ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 января 2018 г. N АКПИ18-17
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Стратиенко В.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению политической партии "Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России" об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 января 2018 г. N 123/1037-7 "Об отказе в регистрации уполномоченных представителей политической партии "Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России", выдвинувшей кандидата на должность Президента Российской Федерации Юрия Павловича Сидорова",
установил:
постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" на 18 марта 2018 г. назначены выборы Президента Российской Федерации.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 5 января 2018 г. N 123/1037-7 (далее - Постановление) отказано в регистрации уполномоченных представителей политической партии "Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России", выдвинувшей кандидата на должность Президента Российской Федерации Юрия Павловича Сидорова, в связи с несоблюдением предусмотренных законом требований.
Политическая партия "Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России" (далее - Партия) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене Постановления, ссылаясь на то, что Партией с соблюдением срока, установленного пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ), ЦИК России была извещена о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своего кандидата на должность Президента Российской Федерации, 19 декабря 2017 г. в ЦИК России по электронной почте и курьером было направлено соответствующее уведомление. В работе Съезда Партии, состоявшегося 23 декабря 2017 г., на котором присутствовал представитель ЦИК России, в полном соответствии с требованиями пункта 1 статьи 25 названного закона приняло участие 48 делегатов, 46 из которых являлись представителями региональных отделений Партии, в связи с чем законные основания для отказа в регистрации уполномоченных представителей Партии, выдвинувшей кандидата на должность Президента Российской Федерации Сидорова Ю.П., у ЦИК России отсутствовали.
Представитель Партии Синяков В.В. и Сидоров Ю.П., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании поддержали заявленное требование по приведенным в административном исковом заявлении основаниям и просили его удовлетворить.
В письменных возражениях на административное исковое заявление ЦИК России указала, что Партия в нарушение требований закона не известила избирательную комиссию в установленный законом срок о времени и месте проведения III внеочередного Съезда, на котором отсутствовало необходимое число делегатов от региональных отделений Партии, что в силу пункта 17 статьи 35 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ) является основанием для отказа в регистрации уполномоченных представителей политической партии, выдвинувшей кандидата на должность Президента Российской Федерации.
Представители ЦИК России Воронин Д.Ю. и Сахаров С.Ф. поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав стороны, показания свидетеля Фесик Е.В., исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В силу статьи 35 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ выдвижение кандидата политической партией производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (пункт 1). Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата (пункт 2). Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ и уставом политической партии (пункт 4). Основаниями для отказа в регистрации уполномоченных представителей политической партии могут служить отсутствие документов, указанных в пунктах 8, 9, 11 и 13 названной статьи, отсутствие у политической партии права выдвигать кандидатов на данных выборах, несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 1 - 4, 8, 12 - 14 этой статьи.
Согласно Постановлению основанием для отказа в регистрации уполномоченных представителей Партии послужили нарушения пункта 4 статьи 35 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ, а именно принятие решения о выдвижении кандидата на съезде политической партии без соблюдения требований пункта 1 статьи 25 и пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ.
Статьей 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ закреплено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия (подпункт "в" пункта 1).
Из материалов дела следует, что Партия 19 декабря 2017 г. в 17:14 час. курьером направила в ЦИК России уведомление о проведении 23 декабря 2017 г. III внеочередного Съезда Партии по выдвижению кандидатуры Сидорова Ю.П. на должность Президента Российской Федерации по адресу: г. Санкт-Петербург, пл. Чернышевского, д. 11, гостиница "Россия", которое поступило в ЦИК России 20 декабря 2017 г. в 11:10 час.
Порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, закреплен Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), в соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 которого, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в данном федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Поскольку проведение Съезда Партии было запланировано в г. Санкт-Петербурге, то есть за пределами населенного пункта, в котором расположен ЦИК России, Партия должна была известить ЦИК России о проведении соответствующего мероприятия не позднее, чем за три дня до его проведения. Следовательно, последним днем оповещения избирательной комиссии о проведении Съезда 23 декабря 2017 г. являлось 19 декабря 2017 г., однако такое уведомление поступило в ЦИК России только 20 декабря 2017 г., из чего следует, что требования приведенного федерального закона Партией не выполнены.
Не может быть признан обоснованным довод административного истца о том, что на III внеочередном Съезде Партии присутствовал представитель ЦИК России и в связи с этим нарушения прав ЦИК России, а также избирательных прав граждан допущено не было.
