующихся осадков, их стабилизацию, обезвоживание и обеззараживание с целью последующей утилизации.
Лицензирование деятельности по обращению с осадками сточных вод как с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.16 ГОСТ Р 54534-2011).
Предприятие, на котором образуются осадки сточных вод, ведет учет образовавшихся и использованных для целей рекультивации осадков сточных вод, в том числе переданных другим предприятиям для использования в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами производства и потребления и федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета (пункт 4.20 ГОСТ Р 54534-2011).
Исходя из анализа совокупности собранных по делу доказательств, приведенных норм и понятий обезвреживания и утилизации отходов, судебные инстанции сделали вывод о том, что "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" является отходами.
Во всяком случае, использование образовавшихся в процессе деятельности хозяйствующего субъекта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, в качестве источника сырья для получения побочной продукции не исключает их из категории отходов и не освобождает соответствующий субъект от исполнения установленных законодательством обязанностей по получению лицензии на деятельность по обращению с отходами.
Общество, должностным лицом которого является Кулев Д.С., осуществляло деятельность по обезвреживанию данных отходов путем изменения состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. В силу указанных выше норм такая деятельность осуществляется на основании лицензии.
Начальник управления охраны труда, экологической, промышленной, пожарной безопасности и по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям общества Кулев Д.С., допустивший описанное выше нарушение в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, обоснованно привлечен к административной ответственности.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом исследования и оценки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных актах. Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Ссылка на судебные акты, состоявшиеся по другим делам, в том числе в отношении общества, отклоняется. Изложенные в них выводы и толкование правовых норм не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих правовое значение при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 19.20 названного кодекса для должностных лиц.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского судебного района г. Тюмени от 14 февраля 2022 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 19 апреля 2022 г. и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 августа 2022 г., вынесенные в отношении начальника управления охраны труда, экологической, промышленной, пожарной безопасности и по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" Кулева Д.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Кулева Д.С. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