ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2021 г. N АПЛ21-334
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Горчаковой Е.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокуроров Засеевой Э.С., Паршиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Грудинина Павла Николаевича об оспаривании пункта 1 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2021 г. N 30/258-8 "О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
по апелляционной жалобе Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Грудинина П.Н. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2021 г. по делу N АКПИ21-663, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения председателя Центрального комитета Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Зюганова Г.А., Грудинина П.Н., их представителей Филатовой И.А., Даниловой М.Н., Синельщикова Ю.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Будариной Н.А., Мазуревского К.С., Лисицина О.Н., Сахарова С.Ф., заключение прокуроров Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Паршиной С.А., полагавших апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее также - ЦИК России, Комиссия) 24 июля 2021 г. приняла постановление N 30/258-8 "О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее также - Постановление), которым были зарегистрированы 344 человека.
Согласно пункту 1 Постановления Грудинин П.Н. исключен из федерального списка кандидатов в связи с несоблюдением требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ).
Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее также - Партия, Избирательное объединение) и Грудинин П.Н. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене пункта 1 Постановления, полагая исключение Грудинина П.Н. из федерального списка кандидатов незаконным. Свою правовую позицию мотивировали тем, что к моменту представления в ЦИК России документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого Партией (на 13 июля 2021 г.), Грудинин П.Н. прекратил владение иностранными финансовыми инструментами, надлежащим образом уведомив Комиссию о том, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Из административного искового заявления следует, что представленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ЦИК России документы, свидетельствующие о том, что Грудинин П.Н. владеет 16667 акциями международной коммерческой компании Bontro Ltd., зарегистрированной в Белизе (далее - Bontro Ltd., компания Bontro Ltd., Компания), не соответствуют официальным данным налоговых органов, получены с нарушением установленного порядка и не могут расцениваться как допустимые и достоверные. Комиссия, исключив кандидата Грудинина П.Н. из федерального списка, нарушила право Избирательного объединения на равноправное участие в выборах, а также право Грудинина П.Н. быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на основе закрепленного статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) равенства кандидатов.
ЦИК России, привлеченная судом к участию в деле в качестве административного ответчика, административный иск не признала, указав, что Постановление принято на заседании Комиссии правомочным составом в соответствии с положениями Федерального закона N 20-ФЗ и при наличии правовых оснований - в связи с несоблюдением кандидатом установленного законом требования; имеющиеся у Комиссии и представленные административными истцами документы не подтверждают утверждения административных истцов о ликвидации международной коммерческой компании Bontro Ltd., акциями которой владеет Грудинин П.Н.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Партии и Грудинину П.Н. отказано.
Не согласившись с названным решением суда, административные истцы подали апелляционную жалобу, в которой просят о его отмене, как незаконного и необоснованного, и о принятии по административному делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления. Полагают, что суд первой инстанции допустил существенные нарушения норм материального права при рассмотрении данного административного дела, не установил юридически значимые обстоятельства, а изложенные в обжалуемом решении выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела. Полагают, что отсутствуют неоспоримые доказательства, подтверждающие владение Грудининым П.Н. акциями компании Bontro Ltd; неоспоримыми и доказанными являются сведения о передаче 5 апреля 2017 г. владения акциями Bontro Ltd. Хмельницкому С.П. и ликвидации им компании (27 декабря 2018 г.). Данные о восстановлении компании не могут быть приняты в качестве допустимых и достоверных доказательств, как противоречащие законодательству Белиза; информация, представленная Генеральной прокуратурой Российской Федерации, о том, что Грудинин П.Н. владеет 16667 акциями компании Bontro Ltd., противоречит сведениям Федеральной налоговой службы, получена Генеральной прокуратурой Российской Федерации с нарушением установленного порядка и не может быть признана достоверной.
ЦИК России в письменных возражениях на апелляционную жалобу поддержала правовую позицию, изложенную суду первой инстанции, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее также - Государственная Дума) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 20-ФЗ, других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 20-ФЗ).
Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне. Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 г. N 1742-О).