Правила, по которым проводятся выборы, как и предварительные законодательные условия избрания, одинаковы для всех кандидатов и известны заранее. Регистрация уполномоченных представителей Партии, не выполнившей требования подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ, привела бы к нарушению закрепленного в статье 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ принципа равенства кандидатов.
Не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и утверждение административного истца о том, что в установленном законом порядке 19 декабря 2017 г. на адрес электронной почты ЦИК России им было направлено уведомление о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своего кандидата на должность Президента Российской Федерации.
Пунктом 3.1 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК России от 20 января 2016 г. N 321/1831-6, установлено, что документы в ЦИК России доставляются через отделение связи (почтовой, телеграфной связью), органами федеральной фельдъегерской связи, нарочным или передаются членам ЦИК России во время личного приема. Документы могут поступать в ЦИК России по каналам связи Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" средствами электронной почты ПИ ДЕЛО, через раздел "Приемная ЦИК России" официального сайта ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по МЭДО и по факсимильной связи.
Как указывает административный истец и следует из представленной им распечатки электронного отправления, данное уведомление было направлено им на электронную почту федерального гражданского служащего Аппарата ЦИК России Набатовой Т.И., которая не является официальной электронной почтой ЦИК России для приема такого рода документов.
На официальном сайте ЦИК России данный адрес электронной почты в качестве официального отсутствует.
Следует отметить, что 21 декабря 2017 г. ЦИК России в адрес Партии было направлено письмо N 07-16/10884 с разъяснениями положений действующего законодательства Российской Федерации, связанных с надлежащим извещением избирательной комиссии о мероприятиях по выдвижению своего кандидата на должность Президента Российской Федерации и возможности информировать ЦИК России о проведении съезда политической партии в установленном порядке, которые Партией не приняты во внимание, а требование закона не выполнено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти осуществляется на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Из протокола III внеочередного Съезда от 23 декабря 2017 г. следует, что Партия имеет 50 региональных отделений, в работе Съезда приняли участие 48 делегатов, 46 из которых - представители региональных отделений.
Между тем представитель ЦИК России - член Санкт-Петербургской избирательной комиссии Фесик Е.В., присутствовавшая на этом Съезде, в служебной записке и информации о посещении Съезда Партии указала, что по ее подсчетам в данном мероприятии участвовали лишь 29 представителей региональных отделений, о чем уведомила председателя Съезда Партии Сидорова Ю.П.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Фесик Е.В. данные обстоятельства подтвердила и уточнила, что она постоянно наблюдала за регистрацией делегатов и ведением листа регистрации, после окончания которой просила показать лист регистрации, в чем ей было отказано, личность большинства делегатов, которым выдавалось временное удостоверение участника Съезда, не устанавливалась, полномочия представителей не проверялись, в предъявлении документов региональных отделений о направлении делегатов на Съезд ей также было отказано.
Не доверять показаниям свидетеля у суда оснований не имеется, поскольку они согласуются с письменными доказательствами по делу и административным истцом не опровергнуты.
Ни Партией, ни Сидоровым Ю.П. не представлено документов, достоверно подтверждающих присутствие на Съезде необходимого числа делегатов и опровергающих показания свидетеля Фесик Е.В.
Оценив все доказательства по делу в их совокупности, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение о выдвижении кандидата Сидорова Ю.П. на должность Президента Российской Федерации на Съезде Партии было принято с нарушением требований пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ.
Поскольку Партией не соблюдены предписания закона об извещении ЦИК России о проведения мероприятий, связанных с выдвижением своего кандидата на должность Президента Российской Федерации, о принятии решения полномочным составом участников Съезда, ЦИК России, основываясь на положениях статьи 35 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ, Постановлением правомерно отказала в регистрации уполномоченных представителей политической партии "Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России", выдвинувшей кандидата на должность Президента Российской Федерации Юрия Павловича Сидорова. Решение принято ЦИК России в правомочном составе большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления политической партии "Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России" об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 января 2018 г. N 123/1037-7 "Об отказе в регистрации уполномоченных представителей политической партии "Политическая партия "Партия Малого Бизнеса России", выдвинувшей кандидата на должность Президента Российской Федерации Юрия Павловича Сидорова" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА