Утверждаю
И.о. директора
Федеральной службы судебных
приставов главного судебного
пристава Российской Федерации
В.Н.МУЛОВ
11 сентября 2009 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССОВ
I. Общие положения
1.1. Рекомендации по организации и обеспечению безопасности проведения социально значимых судебных процессов (судебных процессов особой категории сложности или имеющих широкий общественный резонанс) разработаны в целях повышения эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
1.2. Руководствуясь Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов", Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2006 N 384 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов", Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.08.1999 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности", организуется обеспечение безопасности проведения социально значимых судебных процессов.
1.3. К социально значимым судебным процессам (к судебным процессам особой категории сложности или имеющим широкий общественный резонанс) могут быть отнесены судебные процессы по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях по уголовным делам о преступлениях, совершенных группой лиц, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), а также судебные процессы, которые могут вызвать повышенной интерес общества.
II. Основные этапы организации обеспечения безопасности
проведения социально значимых судебных процессов
2.1. Получение информации о проведении судебного процесса и принятие решения об отнесении указанного судебного процесса к социально значимому, и направление специального донесения директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации руководителем территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом субъекта Российской Федерации.
2.2. Постановка социально значимого судебного процесса на контроль в Федеральной службе судебных приставов.
2.3. Создание межведомственного оперативного штаба по подготовке и обеспечению безопасности проведения социально значимого судебного процесса.
2.4. Разработка и утверждение межведомственного плана по подготовке и проведению социально значимого судебного процесса.
2.5. Разработка и утверждение плана работы территориального органа Федеральной службы судебных приставов по подготовке и обеспечению безопасности проведения социально значимого судебного процесса.
2.6. Организация и обеспечение взаимодействия территориального органа Федеральной службы судебных приставов с территориальными органами МВД России, ФСБ России, МЧС России, ФСИН России, Минздрава России, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и судами субъекта Российской Федерации для обеспечения безопасности социально значимого судебного процесса.
2.7. Комплексное обследование представителями ФССП России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, ФСИН России и Судебного департамента при Верховном Суде субъекта Российской Федерации здания суда, где планируется проведение социально значимого судебного процесса, на предмет технической оснащенности и укрепленности.
2.8. Разработка, согласование и утверждение табеля постам по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности проведения социально значимого судебного процесса, охране здания суда в круглосуточном режиме (на основании решения директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации), охране и обороне здания суда при возникновении чрезвычайных происшествий с приложением планов действий лиц, находящихся в суде.
2.9. Устранение недостатков, выявленных в ходе комплексного обследования здания суда на предмет технической оснащенности и укрепленности.
2.10. Организация и обеспечение контроля с оказанием практической помощи работниками центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов территориальным органам Федеральной службы судебных приставов.
2.11. Определение порядка допуска и правил поведения граждан и иных лиц в зданиях и помещениях судов при обеспечении безопасности проведения социально значимого судебного процесса.
III. Получение информации о судебном процессе,
анализ обстановки в субъекта Российской Федерации,
принятие решения руководителем территориального органа
Федеральной службы судебных приставов - главным судебным
приставом субъекта Российской Федерации о постановке
на контроль социально значимого судебного процесса
3.1. Задачи территориального органа Федеральной службы судебных приставов:
- сбор и обобщение информации об оперативной обстановке, складывающейся в территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, прием и регистрация в установленном порядке заявлений, сообщений о преступлениях в Книге учета сообщений о преступлениях;
- круглосуточное получение и передача указаний и распоряжений, поступающих в территориальный орган из центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов;
- сбор, учет и передача информации о чрезвычайных происшествиях, преступлениях, административных правонарушениях, имевших место при обеспечении установленного порядка деятельности судов и при совершении исполнительных действий, в том числе совершенных работниками территориального органа Федеральной службы судебных приставов или в отношении них;
- обеспечение безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей при проведении судебных процессов, а также принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки в суд либо к судебному приставу-исполнителю;
- обеспечение взаимодействия с территориальными органами МВД России, ФСБ России, МЧС России, ФСИН России и других правоохранительных органов при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
3.2. Руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации проводит анализ представленных начальником специализированного отдела оперативного дежурства обобщенных данных об обстановке в субъекте Российской Федерации, принимает решение о подготовке к обеспечению установленного порядка деятельности суда и безопасности проведения социально значимого судебного процесса, направленное на:
- усиление мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- усиление мер по обеспечению безопасности судей и участников судебного процесса;
- усиление мер по охране и обеспечению безопасности зданий и помещений судов;
- привлечение территориальных органов МВД России и ФСБ России для обеспечения безопасности судебного процесса, а также имеющих широкий общественный резонанс;
- привлечение дополнительных сил судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов других территориальных органов Федеральной службы судебных приставов для обеспечения безопасности судебного процесса.
