ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2020 г. N 87-ИКАД20-3-А1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горшкова Игоря Сергеевича на решение Костромского областного суда от 21 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 сентября 2020 года по делу N За-343/2020 по административному исковому заявлению Горшкова И.С. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 (г. Кострома) от 12 августа 2020 года N 136 "О регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 Галичева Сергея Вячеславовича, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя административного истца Косенковой С.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика Пивоварова С.Е., заинтересованного лица Галичева С.В., представителя заинтересованного лица Саакадзе В.Г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым судебные акты оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Костромской областной Думы от 10 июня 2020 года N 1436 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва.
В соответствии с постановлением избирательной комиссии Костромской области от 23 июня 2020 года N 1280 полномочия окружных избирательных комиссий N 6, 8, 9, 10, 11 возложены на окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 (г. Кострома) (далее также - окружная избирательная комиссия).
9 августа 2020 года окружной избирательной комиссией принято постановление N 125 о регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 Горшкова И.С., выдвинутого избирательным объединением "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "КОММУНИСТЫ РОССИИ".
12 августа 2020 года упомянутая избирательная комиссия постановлением N 136 зарегистрировала Галичева С.В., выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области", в качестве кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8.
19 августа 2020 года представитель Горшкова И.С. - Косенкова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 (г. Кострома) об отмене постановления от 12 августа 2020 года N 136 о регистрации кандидата Галичева С.В.
В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемое решение от 12 августа 2020 года N 136 принято административным ответчиком при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктами "в.1", "в.2", "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Костромского областного суда от 21 августа 2020 г. в удовлетворении указанного административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, административный истец просит об отмене названных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных упомянутым Федеральным законом, иным законом.
Согласно положениям пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1");
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 указанного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2");
если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1");
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
В силу подпунктов "а", "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 названного Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Формы упомянутых справок утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
Судами установлено и следует из материалов дела, что 11 июля 2020 года Галичев С.В. представил документы для уведомления о выдвижении избирательным объединением кандидата на выборах депутата Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8. Указанные документы административным ответчиком были приняты.
3 августа 2020 года Галичевым С.В. представлены документы для регистрации в качестве кандидата, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области" на выборах депутата Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8. Названные документы также приняты окружной избирательной комиссией.
Постановлением указанной избирательной комиссии от 7 августа 2020 года N 113 Галичев С.В. извещен о выявленных ею недостатках в представленных документах - незаполнении второго раздела справок о расходах кандидата, его несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.
8 августа 2020 года Галичевым С.В. получена копия указанного постановления.
В целях устранения выявленных недостатков Галичев С.В. в предусмотренный законом срок заполнил второй раздел упомянутых справок.
Проанализировав положения законодательства, суды пришли к выводу о том, что внесенные в соответствующий раздел справок сведения однозначно указывают на отсутствие у Галичева С.В. и его несовершеннолетнего ребенка расходов по сделкам по приобретению перечисленного выше имущества в отчетном периоде, в связи с чем, у окружной избирательной комиссии не имелось оснований для отказа Галичеву С.В. в регистрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Согласно части 4 статьи 78 Закона Костромской области от 19 октября 2018 года N 451-6-ЗКО "Избирательный кодекс Костромской области" проверке могут подлежать либо все представленные подписи избирателей, либо часть подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия), о чем избирательной комиссией принимается соответствующее решение.
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 29 июня 2020 года N 1299 утвержден Порядок приема и проверки окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу и иных связанных с ними документов на выборах депутата Костромской областной Думы седьмого созыва.
На основании пункта 3.1.3 указанного Порядка приема и проверки окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы подлежали проверке все представленные Галичевым С.В. подписи избирателей и основанием для отказа в регистрации его кандидатом могло быть только недостаточное количество достоверных подписей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 28 мая 2020 года N 1207 предусмотрено, что для регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 необходимо 574 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, при этом максимальное количество подписей избирателей, которое может быть представлено кандидатом в окружную избирательную комиссию - 631.
Как следует из материалов дела, согласно ведомостям N 1, 2 итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата, представленных Галичевым С.В., количество заявленных подписей составило 631, количество представленных подписей - 631, количество проверенных подписей - 631, из которых недостоверных - О, недействительных - 46, достоверных - 585.
Поскольку количество достоверных подписей превышало количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у окружной избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации Галичева С.В. в качестве кандидата.
Довод кассационной жалобы Горшкова И.С. о том, что оспариваемое постановление от 12 августа 2020 года N 136 подлежало отмене в силу положений подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, основан на неверном толковании норм материального права.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Костромского областного суда от 21 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Горшкова Игоря Сергеевича - без удовлетворения.