ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2016 г. N АКПИ16-906
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Стратиенко В.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" об отмене регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ,
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 18 сентября 2016 г.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 22 июля 2016 г. N 27/258-7 "О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутый политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Постановлением ЦИК России от 8 августа 2016 г. N 34/324-7 "О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутый политической партией "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА".
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, ссылаясь на нарушение административным ответчиком законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, выразившееся в изготовлении и распространении Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Саха (Якутия) печатного агитационного материала - массово-политического издания ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ "25 справедливых законов" на русском и якутских языках тиражом по 5000 экземпляров, на оборотной стороне (последней полосе) которого размещены значки (логотипы) социальных сетей и средств коммуникации, являющиеся объектами авторских прав, без разрешения их правообладателей.
Свое требование административный истец дополнительно обосновал тем, что в целях достижения определенного результата на выборах помимо средств своего избирательного фонда административный ответчик использовал иные денежные средства, составляющие более 5 процентов от установленной Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ) предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии. Кроме того, в нарушение требований части 1 статьи 38 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ уполномоченные представители по финансовым вопросам Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ назначены не из числа уполномоченных представителей партии.
В судебном заседании представитель административного истца ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" Осипов О.Б. заявленное требование поддержал.
Представители административного ответчика Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Матюшкина О.М., Яшинов А.В. не признали административный иск.
Представитель заинтересованного лица ЦИК России Воронин Д.Ю. считал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения представителя административного истца Осипова О.Б., возражения представителей административного ответчика Матюшкиной О.М., Яшинова А.В., представителя заинтересованного лица Воронина Д.Ю., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, может быть отменена Верховным Судом Российской Федерации по заявлению ЦИК России или иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, не позднее чем за пять дней до дня голосования в случае использования политической партией, ее уполномоченным представителем по финансовым вопросам в целях достижения определенного результата на выборах помимо средств своего избирательного фонда, избирательных фондов ее региональных отделений (при наличии таких избирательных фондов) иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной данным федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии (часть 3 статьи 71 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ).
Доводы административного истца о том, что в целях достижения определенного результата на выборах помимо средств своего избирательного фонда административный ответчик использовал иные денежные средства, составляющие более 5 процентов от установленной федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, лишены правовых оснований.
Из "Сведений о поступлении средств в избирательные фонды политических партий и расходовании этих средств (на основании данных, предоставленных филиалами ПАО Сбербанк и другой кредитной организацией)", размещенных на официальном сайте ЦИК России по адресу: www.cikrf.ru/analog/vib_d16/finance/fond.html по состоянию на 30 августа 2016 г., следует, что Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ израсходованы средства в размере 246121054,44 рублей, отраженные в графе финансовые операции по расходованию средств на сумму, превышающую 400 тысяч рублей.
Указанная в данной графе на определенную дату итоговая израсходованная сумма - это средства избирательного фонда Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, а не иные денежные средства.
Отнесение административным истцом обозначенной суммы к числу иных денежных средств не имеет ни фактического, ни правового основания.
Как следует из устных объяснений представителя ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА", такой ошибочный вывод является следствием личного предположения административного истца о том, что назначенные Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уполномоченные представители по финансовым вопросам не имели права совершать от имени политической партии финансовые операции, поскольку были назначены с нарушением закона.
Вместе с тем постановление ЦИК России от 12 июля 2016 г. N 19/151-7 "О регистрации уполномоченных представителей политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по финансовым вопросам" не было обжаловано и отменено.
Данное постановление не относится к предмету административного иска по настоящему административному делу, в связи с этим не подлежат проверке и относящиеся к его содержанию доводы ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" о нарушении требований части 1 статьи 38 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ при назначении указанных в нем уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
Согласно пункту 6 части 10 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ несоблюдение политической партией ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), может являться основанием для отмены регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, Верховным Судом Российской Федерации по заявлению ЦИК России или иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Аналогичное основание для отмены регистрации списка кандидатов избирательного объединения содержится и в подпункте "д" пункта 8 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предписано, что при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 этой статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
В силу подпункта 4 статьи 2 названного федерального закона под агитацией предвыборной (предвыборной агитацией) понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);
2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 60 данного федерального закона);
3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам) (часть 1 статьи 62 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ).
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ определяет агитационные материалы как печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.
Из материалов дела следует, что 11 августа 2016 г. между Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Саха (Якутия) (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Альфа Принт" (исполнителем) был заключен договор N 111 изготовления полиграфической продукции, по условиям которого исполнитель обязался предоставить услуги по изготовлению из материалов заказчика полиграфической продукции.
