ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2024 г. N 12-АД24-1-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Бастракова А.В. на вступившие в законную силу решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2023 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, вынесенные в отношении председателя единой комиссии по осуществлению закупок ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" Хабибуллина Рустама Мунировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Бастракова А.В. от 15 ноября 2022 года N 012/04/7.30796/2022 председатель единой комиссии по осуществлению закупок ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" Хабибуллин Р.М. (далее также - должностное лицо заказчика) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Данное постановление обжаловано Хабибуллиным Р.М. в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2023 года и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, постановление должностного лица от 15 ноября 2022 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Бастраков А.В., вынесший постановление по настоящему делу, выражает несогласие с состоявшимися в порядке его обжалования судебными актами и ставит вопрос об их отмене, приводя доводы об обоснованном привлечении должностное лицо заказчика Хабибуллина Р.М. к административной ответственности.
В возражениях на жалобу Хабибуллин Р.М. просит оставить вынесенные нижестоящими судами акты без изменения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений на жалобу свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в числе которых опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловой репутации.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлены требования к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги предъявляются требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 графы данной позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 указанной графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" рассматриваемой позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки": 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки": 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Как усматривается из материалов дела, 25 августа 2022 года ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (заказчик) на сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены извещение и аукционная документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Дорожный - Сосново на участке км 0+053 - км 1+400, начальная (максимальная) цена контракта 16 505 064 рубля.
В соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571 в извещении о проведении аукциона на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги заказчиком установленные дополнительные требования к участникам закупки в части наличия у участника закупки следующего опыта выполнения работ: опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Кроме того, в названной позиции заказчиком установлено, что информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" рассматриваемой позиции: исполненный договор; акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки": исполненный договор; акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 6 сентября 2022 года Комиссией по осуществлению закупок ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" под председательством Хабибуллина Р.М. на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе принято решение о несоответствии заявки ООО "ЭкспертДорСтрой" (идентификационный номер 2) дополнительным требованиям в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571, установленным извещением об осуществлении закупки, поскольку представленный Обществом в подтверждение соответствия требованиям извещения об опыте исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги муниципальный контракт от 12 мая 2022 года N 0108300011522000022 с реестровым номером 3120700228522000006, заключенный между ООО "ЭкспертДорСтрой" и Медведевской городской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, не исполнен (статус контракта в единой информационной системы в сфере закупок "исполнение").
ООО "ЭкспертДорСтрой" обжаловало действия заказчика при проведении данной закупки в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.
1 ноября 2022 года должностным лицом данного Управления в отношении председателя единой комиссии по осуществлению закупок ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" Хабибуллина Р.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому должностное лицо заказчика в нарушение пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе неправомерно признало заявку ООО "ЭкспертДорСтрой" не соответствующей дополнительным требованиям извещения о закупке.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица заказчика Хабибуллина Р.М. к административной ответственности по указанной норме в соответствии с постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Бастракова А.В. от 15 ноября 2022 года.
При проверке законности и обоснованности вынесенного постановления судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, установив, что на момент рассмотрения 6 сентября 2022 года заказчиком поступивших заявок оплата по представленному ООО "ЭкспертДорСтрой" муниципальному контракту от 12 мая 2022 года в полном объеме не произведена, пришел к выводам о том, что данный контракт нельзя отнести к исполненному в соответствии с Постановлением N 2571 и подтверждающим соответствие указанного участника закупки дополнительным требованиям в части наличия опыта исполнения работ.
При таких обстоятельствах судья городского суда, с выводами которого согласились судьи Верховного Суда Республики Марий Эл и Шестого кассационного суда общей юрисдикции, отменил постановление о привлечении Хабибуллина Р.М. к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы настоящей жалобы, сводящиеся к тому, что заявка ООО "ЭкспертДорСтрой" соответствовала требованиям законодательства о контрактной системе и извещения, поскольку представленный с заявкой контракт от 12 мая 2022 года, имеющий статус "исполнение", подтверждает наличие требуемого Постановлением N 2571 опыта выполнения работ участником аукциона, который и должны подтверждать участники закупок, являются безосновательными и правомерно отклонены судьей городского суда.
Так, частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным Законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с указанным Законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения 6 поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, контракт считается исполненным после выполнения сторонами своих обязательств в полном объеме.
В соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги предъявляются требования о наличии у участника закупки именно опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судами, муниципальным контрактом от 12 мая 2022 года на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги (с учетом дополнительного соглашения от 21 июня 2022 года), заключенным между Обществом и Медведевской городской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, цена контракта определена в 9 139 066,80 рублей, срок оплаты, осуществляемой путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика (ООО "ЭкспертДорСтрой") - не позднее 31 декабря 2023 года.
Представленные Обществом платежные документы свидетельствуют о перечислении администрацией Обществу в июне - июле 2022 года денежных средств за выполненные работы в общей сумме 4 455 756 рублей, то есть не в полном объеме.
При таких обстоятельствах указанный контракт обоснованно признан неисполненным на момент подачи и рассмотрения 6 сентября 2022 года поданной ООО "ЭкспертДорСтрой" заявки на участие в проводимом заказчиком аукционе.
Более того, как отмечено выше, ООО "ЭкспертДорСтрой" обжаловала действия заказчика при проведении данной закупки в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией в сфере закупок данного Управления принято решение от 13 сентября 2022 года по делу N 012/06/106-702/2022 о признании жалобы ООО "ЭкспертДорСтрой" обоснованной, а в действиях аукционной комиссии заказчика - ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" установлено нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 решения соответственно).
Однако вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23 января 2023 года по делу N А38-5147/2022 требование ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" о признании недействительными пунктов 1 и 2 данного решения антимонопольного органа удовлетворено, решение Управления в оспариваемой части признано недействительным.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2023 года N 301-ЭС23-20496 Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл отказано в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23 января 2023 года, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2023 года и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2023 года по делу N А38-5147/2022 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену решения судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2023 года и состоявшихся в порядке его обжалования решения судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2023 года и постановления судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2023 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, вынесенные в отношении председателя единой комиссии по осуществлению закупок ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" Хабибуллина Рустама Мунировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу должностного лица Бастракова А.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