Согласно части 13 статьи 4 Федерального закона N 20-ФЗ гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в поименованном федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Из материалов административного дела следует, что 5 июля 2021 г. в порядке, установленном статьями 39, 42 Федерального закона N 20-ФЗ, Партия представила в ЦИК России документы для уведомления о выдвижении федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы восьмого созыва, в общефедеральной части которого под номером 3 значился Грудинин Павел Николаевич.
5 июля 2021 г. в ЦИК России в соответствии с требованиями пункта 2 части 5 статьи 42 Федерального закона N 20-ФЗ представлен документ, подписанный Грудининым П.Н. 24 июня 2021 г., содержащий сведения о размере и об источниках доходов его как кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах.
В сведениях о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности Грудинину П.Н. (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, в графе "Вид ценной бумаги, лицо, выпустившее ценную бумагу, ИНН, адрес, количество ценных бумаг, общая стоимость (руб.)" информация не отражена, в данной графе стоит "0".
Постановлением ЦИК России от 11 июля 2021 г. N 17/144-8 указанный федеральный список кандидатов был заверен.
Для регистрации федерального списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет в ЦИК России документы и сведения, определенные в статье 46 Федерального закона N 20-ФЗ.
В соответствии с данной нормой закона в числе прочего должны быть представлены сведения об изменениях в федеральном списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях о каждом кандидате из федерального списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 1 - 3 и 5 статьи 42 данного федерального закона (если такие изменения имеются); в отношении каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, - письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункты 2, 3 части 1).
13 июля 2021 г. документы для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого Партией, были представлены в Комиссию.
В силу приведенных законоположений кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, обязаны по состоянию на 13 июля 2021 г. прекратить пользование иностранными финансовыми инструментами, о чем представить письменное уведомление.
В числе представленных Партией в ЦИК России документов имеется уведомление от 24 июня 2021 г., подписанное Грудининым П.Н., о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит денежные средства и ценности в иностранных банках, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Согласно части 3 статьи 48 Федерального закона N 20-ФЗ Комиссия проверяет достоверность сведений о кандидатах, включенных в федеральные списки кандидатов, и иных сведений, представленных политическими партиями в соответствии с данным федеральным законом.
В соответствии с частью 4 приведенной выше нормы закона Комиссия обращается в соответствующие органы с представлениями о проверке достоверности представленных в соответствии со статьей 42 этого закона сведений о кандидатах, включенных в федеральные списки кандидатов, выполнения этими кандидатами требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 поименованного закона.
13 июля 2021 г. в ЦИК России поступило обращение бывшей супруги Грудинина П.Н. - Грудининой И.И., сообщившей о принадлежности Грудинину П.Н. 1/3 доли акций в международной компании Bontro Ltd.
С целью проверки достоверности сведений о кандидате, включенном в федеральный список, а также с учетом указанного обращения Грудининой И.И. ЦИК России, руководствуясь частями 3, 4 статьи 48 Федерального закона N 20-ФЗ, обратилась в Федеральную налоговую службу и Генеральную прокуратуру Российской Федерации с запросами о проведении проверки представленных сведений о кандидате, в том числе на предмет возможного наличия у Грудинина П.Н. счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, иностранных финансовых инструментов.
Федеральная налоговая служба проинформировала ЦИК России об отсутствии у Грудинина П.Н. по состоянию на 22 июля 2021 г. открытых счетов в иностранных банках и о проведении проверки в отношении возможного сохранения его участия в компании Bontro Ltd., бенефициарным владельцем которой он являлся по состоянию на 31 декабря 2017 г. (письмо от 22 июля 2021 г. N АБ-21-13/269дси). На день вынесения Постановления сообщения о результатах проверки от Федеральной налоговой службы не поступило.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в ответе на запрос информировала ЦИК России, что Грудинин П.Н. владеет 16667 акциями компании Bontro Ltd., зарегистрированной в Белизе; согласно сведениям, полученным от "Пруденшиал Траст Корпорейшн Лимитед", действующей в качестве регистрационного агента Bontro Ltd., по состоянию на 14 июля 2021 г. Грудинин П.Н. продолжает владеть указанными иностранными финансовыми инструментами. В качестве приложений к письму были представлены копия сертификата Bontro Ltd. от 25 сентября 2020 г. и копия реестра акционеров Bontro Ltd. от 14 июля 2021 г. с нотариально заверенными переводами (письмо от 21 июля 2021 г. N 86/1-528-2021/Нд27075-21).
В силу пункта 11 части 4 статьи 50 Федерального закона N 20-ФЗ несоблюдение кандидатом требований, установленных частью 13 статьи 4 Федерального закона N 20-ФЗ, влечет исключение кандидата из федерального списка кандидатов.
Избирательное законодательство определяет обязательные для выполнения требования о представлении сведений финансово-имущественного характера в рассматриваемом случае в отношении кандидата в качестве единых и равных условий выдвижения кандидатов в федеральном списке кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, выдвинутом политической партией. Все выдвинутые избирательным объединением кандидаты, которые соответствуют указанным в законе условиям, подлежат регистрации в соответствующем списке кандидатов, а следовательно, утверждение административных истцов о нарушении принципа равенства изданием оспариваемого в части Постановления несостоятельно.
Постановление принято ЦИК России полномочным составом с соблюдением установленной законом процедуры. Из участвующих в заседании 14 членов Комиссии с правом решающего голоса 13 проголосовали за принятие Постановления.
Информация, поступившая в Комиссию из компетентного органа, в отношении кандидата Грудинина П.Н. подтверждается собранными по делу доказательствами, оценка относимости, допустимости и достоверности каждого из которых в отдельности, их взаимосвязь в совокупности подробно изложена в обжалуемом решении.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что Генеральная прокуратура Российской Федерации не является уполномоченным органом для раскрытия информации о составе имущества кандидата, а сведения, представленные данным органом, что Грудинин П.Н. владеет 16667 акциями международной компании Bontro Ltd., противоречат сведениям из Федеральной налоговой службы и не могут быть признаны достоверными, несостоятельно, так как часть 4 статьи 7 Федерального закона N 79-ФЗ наделяет органы прокуратуры Российской Федерации правомочием направлять на основаниях и в порядке, которые устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации, запросы в иностранные банки и иные иностранные организации, а также в уполномоченные органы иностранных государств.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что налоговые органы являются единственными уполномоченными государственными органами, которые вправе проводить проверку выполнения кандидатами требований законодательства о выборах, в том числе по вопросу наличия или отсутствия у кандидата иностранных финансовых инструментов, не основана на законе.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Информация, предоставленная компетентным органом - Генеральной прокуратурой Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также выполняющих иные функции, подтверждена имеющейся в материалах данного административного дела копией вступившего в законную силу решения Видновского городского суда Московской области от 23 апреля 2019 г. по гражданскому делу N 2-1679/2019 по спору между Грудининой И.И. и Грудининым П.Н. о разделе совместно нажитого имущества, на основании которого в собственность Грудинина П.Н. выделено 16667 акций иностранной компании Bontro Ltd., учрежденной 9 июля 2003 г. в г. Белизе, (Белиз), в качестве международной коммерческой компании, а в собственность Грудининой И.И. - 33333 акции этой компании.
В административном исковом заявлении и в апелляционной жалобе Грудинин П.Н. ссылается на то, что по состоянию на 5 апреля 2017 г. его участие в международной коммерческой компании Bontro Ltd. было прекращено. Это противоречит письму Федеральной налоговой службы от 22 июля 2021 г. N АБ-21-13/269дси, из которого следует, что по состоянию на 31 декабря 2017 г. он являлся бенефициарным владельцем указанной компании. Это обстоятельство также подтверждается решением от 15 июня 2018 г. N 08/2175 Межрайонной ИФНС России N 14 о привлечении Грудинина П.Н. к ответственности за налоговое правонарушение, согласно которому компетентные органы государства Белиз сообщили, что зарегистрированный агент компании Bontro Ltd. подтвердил, что по состоянию на 31 декабря 2017 г. Грудинин П.Н. продолжал числиться бенефициарным собственником компании Bontro Ltd. После того как в 2009 г. Грудинин П.Н. потерял свой сертификат акций на предъявителя, он согласился на выпуск сертификата зарегистрированных акций 423/018 R (1), который оставался действительным по состоянию на 31 декабря 2017 г. Номинальный акционер Bontro Ltd. - Оскар А. Сабидо - не менялся с 2003 г. по 31 декабря 2017 г. Он же являлся директором Компании. Зарегистрированный агент Компании также сообщил об отсутствии трастовых деклараций. На основании документов и информации, полученных от компетентных органов Белиза, налоговым органом установлено, что Грудинин П.Н. является бенефициарным владельцем (доля 100%) международной коммерческой компании Bontro Ltd., в том числе по состоянию на 31 декабря 2017 г.
Из вступившего в законную силу решения Видновского городского суда Московской области от 23 апреля 2019 г. по гражданскому делу N 2-1679/2019 следует, что Грудинин П.Н. являлся владельцем 100% (50000) акций компании Bontro Ltd., предъявлял встречные требования о разделе совместно нажитого имущества к Грудининой И.И.; 33333 акции названной компании выделено в собственность Грудининой И.И., а в собственности административного истца осталось 16667 акций этой компании.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
В материалах административного дела также имеется копия определения Верховного Суда Белиза от 8 июля 2020 г., согласно которому Bontro Ltd., добровольно ликвидированная 27 декабря 2018 г., больше не считается ликвидированной; название Bontro Ltd. должно быть восстановлено в Реестре Международных коммерческих компаний в соответствии со статьей 109(2) Закона о международных коммерческих компаниях; "Пруденшиал Траст Корпорейшн Лимитед" должна действовать в качестве Регистрационного агента Bontro Ltd.
Подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее копию Определения Верховного Суда Белиза от 8 июля 2020 г., удостоверена, апостиль проставлен на отдельном листе, скрепленном с документом.
Из материалов дела усматривается, что компания Bontro Ltd. учреждена по Закону Белиза О международных коммерческих компаниях, принятому 1 мая 1990 г. (далее - Закон Белиза), и зарегистрирована 9 июля 2003 г. под N 30, 423, с указанной даты Грудинин П.Н. являлся конечным бенефициарным владельцем 100% акций этой компании.
Законом Белиза в статье 109 закреплено: если наименование компании исключается из Реестра, то компания и ее директора, акционеры, ликвидаторы и распорядители не имеют права: a) начинать судебные разбирательства, вести любую коммерческую деятельность или каким-либо образом распоряжаться активами компании; b) осуществлять защиту в любом судебном разбирательстве, предъявлять претензии или требовать осуществления любого права для компании или от ее имени; или c) совершать какие-либо действия, имеющие отношение к делам компании (подраздел 1); несмотря на положения подраздела 1, если наименование компании исключается из Реестра, то компания или ее директор, акционер, ликвидатор или распорядитель могут:
a) подать ходатайство о восстановлении наименования компании в Реестре;
b) продолжить осуществление защиты в судебном разбирательстве, которое было начато против компании до даты исключения; c) продолжить проведение судебного разбирательства, которое было инициировано от имени компании до даты исключения (подраздел 2).
Определением Верховного Суда Белиза от 8 июля 2020 г. по делу о соблюдении статей 108(1), 109(2) Закона Белиза и по делу компании Bontro Ltd. между Грудининой И.И. и Регистратором международных коммерческих компаний указано, что по итогам судебного заседания, о котором ответчик был извещен, компания Bontro Ltd. более не считается ликвидированной, ее название должно быть восстановлено в Реестре международных коммерческих организаций в соответствии со статьей 109(2) Закона Белиза, а компания "Пруденшиал Траст Корпорейшн Лимитед" должна действовать в качестве регистрационного агента Компании.
Из этого определения Верховного Суда Белиза и приведенных законоположений усматривается, что Закон Белиза допускает восстановление компании в Реестре при наличии судебных разбирательств, в связи с чем Верховный Суд Белиза признал, что компания Bontro Ltd. не считается ликвидированной.
Приведенные решения судебных органов достоверно опровергают доводы административных истцов о том, что Bontro Ltd. была ликвидирована в 2018 г. и не могла существовать на день представления Партией документов для регистрации федерального списка кандидатов.
Доводы апелляционной жалобы, направленные к оценке законности поименованных выше решений судов, вступивших в законную силу, в том числе по мотиву неправильного применения в них норм материального права, включая законодательство Белиза, не подлежат проверке в рамках настоящего административного дела, их законность и обоснованность может быть проверена в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
Вывод суда о законности пункта 1 Постановления подтверждается также имеющимися в материалах дела документами:
копией Свидетельства о восстановлении надлежащего правового статуса, выданного 9 сентября 2020 г. Регистратором Международных коммерческих компаний, удостоверяющего в соответствии со статьей 108 Закона Белиза, что компания Bontro Ltd., N 30, 423, восстановила свой надлежащий правовой статус в г. Белизе, Белиз, в качестве Международной коммерческой компании и считается, что ее название никогда не удалялось из Реестра;
копией Свидетельства о надлежащем правовом статусе Bontro Ltd., N 30, 423, выданного 4 мая 2021 г. Регистратором Международных коммерческих компаний в соответствии со статьей 136(1) Закона Белиза;
копией Реестра акционеров Международной коммерческой компании Bontro Ltd., N 30, 423, от 14 июля 2021 г., согласно которому Грудинин П.Н. в период с 10 июля 2003 г. по 5 августа 2009 г. являлся собственником 50000 акций на предъявителя (номер сертификата акционера 423/018), с 5 августа 2009 г. по 25 сентября 2020 г. - собственником 50000 акций (номер сертификата 423/018 R(1), а с 25 сентября 2020 г. является собственником 16667 акций (номер сертификата 423/018 R(2), собственником 33333 акций является Грудинина И.И. (номер сертификата 423/018 R(3);
копией Сертификата Bontro Ltd. под номером 423/018 R(2) от 25 сентября 2020 г., удостоверяющего, что Грудинин П.Н. является зарегистрированным собственником 16667 акций по 1,00 доллара США каждая под номерами 00001 - 16667 включительно в капитале Компании в соответствии с учредительным договором и уставом компании.
Утверждение в апелляционной жалобе, что документы, которые были совершены на территории Белиза и представлены ЦИК России в Верховный Суд Российской Федерации, не соответствуют требованиям легализации, лишено правовых оснований.
В силу части 6 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации документ, полученный в иностранном государстве, признается в суде письменным доказательством, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке.
На официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства, распространяется Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (далее - Конвенция), участниками которой являются Российская Федерация и Белиз (заключена в г. Гааге 5 октября 1961 г., вступила в силу для России 31 мая 1992 г.) (статья 1).
Согласно статье 2 Конвенции каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется Конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Под легализацией в смысле Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (статья 3).
Копия Свидетельства о восстановлении надлежащего правового статуса Bontro Ltd., N 30, 423, от 9 сентября 2020 г., копия Свидетельства о надлежащем правовом статусе Bontro Ltd., N 30, 423, от 4 мая 2021 г., копия Реестра акционеров Международной коммерческой компании Bontro Ltd., N 30, 423, от 14 июля 2021 г., копия Сертификата Bontro Ltd. под номером 423/018 R(2) от 25 сентября 2020 г., копия Сертификата Bontro Ltd. под номером 423/018 R(3) от 25 сентября 2020 г. удостоверены нотариусом Белиза в том, что указанные документы являются точными копиями, прописью и цифрами оригинальных цифр оригинала от имени Bontro Ltd., заверены подписью нотариуса, печатью и имеют апостиль, проставленный на отдельном листе, скрепленном с документами.
Все эти документы переведены на русский язык, подлинность подписи переводчика нотариально удостоверена.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции верно исходил из того, что указанные документы, совершенные на территории Белиза, соответствуют требованиям легализации, предусмотренным Конвенцией.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции были приобщены к материалам административного дела доказательства, не отвечающие требованиям достоверности и допустимости, противоречит имеющимся в деле материалам, в которых имеются как оригиналы, так и надлежащим образом заверенные и оформленные в соответствии с требованиями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации письменные доказательства, на основании которых было принято оспариваемое в части Постановление.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ценные бумаги относятся к категории иностранных финансовых инструментов исключительно в том случае, если им присвоен международный идентификационный код ценных бумаг (ISIN), а акции компании Bontro Ltd. к таковым не относятся, вследствие чего, по мнению административных истцов, они не могут классифицироваться как иностранные финансовые инструменты, ошибочна, основана на неверном толковании закона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами наряду с прочим понимаются: ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
Пункт 2 приведенной нормы определяет, что под иностранными финансовыми инструментами понимаются наряду с прочим доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 названного закона в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов.
Согласно статье 2(1) Закона Белиза под объявленным капиталом компании понимается сумма совокупной номинальной стоимости всех акций с номинальной стоимостью, которые компания имеет право выпустить согласно учредительному договору, плюс сумма, если есть, указанная в ее учредительном договоре в качестве объявленного капитала, представленного акциями без номинальной стоимости, которые компания имеет право выпустить согласно своему учредительному договору.
Таким образом, акции Bontro Ltd. номиналом в 1 доллар США каждая, выпущенные в соответствии с приведенным законом, отражает долю участия Грудинина П.Н. в уставном (складочном) капитале организации, местом регистрации которой является иностранное государство, то есть являются иностранными финансовыми инструментами.
Представленное административными истцами Свидетельство о прекращении деятельности от 27 декабря 2018 г., в соответствии с которым Регистратором международных коммерческих компаний с указанной даты подтверждается прекращение деятельности Компании в соответствии с пунктом "b" подраздела 6 статьи 102 Закона Белиза, было исследовано судом первой инстанции, получило надлежащую оценку в решении, в котором правильно признано не свидетельствующим о незаконности обжалованного решения ЦИК России с учетом иных, имеющихся по административному делу доказательств, приведенных выше.
В обоснование доводов о том, что кандидат Грудинин Н.П. с 5 апреля 2017 г. не является акционером и бенефициаром компании Bontro Ltd., административные истцы представили следующие документы:
обращение Грудинина П.Н. от 5 апреля 2017 г., адресованное САБКО (Офшор Файнэншл Сервисез Лимитед), об утере сертификата акций Bontro Ltd. под номером 423/018 R(1) и о его аннулировании, о передаче 50000 акций Компании Брюстеру А.В. в качестве номинального владельца, об отказе от всех прав и бенефициарной доли в компании в пользу Хмельницкого С.П., о внесении всех изменений о переходе права собственности в Компании от Грудинина П.Н. к Хмельницкому С.П. и об отражении изменений в документах;
решение директора компании Рэймонда Ашера, принятое по обращению Грудинина П.Н. в тот же день - 5 апреля 2017 г., совершенное в Белизе, о передаче 50000 акций компании Брюстеру А.В. и о выпуске сертификата акций Bontro Ltd. под номером 423/018 R(2) на имя Брюстера А.В. взамен утерянного;
трастовую декларацию Брюстера А.В. от 5 апреля 2017 г. о том, что он владеет 50000 акций в компании Bontro Ltd., зарегистрированными на его имя как номинального держателя и доверительного управляющего от имени Хмельницкого С.П.;
именной сертификат акций Bontro Ltd. под номером 423/018 R(2), выданный 5 апреля 2017 г., подтверждающий, что Брюстер А.В. является зарегистрированным владельцем 50000 акций номиналом 1 доллар США каждая, с номера 0001 по 50000, находящихся в акционерном капитале Компании согласно учредительному договору и уставу Компании, которые могут быть переданы только в случае, если данный сертификат будет надлежащим образом подписан и сумма в 1 доллар США будет уплачена за каждую акцию.
Судом первой инстанции был допрошен в качестве свидетеля Хмельницкий С.П., который показал, что акции Bontro Ltd. ему не передавались, Компанию Грудинин П.Н. ему передал безвозмездно, ничего не знает о таких лицах, как Брюстер Альфред Виктор и Рэймонд Ашер, в отношения по доверительному управлению имуществом с Брюстером А.В. не вступал, в Белиз не выезжал.
