СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 сентября 2010 г. N 198
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
НАПРАВЛЕННОЙ НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУДОВ, А ТАКЖЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА
В целях повышения эффективности ведомственного финансового контроля за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов и гарнизонных военных судов (далее - суды), а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента, и во исполнение Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о ведомственном финансовом контроле за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента (Приложение N 1).
1.2. Типовое положение о контрольно-ревизионном отделе управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (Приложение N 2).
1.3. Инструкцию об организации и проведении ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента (Приложение N 3).
2. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, руководителям органов и учреждений Судебного департамента:
2.1. Принять к руководству и обеспечить контроль за исполнением документов, утвержденных настоящим Приказом;
2.2. Организовать изучение работниками контрольно-ревизионного аппарата Судебного департамента документов, утвержденных настоящим Приказом;
2.3. Довести до сведения председателей районных и гарнизонных военных судов положения настоящего Приказа.
3. Признать утратившими силу Приказы Судебного департамента от 21 декабря 1998 г. N 108 "Об организации контроля за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента", от 16 августа 2005 г. N 92 "О внесении изменений в Приказ Судебного департамента от 21 декабря 1998 г. N 108", от 21 апреля 2009 г. N 73 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Судебного департамента от 21 декабря 1998 г. N 108".
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Копенкина В.Н.
Генеральный директор
А.В.ГУСЕВ
Приложение N 1
к Приказу
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 16 сентября 2010 г. N 198
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДОМСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ
НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ,
А ТАКЖЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА
I. Общие положения
Настоящее Положение разработано в целях совершенствования существующего ведомственного финансового контроля в судах и системе Судебного департамента.
1.1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Положении:
система Судебного департамента - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (органы и учреждения Судебного департамента);
суды - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды, районные суды и гарнизонные военные суды;
контрольно-ревизионный аппарат системы Судебного департамента (контрольно-ревизионные работники) - Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента, контрольно-ревизионные отделы управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, на которых в соответствии с должностными регламентами возложены обязанности по проведению ревизий (проверок);
контрольно-ревизионный отдел управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации - подразделение численностью не менее 5 единиц, входящее в организационную структуру управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, образованное при необходимости, в пределах утвержденной штатной численности и доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.
1.2. Ведомственный финансовый контроль в судах и системе Судебного департамента (далее - ревизуемые организации) организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами Судебного департамента.
1.3. Предметом ведомственного финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность, соблюдение законодательства Российской Федерации при ее осуществлении.
1.4. Ведомственный финансовый контроль обеспечивает надзор за соблюдением требований действующего законодательства, целевым, правомерным и эффективным использованием бюджетных средств, сохранностью имущества, денежных средств и документов, а также материальных ценностей, правильностью документального оформления хозяйственных операций, постановки и ведения бюджетного учета и достоверностью отчетности.
1.5. На должности федеральной государственной гражданской службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, предусматривающие обязанности по проведению ревизий (проверок), могут быть назначены лица, имеющие высшее профессиональное образование в соответствии с должностным регламентом и опыт практической работы.
Для сбора сведений о кадровом потенциале контрольно-ревизионных работников в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации направляет в Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента с письменного согласия контрольно-ревизионного работника:
по результатам конкурса на должность федеральной государственной гражданской службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, предусматривающую обязанность по проведению ревизий (проверок): анкету, копию диплома, копию трудовой книжки, протокол результата конкурса, копию приказа о назначении;
при возложении обязанностей по проведению ревизий (проверок) на другого федерального гражданского государственного служащего - копию приказа о возложении этих обязанностей;
при увольнении контрольно-ревизионного работника - копию приказа об увольнении.
1.6. Начальник Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента непосредственно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента.
Деятельность Контрольно-ревизионного управления подконтрольна и подотчетна Генеральному директору Судебного департамента.
Начальники контрольно-ревизионных отделов управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а в случае их отсутствия - лица, занимающие должности федеральной государственной гражданской службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, на которых возложены обязанности по проведению ревизий (проверок), непосредственно подчиняются начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Деятельность контрольно-ревизионных работников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации подконтрольна и подотчетна начальнику соответствующего управления (отдела) в субъекте Российской Федерации и Контрольно-ревизионному управлению Судебного департамента.
1.7. Работа контрольно-ревизионного аппарата системы Судебного департамента организуется на основе принципов законности, объективности и персональной ответственности каждого работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.
1.8. Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента взаимодействует и координирует свою деятельность с:
Верховным Судом Российской Федерации, органами судейского сообщества Российской Федерации и судами;
Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, другими федеральными органами, в том числе предварительного следствия, прокуратуры, налоговыми и другими, в случаях, предусмотренных законодательством или решениями органов государственной власти;
другими структурными подразделениями Судебного департамента, его органами и учреждениями.
Контрольно-ревизионные работники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации взаимодействуют и координируют свою деятельность с:
судами, органами судейского сообщества в субъекте Российской Федерации, органами государственной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе с правоохранительными и другими органами, в случаях, предусмотренных законодательством или решениями органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления;
Контрольно-ревизионным управлением Судебного департамента;
подразделениями управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
II. Организация ведомственного финансового контроля
Ведомственный финансовый контроль осуществляется в следующих формах: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный и текущий ведомственный финансовый контроль
2.1. Предварительный и текущий ведомственный финансовый контроль:
организуют председатели судов (либо соответствующим образом уполномоченные на то лица), Генеральный директор Судебного департамента либо лицо, на то уполномоченное, руководители органов и учреждений Судебного департамента;
осуществляют структурные подразделения Судебного департамента, структурные подразделения органов и учреждений Судебного департамента в части, касающейся возложенных на них функций, а также должностные лица (начальники финансовых служб, главные бухгалтеры, бухгалтеры), имеющие право подписи кассовых, банковских, расчетных и других документов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до принятия и в процессе исполнения управленческих решений, совершения финансово-хозяйственных операций.
Кроме того, вышеуказанные должностные лица обеспечивают:
своевременное и качественное проведение внезапных проверок в местах хранения денежных средств, а также материальных ценностей;
назначение и проведение инвентаризаций имущества и обязательств, принятие решений по их результатам;
подготовку необходимых решений, направленных на устранение нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, выявленных ревизиями (проверками), проводимыми ведомственными и другими контролирующими органами;
контроль за соответствием заключаемых учреждением государственных контрактов (договоров) доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств.
2.2. Порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств определяются в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и иными нормативными правовыми актами.
2.3. Для проведения внезапных проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей образуется постоянно действующая комиссия. Работа комиссии осуществляется в соответствии с требованиями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, Приказа Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими соответствующие сферы деятельности.
Последующий ведомственный финансовый контроль
2.4. Организация последующего ведомственного финансового контроля осуществляется посредством проведения ревизий и проверок в судах и системе Судебного департамента, а также контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков.
Ревизия (проверка) представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности ревизуемой организации, максимально возможное сочетание различных методических приемов и способов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности (рациональности и эффективности) хозяйственных и финансовых операций.
Могут осуществляться следующие ревизии (проверки):
тематические по определенному кругу вопросов или одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности путем выборочного документального контроля;
счетные проверки отчетности, представляющие собой совокупность приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, в том числе проверку согласованности показателей, различных форм отчетности, сличения отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета, проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов;
счетно-аналитические ревизии (проверки), оценивающие финансово-хозяйственную деятельность ревизуемых организаций, на основе методов документального и фактического контроля и экономического анализа с целью определения рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, полноты и своевременности исполнения финансовых обязательств.
Последующий ведомственный финансовый контроль по завершенным финансово-хозяйственным операциям организуют Генеральный директор Судебного департамента либо лицо, на то уполномоченное, начальник Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и начальники контрольно-ревизионных отделов управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Осуществляют последующий ведомственный финансовый контроль контрольно-ревизионные работники.
Указанные лица обеспечивают:
составление и утверждение планов проведения ревизий (проверок), соблюдение сроков их проведения;
проведение ревизий (проверок);
рассмотрение актов ревизий (проверок), подготовку решений по ним;
контроль за выполнением решений по актам ревизий (проверок), своевременным представлением информации по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также возмещению причиненного ущерба;
правильное и своевременное ведение учета, достоверность отчета о результатах контрольно-ревизионной работы;
организацию взаимодействия и координацию работы с органами государственного финансового контроля по профилактике и выявлению фактов хищений и недостач, других нарушений финансовой дисциплины;
направление в правоохранительные органы материалов ревизий (проверок) по фактам нарушения действующего законодательства, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний;
изучение и обобщение материалов ревизий (проверок), разработку мер по совершенствованию ведомственного финансового контроля.
2.5. Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности осуществляют:
Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента - в судах и системе Судебного департамента;
контрольно-ревизионные работники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в пределах своей компетенции - в районных, гарнизонных военных судах, а также в соответствующих управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации проводят и принимают участие в проведении ревизий (проверок) по предписаниям Судебного департамента.
2.6. Проведение ревизий (проверок) осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией об организации и проведении ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента.
2.7. Основными задачами деятельности контрольно-ревизионного аппарата системы Судебного департамента является осуществление в пределах своей компетенции последующего финансового контроля за:
целевым и рациональным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета, других поступлений финансовых и материальных ресурсов;
обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей, принятием мер по возмещению материального ущерба;
обоснованностью совершенных финансово-хозяйственных операций, правильностью документального оформления, достоверностью их отражения в отчетности;
соблюдением действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности.
2.8. Контрольно-ревизионные работники в соответствии с возложенными на них задачами в пределах своей компетенции выполняют следующие основные функции:
организуют и проводят ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности согласно плану проведения ревизий (проверок);
рассматривают материалы ревизий (проверок), составляют по их результатам заключения. Принимают участие в подготовке проектов приказов о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;
готовят в установленном порядке письма, обзоры, справки по фактам хищений и недостач денежных средств и документов, материальных ценностей и другим вопросам;
рассматривают в установленном порядке письма, жалобы и заявления.
2.9. Работники Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента могут осуществлять иные функции в соответствии с Положением о Контрольно-ревизионном управлении Судебного департамента.
III. Обязанности, права и ответственность
контрольно-ревизионных работников
3.1. Контрольно-ревизионный работник обязан:
знать законодательство, нормативные и иные правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность ревизуемых организаций, соблюдать права и охраняемые законом интересы ревизуемых организаций;
быть объективным и принципиальным при проведении ревизии (проверки), соблюдая при этом профессиональную этику;
документально обосновывать выявленные нарушения и недостатки, размер причиненного ущерба;
в случаях выявления фактов причинения материального ущерба вносить предложения о привлечении к ответственности виновных лиц и его возмещении;
по нарушениям, содержащим признаки деяний, влекущих за собой уголовную ответственность, вносить предложения руководителю, назначившему ревизию (проверку), о передаче материалов в правоохранительные органы;
оказывать ревизуемой организации практическую и методическую помощь в совершенствовании предварительного и текущего контроля за соблюдением финансовой дисциплины, сохранностью денежных средств и материальных ценностей и по другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
проверять выполнение предложений по результатам предыдущей ревизии (проверки), полноту и своевременность принятых мер по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений.
3.2. Контрольно-ревизионный работник имеет право:
проходить во все здания и помещения, занимаемые ревизуемыми организациями;
проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы, относящиеся к ревизии (проверке), фактическое наличие и правомерность использования денежных средств, денежных документов и материальных ценностей;
требовать от руководителей ревизуемых организаций дополнительного проведения инвентаризаций имущества и обязательств и выяснения обстоятельств хищений, недостач денежных средств или материальных ценностей, злоупотреблений или порчи имущества;
опечатывать при необходимости кассы, склады и иные хранилища денежных средств и материальных ценностей, а при обнаружении злоупотреблений принимать меры к изъятию документов в установленном законодательством порядке;
принимать в процессе ревизий (проверок) совместно с руководителями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причиненного материального ущерба;
вносить предложения Генеральному директору Судебного департамента о привлечении к ответственности виновных должностных лиц в соответствии с действующим законодательством;
ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в фактах хищений и недостач денежных средств и материальных ценностей, других злоупотреблениях в финансово-хозяйственной деятельности;
получать от ревизуемых организаций необходимые сведения, справки и документы по совершенным операциям, сведения о состоянии отчетов и по другим вопросам; запрашивать аналогичные документы от органов, не входящих в систему Судебного департамента;
привлекать для выполнения возложенных задач и функций работников ревизуемых организаций;
получать от должностных, материально ответственных и других лиц ревизуемых организаций письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий (проверок);
вносить предложения о передаче в установленном законодательством порядке материалов ревизий (проверок) по фактам хищений и недостач денежных средств и материальных ценностей, других нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности в правоохранительные органы.
Работники Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента могут осуществлять иные полномочия в соответствии с Положением о Контрольно-ревизионном управлении Судебного департамента.
3.3. В ходе ревизий (проверок) контрольно-ревизионные работники не вправе вмешиваться в текущую деятельность ревизуемой организации.
3.4. Контрольно-ревизионный работник несет в установленном порядке ответственность за:
умышленное сокрытие обнаруженных в ходе ревизии (проверки) нарушений;
халатное отношение к исполнению должностных обязанностей;
превышение своих должностных полномочий;
разглашение или передачу информации о деятельности ревизуемой организации без ее согласия или согласия органа, назначившего ревизию (проверку), за исключением фактов нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
3.5. Лица, привлекаемые для проведения ревизий (проверок), выполняют обязанности и пользуются правами контрольно-ревизионных работников, а также несут в полном объеме ответственность, установленную законодательством и настоящим Положением.
IV. Права руководителя ревизуемой организации
4.1. Руководитель ревизуемой организации имеет право в установленном законодательством порядке подавать жалобы на действия контрольно-ревизионного работника в Судебный департамент или управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, которым контрольно-ревизионный работник непосредственно подчинен. Подача жалобы ревизуемой организацией не приостанавливает выполнение предложений и предписаний контрольно-ревизионного работника.
4.2. Руководитель ревизуемой организации:
создает надлежащие условия для проведения ревизий (проверок), предоставляет контрольно-ревизионным работникам необходимые помещения и обеспечивает выполнение работ по делопроизводству;
представляет контрольно-ревизионным работникам подлинные документы по финансово-хозяйственной деятельности, дает справки и письменные объяснения по вопросам, относящимся к ревизии (проверке);
обеспечивает участие в ревизии (проверке) соответствующих специалистов для проверки конкретных вопросов;
выполняет требования контрольно-ревизионного работника, обусловленные его должностными обязанностями.
Приложение N 2
к Приказу
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 16 сентября 2010 г. N 198
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОМ ОТДЕЛЕ УПРАВЛЕНИЯ СУДЕБНОГО
ДЕПАРТАМЕНТА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Контрольно-ревизионный отдел управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - Отдел) - подразделение, входящее в организационную структуру управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, образованное в установленном порядке.
1.2. В своей деятельности Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий, приказами, распоряжениями Генерального директора Судебного департамента, решениями коллегии и оперативного совещания руководящего состава Судебного департамента, указаниями Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента, приказами и распоряжениями начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, Положением о соответствующем управлении и настоящим Типовым положением.
1.3. Структура и численность Отдела устанавливается штатным расписанием, утвержденным начальником соответствующего управления. Работники Отдела являются федеральными государственными гражданскими служащими.
1.4. На должности федеральных государственных гражданских служащих Отдела назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование в соответствии с должностным регламентом и опыт практической работы.
1.5. Работа Отдела организуется на основе принципов законности, объективности, независимости, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого гражданского служащего за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.
1.6. Деятельность Отдела подконтрольна начальнику управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и подотчетна Контрольно-ревизионному управлению Судебного департамента.
1.7. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению государственной и иной охраняемой федеральным законодательством тайны Отдел осуществляет в установленном порядке.
1.8. Отдел взаимодействует и координирует свою деятельность с судами, органами судейского сообщества, государственными органами власти в субъекте Российской Федерации, в том числе с правоохранительными и другими органами, в случаях, предусмотренных законодательством или решениями органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления, Контрольно-ревизионным управлением Судебного департамента, подразделениями соответствующего управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
II. Задачи Отдела
Основными задачами деятельности Отдела в пределах своей компетенции являются:
2.1. Осуществление последующего ведомственного финансового контроля в районных, гарнизонных военных судах и подразделениях управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации за:
целевым и обоснованным расходованием средств федерального бюджета, других финансовых и материальных ресурсов;
обеспечением сохранности денежных средств, а также материальных ценностей, принятием мер по возмещению материального ущерба;
обоснованностью и правильностью документального оформления совершенных финансово-хозяйственных операций, достоверности их отражения в отчетности; постановкой и ведением бюджетного учета;
соблюдением действующего законодательства, регулирующего другие вопросы финансово-хозяйственной деятельности.
2.2. Оперативное обеспечение начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации информацией, подготовленной на основе материалов ревизий (проверок).
III. Функции Отдела
В соответствии с возложенными на него задачами Отдел выполняет в пределах своей компетенции следующие основные функции:
3.1. Организует и проводит ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности согласно плану проведения ревизий (проверок), утвержденному начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации. План составляется на год с разбивкой на полугодия.
3.2. Проводит внеплановые ревизии (проверки) по указанию начальника Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента, начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также по решению правоохранительных органов в установленном законодательством порядке.
3.3. По материалам ревизий (проверок) готовит:
предложения начальнику управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации о направлении в правоохранительные органы актов ревизий и проверок по фактам нарушения закона, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний;
проекты решений (приказов, заключений, писем и т.д.).
3.4. Рассматривает материалы ревизий (проверок), при необходимости осуществляет взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Составляет по их результатам заключения. Принимает участие в подготовке приказов по выработке мер по устранению выявленных нарушений и привлечении к ответственности виновных лиц.
3.5. Готовит предложения о проведении ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности в районных, гарнизонных военных судах и структурных подразделениях соответствующего управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
3.6. Оказывает методическую и практическую помощь ревизуемым организациям в устранении имеющихся нарушений и недостатков.
3.7. Осуществляет контроль за выполнением предложений и указаний, принятых по результатам ревизий и проверок.
3.8. Участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.
3.9. Рассматривает предложения, жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции.
3.10. Готовит годовой отчет о контрольно-ревизионной работе по управлению Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
3.11. Готовит и направляет в пределах своей компетенции и установленном порядке методические материалы (письма, обзоры, рекомендации) в районные, гарнизонные военные суды по вопросам организации контрольно-ревизионной работы.
3.12. Выполняет иные поручения начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, Генерального директора Судебного департамента и начальника Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента.
IV. Полномочия Отдела
Контрольные полномочия Отдела распространяются на районные, гарнизонные военные суды, подразделения соответствующего управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
Отдел для осуществления своих задач имеет право:
4.1. Проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы, относящиеся к ревизии (проверке), фактическое наличие и правильность использования денежных средств, денежных документов и материальных ценностей.
4.2. Запрашивать в ревизуемых организациях материалы, необходимые для осуществления своих функций.
4.3. Привлекать для выполнения возложенных задач и функций работников ревизуемых организаций.
4.4. Получать от должностных, материально ответственных и других лиц ревизуемых организаций письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий (проверок).
4.5. Требовать от руководителей ревизуемых организаций обязательного проведения инвентаризации имущества и выяснения обстоятельств при выявлении фактов хищений, недостач, злоупотребления или порчи имущества.
