ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2024 г. N 36-АД24-1-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Импорт-Сервис" Вахониной М.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 16 февраля 2023 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Импорт-Сервис" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 16 февраля 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 16 мая 2023 года) общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 814 674 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Определением судьи Смоленского областного суда от 3 мая 2023 года в удовлетворении ходатайства защитника общества о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования указанного постановления отказано.
Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2023 года постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 16 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Вахонина М.В. выражает несогласие с судебными актами о привлечении общества к административной ответственности, ставя вопрос об их отмене.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрено, что недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Таможенным декларированием признается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать лицо государства-члена являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
В силу пункта 1 статьи 401 названного Кодекса таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 этой статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Как усматривается из материалов дела, 26 июля 2022 года в 14 часов 37 минут обществом, являвшимся таможенным представителем ООО "РЕ Трейдинг", на Центральный таможенный пост Центральной электронной таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) на 27 товаров для помещения их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которая зарегистрирована в 14 часов 46 минут 26 июля 2022 года под номером 10131010/260722/3347139.
В ходе проведения таможенного досмотра было установлено, что фактическое количество товара N 9 (пижама для девочки, код товара 6108310000) превышает заявленное количество товара в ДТ 10131010/260722/3347139.
Фактические обстоятельства дела об административном правонарушении подтверждаются собранными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вывод о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Доводы жалобы о том, что фактическое количество товара соответствовало заявленному в ДТ, поскольку товар N 9 исчислялся комплектами по 3 пижамы в одном комплекте, ранее являлись предметом оценки судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемых актах.
Товар, являющийся в рассматриваемом случае предметом административного правонарушения, имеет код 6108 31 000 0 - ночные сорочки и пижамы из хлопчатобумажной пряжи.
Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) пижамы состоят из двух предметов одежды, а именно:
- предмета одежды, предназначенного для верхней части тела, обычно в виде куртки, пуловера или аналогичного предмета одежды,
- предмета одежды, представляющего собой брюки или шорты простого покроя, без разреза или с разрезом.
В данном случае пижамы состояли из футболки и шорт.
Термин "комплект" означает набор одежды (кроме костюмов и изделий товарной позиции 6107, 6108 или 6109), состоящий из нескольких предметов, изготовленных из идентичного полотна, предназначенный для розничной продажи и включающий: один предмет одежды, предназначенный для верхней части тела, за исключением пуловеров, которые могут быть вторым предметом одежды для верхней части тела в случае комплектов-двоек, и жилетов, которые также могут быть вторым предметом одежды для верхней части тела и один или два различных предмета одежды, предназначенных для нижней части тела и представляющих собой брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи, шорты (кроме купальных), юбку или юбку-брюки (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии").
Предметы одежды товарных позиций 6107, 6108 (комбинации, нижние юбки, трусы, панталоны, ночные сорочки, пижамы, пеньюары, купальные халаты, домашние халаты и аналогичные изделия трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек), 6109, 6207 и 6208 ТН ВЭД ЕАЭС не могут быть частями комплекта (Приказ ФТС России от 17 ноября 2021 года N 995 "Об утверждении Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров").
Таким образом, пижамы не могут быть частями комплекта, представляют собой единое изделие.
Обществом заявлено в ДТ пижамы трикотажные машинного вязания из хлопчатобумажной пряжи, код товара 6108 31 000 0, количество - 848 штук.
Указанное количество отличалось от фактически ввезенного, что зафиксировано в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей от 5 августа 2022 года.
То обстоятельство, что декларант считал количество наборов (один набор состоял из трех изделий (пижам), объединенных одним шнуром) (848 штук), а не количество изделий, не свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
На основании исследования имеющейся совокупности доказательств, всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства дела, судья районного суда и согласившийся с ним судья кассационной инстанции правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, вынесенные в отношении привлекаемого к административной ответственности по данному делу лица, отмене и изменению не подлежат.
Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 16 февраля 2023 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2023 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Импорт-Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Импорт-Сервис" Вахониной М.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