Таким образом, Хмельницкий С.П. не смог подтвердить или опровергнуть какие-либо сведения относительно исполнительных органов Bontro Ltd.
Административными истцами также представлено решение первого директора Компании Оскара А. Сабидо от 9 января 2017 г. о назначении Рэймонда Ашера на должность постоянного директора Компании, которое указывает на то, что с 9 января 2017 г. в Компании было два директора.
На основании статьи 30(2) Закона Белиза, если компания, зарегистрированная согласно этому закону, выпускает сертификаты акций, то они: a) должны быть подписаны двумя директорами либо двумя должностными лицами компании, либо одним директором и одним должностным лицом; или b) должны быть скреплены печатью компании и могут иметь или не иметь подпись директора или должностного лица компании.
Сертификат акций Bontro Ltd. под номером 423/018 R(2), выданный на имя Брюстера А.В. в день обращения Грудинина П.Н. в САБКО (Офшор Файнэншл Сервисез Лимитед) - 5 апреля 2017 г., имеет подпись одного директора Рэймонда Ашера и не скреплен печатью Компании.
При таких данных обоснован вывод суда первой инстанции о том, что сведений, подтверждающих, что поручения Грудинина П.Н. от 5 апреля 2017 г. об аннулировании утерянного сертификата акций под номером 423/018 R(1), о внесении всех изменений о переходе права собственности в Компании от Грудинина П.Н. к Хмельницкому С.П., об отражении изменений в документах были исполнены САБКО (Офшор Файнэншл Сервисез Лимитед), не имеется.
В Едином государственном реестре юридических лиц в Российской Федерации отсутствуют сведения о ликвидации компании Bontro Ltd., учредившей общество с ограниченной ответственностью "Универсальная Финансовая Компания".
Представленный административными истцами в суде первой инстанции акт приема-передачи имущества в виде 99% и номинальной стоимостью 9900 рублей в уставном капитале ООО "Универсальная Финансовая Компания", согласно которому на основании решения о распределении имущества от 14 ноября 2018 г. в связи с предстоящей ликвидацией компании Bontro Ltd. директор этой компании Рэймонд Ашер передал указанное имущество Хмельницкому С.П., а Хмельницкий С.П. принял, подписан лишь директором Рэймондом Ашером, совершен в Белизе.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленные административными истцами письменные доказательства и показания свидетеля Хмельницкого С.П. не могут свидетельствовать о передаче Грудининым П.Н. 100% доли акций компании Bontro Ltd. Хмельницкому С.П.
Суд первой инстанции также правильно учел, что все документы, представленные административными истцами, в том числе и копия Правительственной газеты Белиза от 12 января 2019 г., в которой опубликовано уведомление о ликвидации Bontro Ltd. с 27 декабря 2018 г. и об исключении ее из реестра международных коммерческих компаний, указывают на события, имевшие место до восстановления компании Bontro Ltd. в г. Белизе (Белиз), в качестве международной коммерческой компании, и не опровергают факты, представленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации о принадлежности кандидату Грудинину П.Н. ценных бумаг компании, зарегистрированной за пределами Российской Федерации, на дату представления в ЦИК России документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутых Партией.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции верно исходил из того, что ЦИК России на основании пункта 11 части 4 статьи 50 Федерального закона N 20-ФЗ приняла правомерное решение об исключении данного кандидата из федерального списка Партии, поскольку в результате проведенной проверки ЦИК России установила, что на день представления документов для регистрации федерального списка кандидатов Грудининым П.Н. требования части 13 статьи 4 названного выше закона выполнены не были.
Утверждение в апелляционной жалобе о нарушении судом первой инстанции статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), согласно которой каждому гарантируется в случае спора о его гражданских правах и обязанностях право на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом, не основано на конкретных доказательствах, таких обстоятельств по данному делу не усматривается.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Грудинина Павла Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
Е.В.ГОРЧАКОВА
О.Н.НЕФЕДОВ