4.6. Опечатывать при необходимости кассы, склады и иные хранилища денежных средств и документов, а также материальных ценностей, а при обнаружении подлогов, подделок и других злоупотреблений принимать меры к изъятию документов в установленном законодательством порядке.
4.7. Принимать в процессе ревизий (проверок) совместно с руководителями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством.
4.8. Ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в фактах хищений и недостач денежных средств и документов, а также материальных ценностей, других нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности.
4.9. Вносить предложения о передаче в установленном законодательством порядке материалов ревизий (проверок) по фактам хищений и недостач денежных средств и материальных ценностей, другим нарушениям в финансово-хозяйственной деятельности в правоохранительные органы.
4.10. При проведении ревизий (проверок) входить во все здания и помещения, занимаемые ревизуемыми организациями. Контрольно-ревизионные работники не вправе вмешиваться в текущую деятельность ревизуемых организаций.
V. Обязанности, права и ответственность
начальника Отдела
5.1. Начальник Отдела непосредственно подчиняется начальнику управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
5.2. Начальник Отдела должен знать законодательство Российской Федерации, регулирующее общие принципы построения, особенности организации и осуществления контрольно-ревизионной деятельности, состояние дел, возможности и перспективы развития в подконтрольной сфере деятельности.
5.3. Начальник Отдела обязан обеспечить своевременное и качественное выполнение задач, возложенных на Отдел.
5.4. Основные обязанности начальника Отдела:
участие в планировании, организации, регулировании деятельности Отдела;
самостоятельная организация и проведение ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности районных, гарнизонных военных судов, подразделений соответствующего управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации;
подготовка в установленные сроки проектов решений по материалам ревизий (проверок);
анализ актов ревизий (проверок), подготовка по ним проектов решений и представлений начальнику управления;
подготовка информационно-аналитических, справочных материалов;
участие в подготовке проектов приказов и распоряжений начальника управления по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
выполнение отдельных поручений начальника управления по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;
участие в подготовке годового отчета Отдела;
представление на рассмотрение начальнику управления предложений о назначении, перемещении и освобождении от занимаемой должности федерального государственного гражданского служащего Отдела;
ходатайствовать перед начальником управления о поощрении или наложении взыскания на федерального государственного гражданского служащего Отдела;
участие в подготовке предложений по совершенствованию структуры и штата Отдела;
представление кандидатур федеральных государственных гражданских служащих Отдела для повышения квалификации;
обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Отдела правил служебного распорядка в управлении Судебного департамента в субъекте Российской Федерации;
выполнение иных поручений начальника управления по вопросам, отнесенным к задачам Управления и Отдела.
Приложение N 3
к Приказу
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 16 сентября 2010 г. N 198
ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ РЕВИЗИЙ (ПРОВЕРОК)
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ
НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ,
А ТАКЖЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА
I. Общие положения
Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок организации и проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности в судах и системе Судебного департамента (далее - ревизуемые организации).
1.1. Основные термины и понятия, используемые в настоящей Инструкции:
система Судебного департамента - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (органы и учреждения Судебного департамента);
суды - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды, районные и гарнизонные военные суды;
контрольно-ревизионный аппарат Судебного департамента (контрольно-ревизионные работники) - Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента, контрольно-ревизионные отделы управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, на которых в соответствии с должностными регламентами возложены обязанности по проведению ревизий (проверок);
ревизионная группа - группа лиц, уполномоченная провести ревизию (проверку) на основании предписания (приказа) соответствующего руководителя;
отчетный период - с 1 января по 31 декабря каждого года.
1.2. В соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми и иными актами Судебного департамента основными задачами ревизий (проверок) являются: последующий ведомственный финансовый контроль за соблюдением требований действующего законодательства, финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе за целевым, правомерным и эффективным расходованием бюджетных средств, за сохранностью имущества, денежных средств, а также материальных ценностей; выявление причин и условий, способствующих образованию недостач и совершению хищений; контроль за правильностью документального оформления хозяйственных операций, постановкой и ведением бюджетного учета, достоверностью отчетности.
1.3. Генеральный директор Судебного департамента либо лицо, на то уполномоченное, начальник Контрольно-ревизионного управления, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, начальники контрольно-ревизионных отделов управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации обеспечивают планирование ревизий (проверок), подготовку ревизий (проверок) и контрольно-ревизионных работников, их инструктаж, разработку плана проведения ревизии (проверки) и рассмотрение результатов ревизии (проверки).
II. Планирование ревизий (проверок), учет их результатов
2.1. Планирование ревизий (проверок) осуществляется на основании действующего законодательства, регламентирующего периодичность проведения контрольных мероприятий, исходя из имеющейся численности контрольно-ревизионных работников, объемов финансирования, структуры и видов деятельности ревизуемых организаций, а также с учетом наработанного опыта в части проведения ревизий (проверок) и необходимости дополнительного времени для осуществления подготовительного (подготовка плана проведения ревизии (проверки)) и заключительного (подготовка акта ревизии (проверки)) и предложений к акту ревизии (проверки) этапов проведения ревизии (проверки).
2.2. План проведения ревизий (проверок) формируется:
для Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента по полугодиям и утверждается Генеральным директором Судебного департамента;
для контрольно-ревизионных отделов управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а в случае их отсутствия для контрольно-ревизионных работников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации на год с разбивкой по полугодиям и утверждается начальником соответствующего управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации. Данный план представляется в Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента до начала отчетного периода по установленной форме согласно Приложению N 1 к настоящей Инструкции.
2.3. Внеплановые ревизии (проверки) проводятся по указанию Генерального директора Судебного департамента либо лица, на то уполномоченного, начальника соответствующего управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также по решению правоохранительных органов.
2.4. Учет результатов контрольно-ревизионной работы и отчетность ведутся в установленном законодательством порядке, а также в соответствии с требованиями нормативных правовых и иных актов Судебного департамента.
Годовой отчет о контрольно-ревизионной работе управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с разбивкой по полугодиям представляется в Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента до 15 января каждого года по установленной форме согласно Приложению 2 к настоящей Инструкции.
III. Подготовка к ревизии (проверке)
3.1. Проведению ревизии (проверки) предшествует подготовка и ознакомление с нормативной и иной правовой базой, имеющимися бухгалтерскими и статистическими отчетами, актами предыдущих ревизий (проверок), заключениями по ним, другими документами, связанными с финансово-хозяйственной деятельностью ревизуемой организации.
3.2. Ревизии (проверки) проводятся, как правило, комплексно, с привлечением специалистов различных служб по направлениям деятельности (финансовых, бухгалтерских, капитального строительства и т.д.). Участие специалистов обязательно в ревизиях (проверках), предусмотренных планом.
3.3. Для проведения ревизии (проверки) в каждом отдельном случае контрольно-ревизионным работникам выдается предписание за подписью руководителя, назначившего ревизию (проверку), с указанием срока, объема и периода проведения ревизии (проверки) по установленной форме согласно Приложению N 3 к настоящей Инструкции. В предписании среди исполнителей первым указывается руководитель ревизионной группы.
3.4. Срок проведения ревизии (проверки) определяется с учетом объема ревизии (проверки), характера деятельности ревизуемой организации, но не более 40 дней. Продление срока ревизии (проверки) допускается с разрешения руководителя, назначившего ее, а ревизии (проверки), проводимой по решению правоохранительных органов, - с их согласия. Состав ревизионной группы определяется с учетом объема ревизии (проверки) и характера деятельности ревизуемой организации.
3.5. При проведении ревизии (проверки) по решению правоохранительных органов постановление о ее проведении направляется Генеральному директору Судебного департамента, начальнику управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
3.6. План проведения ревизии (проверки), в котором указываются объемы и период ревизии (проверки), исполнители и срок выполнения контрольных мероприятий, разрабатывается и представляется на утверждение:
работниками Контрольно-ревизионного управления начальнику Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента;
руководителем ревизионной группы (контрольно-ревизионным работником) начальнику управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
При проведении ревизии (проверки) по решению правоохранительных органов руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) согласовывает служебное задание на проведение ревизии (проверки) с правоохранительным органом, принявшим постановление о проведении ревизии (проверки), в части уточнения перечня вопросов, подлежащих проверке, и периода, за который должна быть проведена ревизия (проверка).
3.7. При проведении инструктажа контрольно-ревизионных работников, направляемых на ревизию (проверку), проверяется их готовность к работе, знание нормативных правовых и иных актов, регламентирующих деятельность ревизуемых организаций, уточняется время, место и способы, и методы проведения ревизии (проверки).
3.8. Руководитель ревизионной группы обеспечивает своевременное прибытие ее членов к месту проведения ревизии (проверки), координирует и контролирует работу группы.
IV. Порядок проведения ревизии (проверки)
4.1. Порядок проведения ревизии (проверки) определяется с учетом характера и объемов финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации, плана и способа проведения ревизии (проверки).
4.2. По прибытии в ревизуемую организацию руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) предъявляет руководителю ревизуемой организации предписание на право проведения ревизии (проверки), знакомит его с планом проведения ревизии (проверки), информирует о порядке, сроках проведения и подведения итогов ревизии (проверки), представляет членов ревизионной группы.
Проверка вопросов плана проведения ревизии (проверки), составляющих государственную тайну, поручается членам ревизионной группы, имеющим допуск к государственной тайне.
4.3. При проведении ревизии (проверки) контрольно-ревизионные работники должны иметь служебные удостоверения.
4.4. Руководитель ревизуемой организации знакомит членов ревизионной группы (контрольно-ревизионных работников) с должностными лицами, дает указание о предоставлении членам ревизионной группы (контрольно-ревизионным работникам) необходимых для ревизии (проверки) документов (материалов), выделяет служебное помещение для работы и хранения ревизионных материалов, обеспечивает компьютерной, вычислительной и оргтехникой, средствами связи, доступом к сети Интернет и информационно-справочным системам, автотранспортом.
4.5. Руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) на начальной стадии ревизии (проверки) знакомится на месте с условиями работы ревизуемой организации, уточняет план проведения ревизии (проверки), объем, период ревизии (проверки), распределяет вопросы между членами ревизионной группы и устанавливает сроки их выполнения.
4.6. Способы и методы проведения ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) определяет самостоятельно, исходя из требований действующего законодательства, утвержденного плана проведения ревизии (проверки) и специфики деятельности ревизуемой организации.
4.7. Проводя ревизию (проверку), члены ревизионной группы (контрольно-ревизионные работники) используют первичные учетные документы, вспомогательные ведомости, разработочные таблицы, отчетные документы, регистры бюджетного, статистического учета, материалы инвентаризации, проверок, проведенных финансовыми органами, внебюджетными фондами, хозяйственные договоры, государственные контракты и иные финансовые и хозяйственные документы.
4.8. Ревизуя бухгалтерские, хозяйственные документы, отчеты, контрольно-ревизионный работник проверяет:
содержание хозяйственных операций по данным первичных документов для установления их законности, целесообразности и достоверности;
записи в регистрах бюджетного учета в сопоставлении с первичными документами, данные учетных регистров - с показателями отчетности, отчетные данные - с расчетными (балансом, сметой и т.д.);
данные разных документов, относящихся к взаимосвязанным хозяйственным операциям;
расчеты сметных назначений;
исполнение смет доходов и расходов;
соответствие сметы расходов на содержание ревизуемой организации установленным нормативам ассигнований в целом и по отдельным статьям;
использование средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
соблюдение установленного порядка ведения бюджетного учета, обоснованность корреспонденции счетов в учетных регистрах, достоверность отчетных данных;
в обязательном порядке кассовые операции, операции по лицевым счетам, операции с материальными ценностями;
фактическое наличие, сохранность и правильное использование материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, денежных средств и документов, достоверность расчетов, объемы поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
состояние системы внутреннего контроля в ревизуемой организации, в том числе наличие и состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, полнотой и своевременностью оприходования, сохранностью и фактическим наличием денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
принятых ревизуемой организацией мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (проверки).
4.9. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах контрольно-ревизионным работником (членами ревизионной группы) проводится сплошным или выборочным способом:
4.9.1. При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бюджетного учета. Аналогично проверяются и другие участки деятельности ревизуемой организации, если это предусмотрено планом проведения ревизии (проверки) и заданием, постановлением правоохранительных органов.
4.9.2. При выборочном способе объем проверки определяется в зависимости от необходимости, объема и характера проверяемых операций. В акте ревизии (проверки) указывается, какой конкретно объем и какой период проверен выборочно.
4.10. Законность совершения финансовых и хозяйственных операций, порядок их оформления, соответствие бухгалтерских записей содержанию операции определяются путем проверки их соответствия требованиям действующего законодательства, ведомственных нормативных и иных правовых актов, фактическому выполнению работ или оказанию услуг.
4.11. Достоверность финансовых и хозяйственных операций устанавливается путем проведения формальной или арифметической (счетной) проверки, применения других приемов документального и фактического контроля:
4.11.1. Формальная проверка устанавливает правильность заполнения всех реквизитов документа, придающих ему юридическую силу, наличие подтвержденных исправлений и подчисток в тексте и цифровых данных, наличие подписей должностных и материально ответственных лиц. При возникновении сомнений руководителю ревизионной группы (контрольно-ревизионному работнику) следует получить личное письменное подтверждение работника.
4.11.2. Арифметическая (счетная) проверка определяет правильность подсчетов в документах. Применяется при проверке кассовых отчетов, определении итогов и выведении остатков в кассовой книге, расчетно-платежных (раздаточных) ведомостях и других документах.
4.12. В процессе ревизии (проверки) разрешается привлекать к проверке соответствующих специалистов (работников) ревизуемой организации. Руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник), исходя из объема работы, определяет, какие вопросы финансово-хозяйственной деятельности подлежат проверке этими работниками. Не допускается привлечение указанных работников для проверки кассовых и банковских операций.
4.13. При установлении фактов нарушения финансовой дисциплины, злоупотреблений должностных лиц контрольно-ревизионный работник (член ревизионной группы) определяет размер причиненного ущерба, причины нарушений должностными и иными лицами, по вине или попустительстве которых совершены нарушения.
4.14. По выявленным нарушениям и в других необходимых случаях руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) получает от должностных и других лиц ревизуемой организации копии или выписки из документов, относящихся к выявленным фактам (счетов, ведомостей, ордеров, писем, приказов и других документов), или справки, составленные на основании имеющихся документов, а также письменные объяснения виновных лиц.
4.15. Контрольно-ревизионный работник обязан обеспечить такой порядок проведения ревизии (проверки), при котором бы исключались случаи внесения каких-либо исправлений или дополнительных записей в учетные регистры, отчетность, приходные и расходные документы, подтверждающие финансово-хозяйственные операции.
4.16. В случаях обнаружения фиктивных документов, совершения подлогов и т.д. изъятие документов производится в установленном законодательством порядке, с оставлением в делах акта и копий или описей изъятых документов.
4.17. В случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного учета в проверяемой организации либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки), руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) письменно ставит об этом в известность руководителя ревизуемой организации, приостанавливает ревизию (проверку), извещает руководителя организации, назначившего ревизию (проверку), о ее приостановлении. Ревизия (проверка) продолжается по окончании работ по восстановлению учета.
4.18. В случае отказа работников проверяемых организаций в допуске руководителя ревизионной группы (контрольно-ревизионного работника), предъявившего предписание на проведение ревизии (проверки), на ревизуемый объект или в предоставлении необходимой информации, а также в случае задержки с предоставлением необходимой информации руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) обязан оформить акт об отказе в допуске на объект или в представлении информации с указанием даты, времени, места, данных работника (должность, фамилия), допустившего противоправные действия. При необходимости требования руководителя ревизионной группы (контрольно-ревизионного работника) предварительно оформляются письменно и передаются руководителю или иному должностному лицу ревизуемой организации.
4.19. При необходимости сверки данных, представленных проверяемой организацией (выписки расчетных операций из журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (или из карточки учета средств и расчетов), копии документов, актов сверок расчетов за проверяемый период), с первичными документами или данными бухгалтерского (бюджетного) учета организации, получившей от проверяемой организации или передавшей ей денежные средства, материальные ценности и документы, руководитель ревизуемой организации может запросить у вышеуказанной организации копии документов.
4.20. В случае расхождения данных руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) вправе получать объяснения в письменном виде.
4.21. По решению руководителя ревизионной группы по результатам сверки составляется справка, которая прилагается к акту ревизии.
V. Порядок оформления материалов ревизии (проверки)
5.1. Результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки) по установленной форме согласно Приложению N 4 к настоящей Инструкции.
5.2. В ходе ревизии (проверки) по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам плана проведения ревизии (проверки).
Указанная справка составляется членом ревизионной группы, проводившим контрольное действие, согласовывается с руководителем ревизионной группы, подписывается им и должностным лицом ревизуемой организации, а также должностным лицом, ответственным за соответствующий участок работы ревизуемой организации.
В случае отказа указанного должностного лица подписать справку в конце справки делается запись об отказе указанного лица от подписания справки. В этом случае к справке прилагаются возражения указанного должностного лица.
Справки прилагаются к акту ревизии (проверки), а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта ревизии (проверки).
5.3. Акт ревизии (проверки) составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте ревизии (проверки) не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
5.4. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать следующие сведения:
дата и место составления акта ревизии (проверки);
основание на проведение контрольного мероприятия: предписание (приказ), номер, дата предписания (приказа), наименование организации, выдавшей предписание (приказ);
фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы;
основание назначения ревизии (проверки), в том числе указание на плановый характер либо проведение по обращению, требованию, или поручению соответствующего органа;
цель контрольного мероприятия;
объект контроля;
проверяемый период;
срок проведения ревизии (проверки);
сведения о ревизуемой организации:
полное и краткое наименование;
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса;
перечень и реквизиты всех лицевых счетов (включая счета, закрытые на момент ревизии (проверки), но действовавшие в проверяемом периоде) в органах Федерального казначейства;
фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
иные данные, необходимые, по мнению руководителя ревизионной группы, для полной характеристики ревизуемой организации.
Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу плана, задания ревизии (проверки).
5.5. При составлении акта ревизии (проверки) должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
5.6. Не допускается включение в акт фактов из следственных материалов и ссылок на показания должностных лиц, которые они дали следственным органам. Акт не должен содержать оценку (квалификацию) действий должностных и материально ответственных лиц, выводов и предположений, не подтвержденных соответствующими документами.
5.7. Отражение в акте нарушений, выявленных другой ревизией (проверкой), рекомендуется лишь в случаях, когда для устранения этих нарушений не было принято должных мер или когда эти нарушения и недостатки носят систематический характер.
5.8. Акт ревизии (проверки) не следует загромождать отчетными данными и таблицами периодической отчетности без их соответствующего анализа. При изложении фактов нарушений исключается многословность и детальность их описания, выделяется только главное, что характеризует то или иное нарушение. Однородные недостатки и нарушения группируются в соответствующем разделе акта или в приложении к нему.
5.9. Результаты ревизии (проверки), излагаемые в акте ревизии (проверки), должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц ревизуемой организации, другими материалами.
Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту ревизии (проверки).
Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе ревизии (проверки) финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя ревизуемой организации или должностного лица, уполномоченного руководителем ревизуемой организации, и печатью ревизуемой организации.
5.10. При отражении каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки), должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения.
5.11. Акт ревизии (проверки) составляется:
в двух экземплярах: один экземпляр для ревизуемой организации и один экземпляр для организации, назначившей ревизию (проверку);
в трех экземплярах: при проведении ревизии (проверки) по мотивированному обращению руководителя правоохранительного органа федерального уровня или руководителя правоохранительного органа субъекта Российской Федерации, один экземпляр для органа, по обращению, требованию или поручению которого проведена ревизия (проверка), один экземпляр для ревизуемой организации и один экземпляр для Судебного департамента.
5.13. Каждый экземпляр акта ревизии (проверки) подписывается руководителем ревизионной группы (контрольно-ревизионным работником), руководителем ревизуемой организации и начальником ее финансовой службы (главным бухгалтером, бухгалтером).
В случае если в ходе ревизии (проверки) членами ревизионной группы не составлялись справки, то они подписывают каждый экземпляр акта ревизии (проверки) вместе с руководителем ревизионной группы.
5.14. Руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) устанавливает по согласованию с руководителем ревизуемой организации срок для ознакомления последнего с актом ревизии (проверки) и его подписания, но не более 2 рабочих дней со дня вручения ему акта.
5.15. При наличии у руководителя ревизуемой организации возражений по акту ревизии (проверки) он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения по акту ревизии (проверки) приобщаются к материалам ревизии (проверки).
5.16. Руководитель ревизионной группы в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии (проверки) рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается лицом, назначившим ревизию (проверку), и направляется ревизуемой организации, копия заключения приобщается к материалам ревизии (проверки).
Заключение направляется в адрес ревизуемой организации либо вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под расписку.
5.17. По результатам ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) за своей подписью готовит предложения по устранению выявленных нарушений. Предложения должны быть конкретными, иметь ссылку на действующие нормативные и иные правовые акты и реальные сроки исполнения, согласованы с актом ревизии (проверки) и разработаны в порядке пунктов акта. Последним дается предложение с указанием срока представления информации.
Предложения представляются руководителю ревизуемой организации одновременно с актом ревизии (проверки) по установленной форме согласно Приложению N 5 к настоящей Инструкции.
VI. Реализация материалов ревизии (проверки)
6.1. Реализация материалов ревизии (проверки) должна быть начата в ходе проведения ревизии (проверки) по мере выявления нарушений. Руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) информирует о них руководителя ревизуемой организации для принятия необходимых мер к их устранению, привлечению к ответственности виновных лиц и возмещению причиненного материального ущерба. При их устранении в акте ревизии (проверки) делается соответствующая запись.
6.2. В случае, когда имеются основания для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, материалы ревизии (проверки) передаются в установленном порядке в правоохранительные органы. Одновременно руководителем ревизуемой организации решается вопрос об отстранении от работы виновных должностных и материально ответственных лиц, а также принимаются меры по предъявлению к виновным лицам гражданских исков о возмещении причиненного ущерба.
6.3. При передаче материалов ревизии правоохранительным органам в делах контрольно-ревизионного аппарата остаются: копии акта ревизии, объяснений должностных лиц, основных документов, подтверждающих указанные в акте нарушения, документ (письмо) об их передаче соответствующим органам.
6.4. Передаваемые в правоохранительные органы материалы должны содержать суть нарушений со ссылкой на соответствующие законодательные, нормативные и иные правовые документы и с указанием размера ущерба и виновных лиц, акт ревизии, подписанный должностными лицами ревизуемой организации, с необходимыми приложениями и объяснениями должностных лиц.
6.5. Результаты ревизии (проверки) рассматриваются на оперативном совещании ревизуемой организации. Руководитель ревизуемой организации по результатам ревизии (проверки) принимает соответствующее решение, утверждает план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, улучшению финансово-хозяйственной деятельности ревизируемой организации.
В план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков включаются контрольные мероприятия по устранению всех нарушений и недостатков, отраженных в акте ревизии (проверки), с указанием сроков реализации контрольных мероприятий и ответственных должностных лиц.
6.6. Руководитель организации, назначивший ревизию (проверку), не позднее 14-дневного срока с момента получения акта ревизии (проверки) рассматривает материалы ревизии (проверки), подтверждает предложения по акту ревизии (проверки) или при необходимости вносит в них соответствующие коррективы, о чем сообщается руководителю ревизуемой организации.
6.7. Руководитель ревизуемой организации в установленный срок предоставляет информацию о выполнении предложений и указаний по акту ревизии (проверки), а также о результатах проведенных мероприятий, по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений в организацию, назначившую ревизию (проверку). Далее информация по реализации пунктов плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков представляется ежемесячно. Соответствующую информацию подписывает руководитель ревизуемой организации либо лицо, на то уполномоченное, а также начальник финансовой службы (главный бухгалтер, бухгалтер).
В случае необходимости срок предоставления информации по реализации отдельных пунктов плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков может быть изменен по согласованию с организацией, назначившей ревизию (проверку).
Контроль за своевременным и полным устранением нарушений и недостатков, выявленных в ходе ревизии (проверки), осуществляет организация, назначившая ревизию (проверку).
Приложение N 1
к Инструкции об организации
и проведении ревизий (проверок)
финансово-хозяйственной
деятельности, направленной
на организационное обеспечение
деятельности судов, а также
финансово-хозяйственной
деятельности в системе
Судебного департамента
УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления (Отдела) Судебного департамента в _____________________________ (наименование субъекта РФ) _________ ___________________ (подпись) (инициалы, фамилия) "__" ____________ ____ г. ПЛАН проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности районных, гарнизонных военных судов, подразделений Управления (Отдела) Судебного департамента в __________________________ (наименование субъекта РФ) на ____ год ┌───┬─────────────┬─────────────────────┬──────────┬───────────────┬──────┐ │ N │ Районные, │ Предыдущая ревизия │ Срок │ Вопросы, │Приме-│ │п/п│ гарнизонные │ (проверка) │проведения│ подлежащие │чание │ │ │военные суды,│ │ плановой │ ревизии │ │ │ │подразделения│ │ ревизии │ (проверке) │ │ │ │ Управления ├──────────┬──────────┤(проверки)├───────┬───────┤ │ │ │ (Отдела) │организа- │дата акта │ │ код │наиме- │ │ │ │ Судебного │ция, про- │ ревизии │ │вопроса│нование│ │ │ │департамента │водившая │(проверки)│ │ │вопроса│ │ │ │в субъекте РФ│ревизию │ │ │ │ │ │ │ │ │(проверку)│ │ │ │ │ │ ├───┴─────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴───────┴───────┴──────┤ │ I полугодие │ ├───┬─────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬───────┬───────┬──────┤ ├───┴─────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴───────┴───────┴──────┤ │ II полугодие │ ├───┬─────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬───────┬───────┬──────┤ └───┴─────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴───────┴───────┴──────┘ Должность контрольно-ревизионного работника Управления (Отдела) Судебного департамента в субъекте РФ _____________ инициалы, фамилия (подпись) "__" ___________ г.Приложение N 2
к Инструкции об организации
и проведении ревизий (проверок)
финансово-хозяйственной
деятельности, направленной
на организационное обеспечение
деятельности судов, а также
финансово-хозяйственной
деятельности в системе
Судебного департамента
ОТЧЕТ о контрольно-ревизионной работе Управления (Отдела) Судебного департамента в _________________________________ (наименование субъекта РФ) за ____ год ┌───┬─────────────┬───────────────┬───────┬─────┬────────┬───────────┬──────┬──────┐ │ N │ Районные, │ Вопросы, │Наруше-│Сумма│В нару- │Принятые │Отмет-│Приме-│ │п/п│ гарнизонные │ подлежащие │ния │нару-│шение │меры по │ка об │чание │ │ │военные суды,│ ревизии │(недос-│шения│норма- │выявленным │устра-│ │ │ │подразделения│ (проверке) │татки) │(тыс.│тивных │нарушениям/│нении │ │ │ │ Управления ├───────┬───────┤ │руб.)│правовых│рекоменда- │ │ │ │ │ (Отдела) │ код │наиме- │ │ │актов │ции │ │ │ │ │ Судебного │вопроса│нование│ │ │(НПА) │ │ │ │ │ │департамента │ │вопроса│ │ │ │ │ │ │ │ │в субъекте РФ│ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┴─────────────┴───────┴───────┴───────┴─────┴────────┴───────────┴──────┴──────┤ │ I полугодие │ ├───┬─────────────┬───────┬───────┬───────┬─────┬────────┬───────────┬──────┬──────┤ ├───┴─────────────┴───────┴───────┴───────┴─────┴────────┴───────────┴──────┴──────┤ │ II полугодие │ ├───┬─────────────┬───────┬───────┬───────┬─────┬────────┬───────────┬──────┬──────┤ └───┴─────────────┴───────┴───────┴───────┴─────┴────────┴───────────┴──────┴──────┘ Начальник Управления (Отдела) в субъекте Российской Федерации _____________ инициалы, фамилия (подпись) "__" ___________ г. Должность контрольно-ревизионного работника Управления (Отдела) Судебного департамента в субъекте РФ _____________ инициалы, фамилия (подпись) "__" ___________ г.Приложение N 3
к Инструкции об организации
и проведении ревизий (проверок)
финансово-хозяйственной
деятельности, направленной
на организационное обеспечение
деятельности судов, а также
финансово-хозяйственной
деятельности в системе
Судебного департамента
____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ (должность(и), инициалы, фамилия(и)) ___________________ (число, месяц, год) N _________________ ПРЕДПИСАНИЕ Предлагается Вам провести ревизию (проверку) финансово-хозяйственной деятельности ___________________________________________________________________________ (наименование организации) за период с __.__.____ по __.__.____. (число, (число, месяц, год) месяц, год) Срок проведения ревизии (проверки) ____________________________________ (указать конкретный срок проведения ревизии (проверки)) Должность руководителя организации __________________________ инициалы, фамилия (подпись руководителя организации)Приложение N 4
к Инструкции об организации
и проведении ревизий (проверок)
финансово-хозяйственной
деятельности, направленной
на организационное обеспечение
деятельности судов, а также
финансово-хозяйственной
деятельности в системе
Судебного департамента
АКТ __.__.____ г. ___________________ (число, месяц, год) На основании предписания _______________________________ от __.__.____ (наименование организации) (число, месяц, год) ___________________________________________________________________________ (должиость(и), фамилия(и), инициалы работника(ков), которому (которым) поручено проведение ревизии (проверки)) проведена ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности ______________________________________________________________ (наименование организации) за период с __.__.____ по __.__.____. (число, (число, месяц, год) месяц, год) В проведении ревизии (проверки) (подведении ее итогов) принимали участие ___________________________________________________________________ (должность(и), фамилия(и), инициалы работника(ков), привлекаемых к ревизии (проверке)) Предыдущая ревизия (проверка) проведена _______________________________ (должность(и), фамилия(и), ___________________________________________________________________________ инициалы работника(ков), проводивших ревизию (проверку)) За ревизуемый период ответственными за совершение финансово-хозяйственных операций и правильность их оформления являлись ____ ___________________________________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы начальника ревизуемой организации и финансовой службы (главного бухгалтера, бухгалтера)) Ревизия (проверка) проведена в объеме прилагаемого плана и задания. Ревизия (проверка) начата __.__.____, окончена __.__.____. (число, (число, месяц, год) месяц, год) Ревизией (проверкой) установлено: (отражается систематизирование изложения материалов со ссылкой на соответствующие нормативные правовые и иные акты с указанием конкретных виновных лиц и размера причиненного ущерба) Должность руководителя ревизионной Должность группы (контрольно-ревизионного руководителя ревизуемой организации работника) _________________ инициалы, фамилия _______________ инициалы, фамилия, (подпись) (подпись) Главный бухгалтер _________________ инициалы, фамилия (подпись)Приложение N 5
к Инструкции об организации
и проведении ревизий (проверок)
финансово-хозяйственной
деятельности, направленной
на организационное обеспечение
деятельности судов, а также
финансово-хозяйственной
деятельности в системе
Судебного департамента
ПРЕДЛОЖЕНИЯ к акту ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности ______________________________ от __.__.____ (наименование организации) (число, месяц, год) ┌───┬──────────────────────┬───────────────┬───────────────┬──────────────┐ │ N │N пункта акта ревизии │ Содержание │Срок исполнения│ Отметка об │ │п/п│ (проверки) │ предложения │ │ исполнении │ ├───┼──────────────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├───┼──────────────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────┤ │1 │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────┤ ├───┼──────────────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────┤ │2 │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────┤ ├───┼──────────────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────┤ │3 │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────┤ ├───┼──────────────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────┤ │4 │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────┤ ├───┼──────────────────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────┤ │5 │ │ │ │ │ └───┴──────────────────────┴───────────────┴───────────────┴──────────────┘ Информацию о выполнении предложений по акту ревизии (проверки) представить в _____________________________________________________________ (наименование организации, назначившей ревизию) к __.__.____. (число, месяц, год) Должность руководителя ревизионной группы (контрольно-ревизионного работника) _______________ инициалы, фамилия (подпись)