3.3. В течение суток после принятия решения о подготовке к социально значимому судебному процессу руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации докладывает директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации в специальном донесении о социально значимом судебном процессе, в котором указывается информация:
- о сроках рассмотрения судом уголовных и гражданских дел, имеющих социально значимый характер;
- о количестве подсудимых, свидетелей и иных участников судебного процесса;
- о месте и времени проведения социально значимых судебных заседаний, технической укрепленности и оснащенности зала судебного заседания и здания суда;
- о силах и средствах судебных приставов по ОУПДС, необходимых для обеспечения безопасности социально значимого судебного заседания;
- о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС других территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, а также сотрудников МВД России, ФСБ России, МЧС России для обеспечения безопасности проведения социально значимого судебного процесса и их количестве.
IV. Образование межведомственного оперативного штаба
по подготовке и обеспечению безопасности проведения
социально значимого судебного процесса
4.1. В соответствии с решением директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации о постановке на федеральный контроль обеспечения безопасности проведения социально значимого судебного процесса в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов направляется указание о необходимости инициирования создания межведомственного оперативного штаба по подготовке и обеспечению безопасности судебного процесса.
4.2. Основные формы и методы взаимодействия между подразделениями различных ведомств рекомендуется осуществлять в рамках имеющихся совместных соглашений. При необходимости следует внести изменения и дополнения, предусмотрев: обмен и сверку данных, необходимых для обеспечения безопасности социально значимого судебного процесса, выявление проблемных вопросов в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов, создание рабочих групп, планирование и проведение совместных мероприятий, а также иные мероприятия для обеспечения безопасности судебного процесса.
4.3. Информация о решении по созданию межведомственного оперативного штаба, принятом руководителем субъекта Российской Федерации, направляется директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации.
4.4. В зависимости от масштаба социально значимого судебного процесса и сложности обеспечения его безопасности могут создаваться межведомственные оперативные штабы на федеральных и региональных уровнях.
V. Подготовка межведомственного плана
по организации и обеспечению безопасности
социально значимых судебных процессов
5.1. Члены оперативного штаба вырабатывают предложения по обеспечению безопасности судебного процесса. На их основе составляется Межведомственный план по организации и обеспечению безопасности проведения социально значимого процесса, в который необходимо включить следующие мероприятия:
5.1.1. Проведение комплексного обследования технической оснащенности и укрепленности здания суда и зала судебного заседания, конвойного помещения, камер временного содержания подсудимых;
5.1.2. Подготовку предложений по оборудованию помещений для состава конвоя, камер временного содержания подсудимых, зала судебного заседания, здания суда и направление акта обследования здания суда на предмет технической оснащенности и укрепленности председателю суда субъекта Российской Федерации и в Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации;
5.1.3. Проведение расчетов необходимых сил и материально-технических средств, необходимых для обеспечения охраны и конвоирования лиц, содержащихся под стражей, а также охраны здания и помещений суда, общественного порядка, обеспечения безопасности участников судебного процесса при проведении судебных заседаний;
5.1.4. Проведение дополнительной специальной проверки лиц, задействованных в обеспечении безопасности проведения социально значимого судебного заседания;
5.1.5. Обеспечение круглосуточной охраны зданий и помещений суда силами территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, МВД России и ФСБ России;
5.1.6. Обеспечение патрулирования территории, прилегающей к зданию суда, нарядом патрульно-постовой службы органов внутренних дел;
5.1.7. Обеспечение установленного порядка деятельности суда;
5.1.8. Разработку совместных планов охраны и обороны здания суда в дни проведения судебного процесса;
5.1.9. Разработку и утверждение плана расстановки сил МВД России, ФСБ России, МЧС России и судебных приставов по ОУПДС;
5.1.10. Разработку и утверждение табеля постам судебных приставов по ОУПДС и плана размещения сотрудников конвойного подразделения в зале судебного заседания;
5.1.11. Утверждение плана действий и эвакуации сотрудников и посетителей суда при возникновении чрезвычайных происшествий;
5.1.12. Информирование населения об ограничениях, связанных с проведением социально значимого судебного процесса, по телевидению, радио, в периодических печатных изданиях;
5.1.13. Проведение проверки жилого сектора, прилегающего к зданию суда;
5.1.14. Обозначение и взятие под контроль высоты вблизи здания суда, места прямого обзора и выставление постов;
5.1.15. Проведение тактико-специальных учений по отработке совместных действий территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, МВД России, ФСБ России, ФСИН России, МЧС России, аппарата суда субъекта Российской Федерации при обеспечении безопасности судебного процесса, предупреждения и ликвидации последствий в случае возникновения чрезвычайных происшествий;
5.1.16. Обеспечение безопасности участников и свидетелей судебного процесса как в здании суда, так и по месту работы и жительства;
5.1.17. Составление списков родственников подсудимых, которые планируют принимать участие в судебном заседании, для проведения разъяснительной работы об установленном порядке в здании суда и зале судебного заседания, выявление среди них агрессивно настроенных лиц;
5.1.18. Подготовку списков лиц, проживавших на территории, прилегающей к зданию суда, в том числе лиц, ранее судимых и психически больных;
5.1.19. Разработку схемы блокировки района в дни проведения судебного процесса, с определением объездных путей;
5.1.20. Определение порядка проезда и парковки транспортных средств на территории, прилегающей к зданию суда;
5.1.21. Проведение контрольной проверки технической оснащенности и укрепленности здания суда и зала судебного заседания, помещений для состава конвоя, камер временного содержания подсудимых;
5.1.22. Проведение обследований здания суда и зала судебного заседания, коммуникаций, а также прилегающей территории с использованием служебно-розыскных собак. Могут быть включены и другие мероприятия с учетом условий и особенностей места проведения социально значимого судебного процесса (города, субъекта Российской Федерации).
5.2. Межведомственный план по организации и обеспечению безопасности социально значимого судебного процесса утверждается руководителями территориальных органов МВД России и ФССП России, согласовывается с руководителями территориальных органов ФСБ России, МЧС России, ФСИН России, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, председателями судов субъекта Российской Федерации и принимается сторонами для руководства и исполнения.
VI. Взаимодействие территориальных органов
Федеральной службы судебных приставов, МВД России,
ФСБ России, МЧС России, ФСИН России, Судебного департамента
при Верховном Суде Российской Федерации и судов субъекта
Российской Федерации при обеспечении безопасности
проведения социально значимого судебного процесса
6.1. Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов, МВД России, ФСБ России, ФСИН России, МЧС России, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и судами субъекта Российской Федерации по организации подготовки к проведению социально значимого судебного процесса и обеспечению его безопасности может осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях.
