ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 января 2018 г. N АКПИ18-28
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Ткачеве П.В.
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Присягина Тристана Александровича об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 января 2018 г. N 125/1050-7 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Тристана Александровича Присягина, и ее уполномоченных представителей",
установил:
постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" на 18 марта 2018 г. назначены выборы Президента Российской Федерации.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 10 января 2018 г. N 125/1050-7 отказано в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Присягина Т.А., и ее уполномоченных представителей.
Гражданин Присягин Т.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене указанного Постановления, ссылаясь на то, что оно является незаконным и нарушает его право быть избранным, закрепленное в части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.
Как указывает административный истец, 540 человек, граждан Российской Федерации, доверили ему свои голоса для поддержки его самовыдвижения кандидатом на должность Президента Российской Федерации. На собрание было приглашено 609 человек рабочих-строителей из регионов и 473 человека из различных организаций. Делегации от организаций не прибыли, так как им была дана команда поддержать только кандидата Грудинина. Делегации от рабочих-строителей прибыли, но в это время были установлены полицейские заграждения при входе и они по неизвестным ему причинам не смогли пройти на собрание. Предупреждение о полицейских кордонах в связи с проведением Кремлевской елки он получил от полиции за 3 дня до начала собрания, не был предупрежден об этом администрацией гостиницы во время подписания договора аренды на зал. В результате на третьем по счету собрании в его поддержку в конференц-зале гостиницы на Измайловском шоссе смогло пройти только 137 человек. Предоставить протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, удостоверенный нотариально, не представилось возможным, поскольку заверять его отказались почти все нотариусы, кроме одного, который не произвел удостоверение, поскольку они на собрании не успели собрать все подписи. Кроме того, Присягин Т.А. указывает, что у него нет зарубежных счетов и недвижимости, о чем было указано в отчете (поставлены прочерки после всех вопросов). И если бы при приеме документов внимание ЦИК России было акцентировано на данном вопросе, необходимые документы были бы представлены.
В судебном заседании административный истец Присягин Т.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что законодательство о выборах Президента Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, создает неравные условия для кандидатов, в состав ЦИК России входят представители политических партий, представленных в Государственной Думе.
Представитель ЦИК России Сахаров С.Ф. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что состав ЦИК России сформирован в соответствии с действующим законодательством, оспариваемое постановление ЦИК России принято в соответствии с пунктом 14 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
Выслушав объяснения Присягина Т.А., представителя ЦИК России Сахарова С.Ф., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", иные федеральные законы.
Закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Конституция Российской Федерации не определяет непосредственно порядок его осуществления. Регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов, в том числе выборов Президента Российской Федерации, входят в компетенцию законодателя.
Применительно к условиям реализации пассивного избирательного права на выборах Президента Российской Федерации посредством самовыдвижения для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. О месте и времени проведения собрания группы избирателей не позднее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (пункт 2 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривает, что кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с данной статьей, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации; основаниями для отказа в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей могут служить отсутствие документов, указанных в пунктах 3, 5 - 7 и 11 названной статьи, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, невыполнение требований пунктов 2, 3, 9 - 11, 13 названной статьи (пункты 3, 14, 16 статьи 34).
Кандидатом на должность Президента Российской Федерации Присягиным Т.А. 7 января 2018 г. в ЦИК России представлено ходатайство о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки его самовыдвижения кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и приложенные к нему документы.
Постановлением ЦИК России от 10 января 2018 г. отказано в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата, и ее уполномоченных представителей.
Для поддержки самовыдвижения кандидата Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривает создание группы избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом (пунктом 2 статьи 34). В представленном в ЦИК России протоколе собрания группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Присягина Т.А., указано, что в собрании группы избирателей 26 декабря 2017 г. участвовало 137 (сто тридцать семь) человек.
К ходатайству о регистрации группы избирателей должен быть приложен нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей (пункт 5 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"). Как следует из подтверждения о приеме документов для регистрации группы избирателей, протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Присягина Т.А., удостоверенный нотариально, в ЦИК России представлен не был.
Данные обстоятельства не отрицал в судебном заседании административный истец Присягин Т.А., ссылаясь на то, что законодателем установлены нереальные сроки, а нотариусы отказывались удостоверять протокол регистрации членов группы избирателей.
Между тем указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления, которое принято в соответствии с требованиями Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и административный истец имел реальную возможность ознакомиться с положениями законодательства о выборах Президента Российской Федерации до назначения даты выборов.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" кандидат представляет сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, а также сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей, а также сведения о расходах кандидата, а также о расходах его супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546. Вышеуказанные документы Присягиным Т.А. в ЦИК России представлены не были.
Оспариваемое Постановление является законным и обоснованным, поскольку административному истцу отказано в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей на основании пункта 14 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" в связи с невыполнением требований пунктов 2, 5, 7.1 статьи 34 названного Федерального закона.
ЦИК России сформирована в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Порядок принятия решения ЦИК России соблюден, оспариваемое Постановление принято правомочным составом, единогласно.
В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение является законным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 244 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Присягина Тристана Александровича об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 января 2018 г. N 125/1050-7 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Тристана Александровича Присягина, и ее уполномоченных представителей" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