ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 января 2018 г. N АКПИ18-1
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 120/986-7 "О регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Александра Юрьевича Чухлебова, и ее уполномоченных представителей",
установил:
постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" на 18 марта 2018 г. назначены выборы Президента Российской Федерации.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 28 декабря 2017 г. N 120/986-7 зарегистрированы группа избирателей, созданная для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Александра Юрьевича Чухлебова, и ее уполномоченные представители.
ЦИК России обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене указанного постановления, ссылаясь на то, что на момент регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата Чухлебова А.Ю., он не имел пассивного избирательного права в связи с наличием у него вида на жительство на территории иностранного государства. Кроме того, наличие вида на жительство подтверждает право Чухлебова А.Ю. на постоянное проживание в Финляндской Республике как минимум с 26 марта 2010 г., на территории этого государства у кандидата имеется имущество, им осуществляется трудовая деятельность и критерий непрерывности-проживания кандидата в Российской Федерации не соблюден.
В судебном заседании представители ЦИК России Сахаров С.Ф., Воронин Д.Ю. поддержали заявленные требования.
Представитель Группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Чухлебова А.Ю., Сидоров М.Ю., гражданин Чухлебов А.Ю., адвокат Щербина М.В. возражали против удовлетворения административного иска и пояснили суду, что у Чухлебова А.Ю. отсутствует вид на жительство иностранного государства, и в заседании ЦИК России 2 января 2018 г. он представил уведомление от 20 ноября 2017 г., выданное Миграционной службой Финляндии, об аннулировании разрешения на пребывание от 26 марта 2010 г., но ЦИК России усомнилась в том, что у него имелось только одно разрешение. Кроме того, ЦИК России без достаточных оснований сделала вывод о том, что им не соблюдено требование законодательства о постоянном проживании на территории Российской Федерации в течение 10 лет.
Выслушав объяснения представителей административного истца ЦИК России Сахарова С.Ф., Воронина Д.Ю., административных ответчиков представителя Группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Чухлебова А.Ю., Сидорова М.Ю., гражданина Чухлебова А.Ю., адвоката Щербиной М.В., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (статья 34) каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации (пункт 1). Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в ЦИК России с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей (пункт 3). ЦИК России в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с названной статьей, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации (пункт 14). Основаниями для отказа в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей могут служить отсутствие документов, указанных в пунктах 3, 5 - 7 и 11 данной статьи, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, невыполнение требований пунктов 2, 3, 9 - 11, 13 этой статьи (пункт 16).
Пунктом 5.1 статьи 3 названного Федерального закона предусмотрено, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов следует, что гражданин Чухлебов А.Ю., < ... > г. рождения, проживающий по адресу: < ... > , 8 сентября 2014 г. подал в ОУФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе заявление о наличии у него вида на жительство в Финляндской Республике (письмо Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 20/41008).
Согласно решению Миграционной службы Финляндии от 20 ноября 2017 г. на основании письма Чухлебова А.Ю. от 16 ноября 2017 г. Миграционная служба аннулировала ему постоянное разрешение на пребывание.
Определяя принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в статье 6 предусматривает обязанность гражданина, как подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, так и уведомить компетентный орган исполнительной власти об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, согласно которому территориальный орган МВД России по субъекту Российской Федерации осуществляет прием от граждан Российской Федерации уведомлений о наличии у них гражданства другого государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве, и учет таких уведомлений.
Гражданин Чухлебов А.Ю., выдвинутый группой избирателей, созданной для поддержки его кандидатуры на должность Президента Российской Федерации, в нарушение требований российского законодательства уведомление в территориальный орган МВД России по субъекту Российской Федерации не направил и в соответствии с положениями законодательства о выборах Президента Российской Федерации является лицом, не имеющим пассивного избирательного права, поскольку в силу пункта 5.1 статьи 3 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Что касается доводов административного истца о несоответствии кандидата критерию непрерывности проживания в Российской Федерации, то суду не представлены достаточные данные, свидетельствующие о нарушении требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам либо принятое с превышением пределов ее компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 244 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удовлетворить:
постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 120/986-7 "О регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Александра Юрьевича Чухлебова, и ее уполномоченных представителей" отменить.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