6.2. Взаимодействие территориальных органов Федеральной службы судебных приставов с территориальными органами МВД России, ФСБ России, ФСИН России, МЧС России, Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и судами субъекта Российской Федерации на региональном и местном уровнях следует обеспечить в рамках имеющихся соглашений территориального органа Федеральной службы судебных приставов с вышеуказанными органами, в том числе по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов и межведомственного плана.
6.3. Территориальным органам Федеральной службы судебных приставов рекомендуется тщательно проанализировать имеющиеся соглашения и совместные планы приказа о взаимодействии и при необходимости внести в них соответствующие коррективы в целях надлежащей организации и обеспечения безопасности проведения социально значимого судебного процесса, в том числе провести:
6.3.1. Совместное планирование и реализацию мероприятий с криминальной милицией и милицией общественной безопасности по вопросам обмена имеющейся оперативной и иной информацией о подготовке к совершению противоправных действий, пресечении противоправных действий, обеспечении безопасности судей, присяжных заседателей, других участников судебного разбирательства, охране зданий и помещений суда, об обеспечении сохранности уголовного дела и вещественных доказательств, о применении к подсудимому предусмотренных законом мер процессуального принуждения, об осуществлении принудительного привода в суд, проверке подготовки судебных помещений к проведению судебных заседаний, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий при рассмотрении уголовного дела в суде;
6.3.2. Совместное планирование и реализацию мероприятий с территориальным органом Федеральной службы безопасности по вопросам обмена оперативной и иной информацией о подготовке к совершению противоправных действий, пресечении противоправных действий и других случаях при рассмотрении уголовного дела в суде;
6.3.3. Взаимодействие с территориальным органом Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий в случае их возникновения при рассмотрении уголовного дела в суде;
6.3.4. Взаимодействие с территориальным органом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и судом субъекта Российской Федерации по вопросам технической оснащенности и укрепленности зданий и помещений судов, залов судебных заседаний и совещательных комнат (при проведении выездных судебных заседаний), обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей, секретаря судебного заседания (в случае применения к нему предусмотренных законом мер безопасности), других работников суда и граждан, находящихся в здании суда, осуществления контрольно-пропускного режима в здание суда, обеспечения установленного порядка в зале судебного заседания и т.д.;
6.3.5. Взаимодействие с территориальным органом Федеральной службы исполнения наказания (при проведении судебных заседаний на их территории, в непосредственной близости от зданий их территориального органа) по вопросам обмена оперативной и иной информацией о подготовке со стороны подсудимых (обвиняемых) побега из-под стражи, подготовке насильственного освобождения последних из-под стражи, обеспечения их охраны и безопасности и других случаях при рассмотрении уголовного дела;
6.3.6. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципальными органами власти по вопросам профилактики совершения преступлений и административных правонарушений, других чрезвычайных происшествий на территории, прилегающей к месту проведения судебного процесса, при рассмотрении уголовного дела.
6.4. Взаимодействующие органы исполнительной власти и их территориальные органы обеспечивают регулярный обмен информацией и принимают необходимые меры для обеспечения оперативного и полного исполнения планов подготовки к проведению социально значимого судебного процесса и обеспечению его безопасности.
VII. Обследование здания суда,
где планируется проведение социально значимого
судебного процесса, на предмет технической оснащенности
и укрепленности, подготовка табеля постов усиленного варианта
обеспечения установленного порядка деятельности суда,
охраны и обороны здания суда
7.1. В целях обеспечения надежной охраны здания и помещений суда, безопасности судей, подсудимых, других участников судебного процесса, работников суда и граждан, находящихся в судебных помещениях, совместно с представителями Судебного департамента при Верховном Суде субъекта Российской Федерации проводится комплексное обследование на предмет технической оснащенности и укрепленности здания и помещений суда, где планируется проведение социально значимого судебного процесса.
7.2. При проведении комплексного обследования всесторонне изучаются:
- техническая укрепленность зала судебного заседания, здания суда, ограждающей конструкции;
- техническая оснащенность зала судебного заседания и здания суда современными средствами видеонаблюдения;
- техническая укрепленность охраняемого объекта, наличие уязвимых мест влияет на количество постов охраны, их разновидность, тактические приемы контроля охраняемого объекта, возможность обеспечения судебными приставами установленного порядка деятельности суда в полном объеме.
7.3. Здания и помещения суда должны быть оборудованы следующими элементами технической укрепленности и оснащенности:
- средствами видеонаблюдения (внутренняя и наружная видеорегистрация), с выводом на мониторы судебного пристава по ОУПДС на входе в здание суда, с помощью которых в обязательном порядке контролируется вход и выход с объекта лиц, автотранспорта, выборочно отслеживаются те, кто находится на стационарном объекте, контролируются внутренние помещения, закрытые для доступа посторонних;
- средствами автоматической охранно-пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, которые в целях экономии могут объединяться, служат для подачи сигнала тревоги при попытках проникновения, в случае пожара, для подачи сигнала тревоги судебными приставами по ОУПДС;
- освещением охраняемого объекта, которое позволяет судебному приставу по ОУПДС контролировать охраняемый объект и прилегающую территорию;
- системой аварийного освещения;
- системой аварийного отключения оборудования;
- системой оповещения;
- резервной системой отопления и электроснабжения;
- контрольно-пропускными пунктами для пропуска людей или автотранспорта, оборудованными блокирующими устройствами и замками с дистанционным управлением;
- специально оборудованными местами возможного нахождения судебного пристава при стационарной охране и патрулировании объекта;
- помещениями для исполнения специфических обязанностей судебным приставом при обеспечении охраны (разграничение свидетелей, потерпевших и т.д.);
- кнопками экстренного вызова в залах судебного заседания, в кабинетах судей (пульт либо кнопка тревожной сигнализации в залах находится у председательствующего, на посту конвоира у металлического ограждения) с выходом на пульт судебных приставов по ОУПДС, помещения для состава конвоя, кнопки тревожной сигнализации на посту судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов на входе с выводом на пульт дежурной части территориального Федеральной службы судебных приставов и ОВД;
- средствами стационарного металлообнаружения;
- локализаторами взрыва;
- ограждающим забором двора;
- ограждающим барьером с турникетом (двух дверей с тамбуром между ними, вторая дверь оборудована электрозамком);
- отдельной городской телефонной связью у судебных приставов по ОУПДС на посту N 1;
- отдельным помещением для смены судебных приставов, оборудованным необходимой мебелью;
- решетками на окнах первого этажа, залов судебных заседаний (на других окнах при наличии свободного доступа в здание суда через них);
- отдельным помещением для состава конвоя, оборудованным мебелью, санузлом, комнатой для начальника конвоя, для служебной собаки, отдельной телефонной связью и прямой телефонной связью с территориальным ОВД;
- камерами временного содержания, отвечающими требованиям раздельного содержания различных категорий подозреваемых и обвиняемых, оборудованными в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам содержания в СИЗО;
- отдельным зарешеченным маршрутом конвоирования в здании суда, при наличии на маршруте оконных проемов на них устанавливаются металлические решетки;
- в зале судебного заседания ограждающим барьером из пуленепробиваемого стекла (металлического ограждения, оборудованного в соответствии с предъявляемыми требованиями), ограждающим барьером между потерпевшими, свидетелями, гражданами, прибывшими на судебное заседание, с одной стороны, и другими участниками судебного процесса, с другой стороны;
- средствами связи, которые должны обеспечивать связь как на самом объекте, так и за его пределами.
7.4. Отделом по организации и обеспечению установленного порядка деятельности судов территориального органа Федеральной службы судебных приставов совместно с подразделением судебных приставов, обеспечивающим безопасность проведения социально значимого судебного процесса, разрабатывается табель постам по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности проведения социально значимого судебного процесса, охране здания суда в круглосуточном режиме, охране и обороне здания суда при возникновении чрезвычайных происшествий с приложением планов и действий лиц, находящихся в здании суда, с учетом местных условий.
7.5. Разработанный табель постам согласовывается с территориальными органами МВД России, ФСБ России, ФСИН России, МЧС России, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и судами субъекта Российской Федерации в пределах компетенции и утверждается руководителем территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом субъекта Российской Федерации.
7.6. Для исключения случаев проноса огнестрельного оружия, взрывчатых, наркотических веществ, спиртных напитков в здание суда, обеспечения на должном уровне безопасности судей, подсудимых, других участников судебного процесса, работников суда и граждан при проведении социально значимых судебных заседаний необходимо утверждение председателем суда субъекта Российской Федерации порядка допуска граждан в здание суда и установленного порядка деятельности суда.
VIII. Подготовка судебных приставов
по обеспечению установленного порядка деятельности судов,
задействованных в обеспечении безопасности проведения
социально значимого судебного процесса
Для обеспечения режима охраны и обеспечения установленного порядка деятельности судов руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта Российской Федерации необходимо:
- согласовать с председателем суда субъекта Российской Федерации разработанные табели постов по обеспечению установленного порядка деятельности суда, обеспечению безопасности проведения социально значимого судебного процесса, охране здания суда в круглосуточном режиме (на основании решения директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации), охране и обороне здания суда при возникновении чрезвычайных происшествий;
- согласовать с председателем суда порядок охраны здания суда, совещательных комнат и иных судебных помещений, количество постов и количество судебных приставов, несущих службу в круглосуточном режиме, охраны и обороны здания суда при возникновении чрезвычайных происшествий;
- согласовать с председателем суда планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных происшествий, схемы мест размещения технических средств сигнализации и пожарных гидрантов;
- организовать и провести дополнительную проверку судебных приставов по ОУПДС, задействованных в организации и обеспечении безопасности проведения социально значимого судебного процесса, силами отдела противодействия коррупции и вопросов безопасности во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСБ России и МВД России;
- провести инструктаж судебных приставов непосредственно перед заступлением на службу, разъяснить конкретные действия каждого с учетом складывающейся обстановки, дать дополнительные поручения, вытекающие из анализа ситуации и характера условий предстоящей работы;
- принять меры к обеспечению необходимых условий для надлежащего несения службы судебными приставами по ОУПДС;
- организовать контроль за проведением мероприятий по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- регулярно проверять порядок несения службы судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, своевременно реагировать на выявленные нарушения;
- распределять функциональные обязанности между работниками аппарата управления территориального органа Федеральной службы судебных приставов и судебными приставами по ОУПДС таким образом, чтобы обеспечивать надлежащий уровень охраны суда.
IX. Осмотр и подготовка судебных помещений
для обеспечения безопасности проведения социально
значимого судебного процесса
9.1. До начала судебного заседания заступающая дежурная смена должна осмотреть судебные помещения, зал судебного заседания, комнаты свидетелей, совещательные комнаты, в том числе санитарные узлы, которые будут использоваться в ходе процесса.
9.2. Судебный пристав по ОУПДС обязан:
- осмотреть печати и пломбы на входных дверях помещения;
- проверить целостность дверей, окон, замков и решеток в осматриваемом помещении, а также исправность сигнализации и средств связи;
- осмотреть само помещение и инвентарь, находящийся в общедоступных местах (коридорах, фойе и т.д.);
- осмотреть подсобные помещения, прилегающие к залу суда и комнатам свидетелей, а также туалеты, которыми будут пользоваться участники данного процесса;
- обратить особое внимание на наличие посторонних предметов и вещей;
- осмотреть входные двери, пол, стены, потолок, окна и мебель;
- проверить все предметы, имеющие внутренние полости, осмотреть ниши в стенах, углубления в полу, пространства под подоконниками и за отопительными батареями, обратить внимание на урны для мусора, в особенности, если они имеют закрытую форму;
- в ходе зачистки помещения выяснить, не приходили ли в последние дни в судебное помещение электрики, сантехники, слесари по ремонту газового оборудования, инспекторы пожарной охраны, проверить работу электрооборудования, сантехники и вентиляции;
- в случае обнаружения взрывоопасных и пожароопасных предметов, неисправности средств связи и сигнализации, отсутствия средств пожаротушения, неудовлетворительного состояния путей эвакуации и выявления иных недостатков судебный пристав немедленно оповещает об этом старшего смены и председателя суда;
- по окончании осмотра судебный пристав докладывает старшему смены с приложением рапорта на имя старшего судебного пристава;
- в досмотренном помещении остается судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов либо помещение опечатывается, и в него не допускаются посторонние лица.
9.3. Информация о ходе подготовки судебного заседания по обеспечению безопасности проведения социально значимого судебного процесса, начале судебного процесса, ходе слушания, об окончании судебного заседания и принятом решении докладывается посредством телефонной связи в отдел организации обеспечения исполнительных действий и работы специализированных отделов (подразделений) оперативного дежурства Управления организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов Федеральной службы судебных приставов. По окончании судебного заседания руководителем территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (с заместителем) направляется письменное донесение в центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов.
X. Обеспечения безопасности проведения
социально значимого судебного заседания
10.1. Проведение на должном уровне мероприятий по подготовке к судебному заседанию позволяет свести к минимуму риск возникновения конфликтов в суде, если не полностью, то частично исключает вероятность нарушений установленного порядка деятельности суда.
10.2. В целях надлежащей организации и обеспечения безопасности проведения социально значимого судебного заседания руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта Российской Федерации необходимо разработать и утвердить рекомендации судебным приставам по ОУПДС при:
- обеспечении безопасности проведения судебного заседания;
- исполнении распоряжения председательствующего в судебном заседании;
- обеспечении сохранности материалов уголовного (гражданского) дела;
- доставлении к месту проведения судебного процесса вещественных доказательств и обеспечении их сохранности;
- осуществлении приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд;
- взаимодействии с сотрудниками конвойного подразделения и силами МВД;
- поступлении команды "Побег";
- поступлении команды "Нападение на судью";
- поступлении команды "Пожар в здании";
- обнаружении взрывных устройств в здании суда;
- захвате заложников в зале суда;
- массовых беспорядках в зале судебного заседания, в здании суда и на территории, прилегающей к зданию суда;
- обеспечении физической защиты судей и других участников процесса в здании и помещениях суда;
- охране судей и других лиц вне здания суда судебными приставами по ОУПДС группы быстрого реагирования на основании письменного обращения и по распоряжению руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.
10.3. В целях обеспечения безопасности проведения судебного заседания могут быть подготовлены и иные рекомендации.
XI. Организация обеспечения контроля
за ходом подготовки и обеспечения безопасности
проведения социально значимого судебного процесса
11.1. В территориальном органе Федеральной службы судебных приставов организация обеспечения контроля и безопасности проведения социально значимого судебного процесса возлагается на руководство и отдел по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориального органа Федеральной службы судебных приставов.
11.2. В центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов организация обеспечения контроля и безопасности проведения социально значимого судебного процесса возлагается на отдел организации обеспечения исполнительных действий и работы специализированных отделов (подразделений) оперативного дежурства Управления организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов Федеральной службы судебных приставов.
11.3. В территориальном органе и центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов при обеспечении контроля за ходом проведения социально значимого судебного процесса ведется контрольный лист по форме:
Контрольный лист
обеспечения безопасности проведения социально значимого
судебного процесса в суде субъекта Российской Федерации
по уголовному (гражданскому) делу N ____
N п/п | Дата судебного заседания | Перенос судебного заседания | Привлекаемые силы | Примечание | |||
Судебных приставов по ОУПДС | МВД субъекта Российской Федерации | МВД России | Территориального органа ФСБ России | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |