СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2007 г. N 179
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 АПРЕЛЯ 2005 Г. N 131 "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Заслушав и обсудив информацию членов Президиума Совета судей Российской Федерации Пашкова В.И. и Лысухо П.И. о выполнении Постановления Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации", Совет судей отмечает, что большинство изложенных в Постановлении рекомендаций органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации учтены, их реализация повлекла позитивные изменения в деятельности мировых судей в Российской Федерации.
Укреплению мировой юстиции способствовало внесение изменений в ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", которым уменьшена расчетная численность населения на одном судебном участке мирового судьи. В результате уже с 1 января 2007 г. в 15 субъектах Российской Федерации введены дополнительные единицы мировых судей, а в большинстве регионов законопроекты об увеличении числа мировых судей находятся на стадии согласования.
Внесенное в закон изменение способствует стабилизации работы мировых судей и более широкому доступу граждан к правосудию.
В соответствии с рекомендациями Совета судей Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно, а в ряде случаев по инициативе органов прокуратуры, законодательство субъектов Российской Федерации приведено в соответствие с федеральным законодательством. Во многих случаях эти изменения посвящены укреплению статуса мирового судьи, обеспечению его независимости.
Более чем в половине субъектов Российской Федерации приняты и успешно реализуются целевые программы развития мировой юстиции; во многих из них указанные программы разработаны и находятся в органах государственной власти на согласовании.
Повсеместно вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами судейского сообщества и при активном участии соответствующих судов. В практической деятельности сложились эффективные формы такого взаимодействия.
Во всех субъектах Российской Федерации несколько улучшилось положение с размещением участков мировых судей, увеличилось бюджетное финансирование, повысился уровень их материально-технического обеспечения. Наиболее ощутимые изменения произошли в оборудовании компьютерных автоматизированных рабочих мест, обеспечении мировых судей информационно-правовыми программами.
В результате принятых мер укрепился авторитет мировых судей, повысился уровень доступности граждан к правосудию.
Вместе тем, как и в предыдущие годы, острейшей осталась проблема перегруженности мировой юстиции.
Судебная статистика свидетельствует, что в последние 2 года объем работы на судебных участках не только не уменьшился, но существенно возрос. Если в 2004 г. нагрузка на 1 мирового судью в месяц составляла в объеме 111,3 дела, то в 2006 г. она достигла уже объема 162,3 дела.
В 2006 г. от общего числа судебных дел, оконченных производством судьями районных судов и мировыми судьями, последними рассмотрено 39,9% уголовных, 73,2% гражданских и 95,3% дел об административных правонарушениях.
Из-за отсутствия компетентного государственного органа, который бы занимался организационным обеспечением деятельности мировых судей, а также неопределенности законодательного регулирования этой функции, не преодолены проблемы в организационном обеспечении мировой юстиции, что негативно сказывается на качестве судопроизводства.
В региональном законодательстве отсутствуют нормы, которые бы регулировали формы взаимодействия с органами судейского сообщества подразделений по обеспечению деятельности мировых судей. Правовая неопределенность мешает эффективному выполнению органами судейского сообщества задач, поставленных перед ними Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
Субъектам Российской Федерации необходимо законодательно урегулировать уже фактически сложившиеся с органами судейского сообщества взаимоотношения.
При решении вопросов структуры и численности аппарата мировых судей в ряде субъектов Российской Федерации недооценивается важность введения в штаты судебных участков помощников мировых судей, необходимость укомплектования аппарата достаточным числом государственных служащих.
Сегодня аппарат мирового судьи во многих субъектах Российской Федерации состоит из двух (а в нескольких регионах одного) государственных служащих: секретаря судебного заседания и секретаря судебного участка. Только в половине субъектов Российской Федерации в штат аппарата мировых судей на наиболее загруженные судебные участки введены помощники мировых судей, в 79% судебных участков отсутствуют архивариусы.
При утверждении Реестров государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации требования федерального законодательства об учете структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, не учтены.
Во многих субъектах Российской Федерации государственные гражданские служащие аппарата мировых судей отнесены к самой низшей категории "обеспечивающие специалисты" старшей или младшей группы должностей. Предъявляемым к ним квалификационным требованием является наличие лишь среднего профессионального (юридического) образования, что явно недостаточно. Такое образование не соответствует уровню требуемых на указанных должностях знаний.
Не решена проблема размещения судебных участков мировых судей. В половине субъектов Российской Федерации средняя площадь помещения, занимаемого мировыми судьями и их аппаратами, составляет менее 100 квадратных метров. На многих судебных участках мировых судей отсутствуют залы судебных заседаний, конвойные помещения, архивы и комнаты для хранения вещественных доказательств. Работники аппарата не обеспечены служебными кабинетами, нет комнат для прокуроров и адвокатов.
Не решены вопросы охраны и технического укрепления зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями и их аппаратами.
Не выделяются средства на приобретение жилья для мировых судей.
Министерству юстиции Российской Федерации и его органам в субъектах Российской Федерации также требуется принять дополнительные организационные меры по обеспечению безопасности и установленного порядка при отправлении правосудия мировыми судьями.
Не во всех субъектах Российской Федерации бюджетное финансирование достаточно для создания персональных автоматизированных рабочих мест, внедрения современных методов ведения делопроизводства, обеспечения правовыми и специализированными программами. Не выделяются средства на повышение профессионального уровня мировых судей, а также работников их аппарата.
На основании изложенного Совет судей Российской Федерации постановляет:
1. Комиссии по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства (Демидов В.В.) изучить вопрос совершенствования федерального законодательства об организации деятельности мировых судей с учетом имеющейся судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.
2. Создать при комиссии Совета судей Российской Федерации по организационно-кадровой работе (Ткачев В.Н.) рабочую группу с участием сотрудников Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по изучению и выработке предложений о путях решений организационно-правовых проблем функционирования мировых судей в Российской Федерации, включив в нее руководителей подразделений субъектов Российской Федерации, обеспечивающих деятельность мировой юстиции.
3. Поручить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации:
завершить подготовку научно-обоснованных нормативов нагрузки и обеспечения деятельности мировых судей служебными помещениями, современной вычислительной, копировально-множительной техникой, другими материально-техническими средствами, а также штатной численностью государственных служащих и обслуживающего персонала;
продолжить сбор и анализ информации о состоянии организационного обеспечения деятельности мировых судей, принимать меры к его совершенствованию, регулярно распространять положительный опыт практической деятельности.
4. Обратить внимание Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов на необходимость принятия мер по выполнению Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" в части обеспечения безопасности мировых судей и установленного порядка их деятельности.
5. Направить обращение Совета судей Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации о выделении денежных средств на обеспечение жильем мировых судей.
6. Обратиться к органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации со следующими предложениями:
с учетом практики в субъектах Российской Федерации законодательно закрепить формы взаимодействия с органами судейского сообщества в вопросах организационного обеспечения деятельности мировых судей;
привести законодательство субъектов Российской Федерации о прохождении государственной гражданской службы в аппаратах мировых судей в соответствие с федеральным законодательством о государственной гражданской службе;
внести в законодательные акты субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе изменения и дополнения с целью закрепления правового положения мировых судей как носителей судебной власти субъектов Российской Федерации.
7. Рекомендовать советам судей в субъектах Российской Федерации вносить в планы работы и регулярно на своих заседаниях обсуждать вопросы организации и деятельности мировых судей.
8. Просить полномочных представителей Президента Российской Федерации в Федеральных округах взять на контроль решение вопросов организационного обеспечения деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации.
Председатель Совета
Ю.И.СИДОРЕНКО