В приложении от 11 августа 2016 г. N 1 к этому договору стороны согласовали, что исполнитель должен изготовить брошюры 25 справедливых законов на якутском и русском языках (обложка цветность 4+0, бумага меловка глянцевая 170 г, внутренние блоки цветность 4+4, бумага офсетная 80 г, 12 с. крепление на скобу) в количестве 5000 штук на каждом. Стоимость услуг составит 129500 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Принт" исполнило принятые на себя обязательства в полном объеме, что подтверждается товарной накладной от 16 августа 2016 г. N 1021 и актом приемки-сдачи выполненных работ (услуг) от 16 августа 2016 г. N 1021, которые подписаны заказчиком без замечаний по объему, качеству и сроку оказания услуг.
На оборотной стороне обложки изготовленной брошюры были отпечатаны сведения об интернет-ресурсах партии, а также ее страницах в социальных сетях с указанием логотипов и ссылок на имеющиеся у партии адреса страниц конкретных сайтов (https://facebook.com/spravoross, http://ok.ru/spravoross, https://vk.com/spravo_ross, https://telegram.me/spravoross).
Доводы административного истца о том, что Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в связи с этим допустила нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности (статей 1225, 1229, 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации), выразившееся в использовании и распространении без согласия соответствующего правообладателя зарегистрированных товарных знаков, а именно изображения значков социальных сетей "Фейсбук" (facebook), "Одноклассники", "ВКонтакте", следует признать несостоятельными.
В связи с выявленным несоответствием изготовленного агитационного печатного материала макету, разработанному в Центральном аппарате Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, согласно письму секретаря Президиума Центрального совета, руководителя Центрального аппарата партии от 16 августа 2016 г. N РТ-16/08-1288/1, направленному в адрес председателя Совета регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Саха (Якутия), региональному отделению было предписано распространение данного агитационного печатного материала не осуществлять, незамедлительно произвести его уничтожение и представить копию акта об уничтожении в Центральный аппарат партии.
В тот же день региональное отделение партии обратилось с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа Принт" с просьбой об уничтожении всей агитационной продукции, отпечатанной на основании ошибочно отправленных макетов.
Согласно акту уничтожения печатных агитационных материалов (к договору N 111 изготовления полиграфической продукции от 11 августа 2016 г.) 16 августа 2016 г. в присутствии представителей Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Саха (Якутия) и общества с ограниченной ответственностью "Альфа Принт" был уничтожен (с использованием уничтожителя бумаги) агитационный печатный материал: брошюра 25 справедливых законов на якутском языке в количестве 4950 экземпляров и брошюра 25 справедливых законов на русском языке в количестве 4918 экземпляров. При этом в акте отмечено, что один экземпляр каждого материала был передан в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия); 49 экземпляров брошюры на якутском языке и 81 экземпляр на русском языке были утеряны.
Доказательств того, что отмеченный выше агитационный печатный материал, один из экземпляров которого на якутском языке оказался в распоряжении административного истца, со дня его печати 13 августа 2016 г. по день его уничтожения 16 августа 2016 г. в целях предвыборной агитации был распространен или обнародован в период избирательной кампании, не представлено.
Следовательно, факт использования административным ответчиком упоминаемых средств индивидуализации (товарных знаков) при агитации не подтвержден.
Устанавливая отсутствие основания для определенного федеральным законом вида юридической ответственности избирательного объединения, Верховый Суд Российской Федерации также учитывает, что административный ответчик самостоятельно принял срочные и экстренные меры с целью нераспространения подготовленного агитационного печатного материала, его незамедлительного изъятия из оборота и уничтожения, что экземпляры продукции, в том числе утраченные, фактически не получили распространения, а также то, что печать изображений охраняемых товарных знаков на оборотной стороне обложки брошюры вместе с соответствующим адресом партии в сети "Интернет" носило исключительно характер информирования о персональных страницах партии на определенных сайтах в социальных сетях и не имело своей целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
При установленных обстоятельствах вопреки утверждениям административного истца оснований для отмены регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, не имеется.
Кроме того, по смыслу пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 6 части 10 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, которые не допускают их формального применения к любой ситуации без учета конкретных обстоятельств, такое вмешательство, основанное только на факте изготовления подобного агитационного печатного материала, а не его использования в предвыборной агитации, не будет носить пропорциональный характер преследуемой законной цели и не является для выявленного случая необходимым в демократическом государстве.
С учетом изложенного доводы о том, что Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ как избирательное объединение получило дополнительные, не предусмотренные законом преимущества по сравнению со ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ "РОДИНА", подлежат отклонению.
Оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" об отмене регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО