ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2019 г. N 307-ЭС19-2882
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, общества с ограниченной ответственностью "Шалакушалес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2018, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2018 по делу N А05-16948/2017
установил:
заместитель прокурора Архангельской области, место нахождения: 163002, г. Архангельск, пр. Новгородский, д. 15; ОГРН 1022900513063, ИНН 2901052689; (далее - Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; (далее - Министерство), обществу с ограниченной ответственностью "Шалакушалес", место нахождения: 164210, Архангельская обл., Няндомский р-н, п. Шалакуша, ул. Октябрьская, д. 4; ОГРН 1122918000424, ИНН 2918010172; (далее - Общество) о признании недействительными:
- сделки по согласованию размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, оформленную измененным протоколом согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, не имеющим номера и даты (приложение 4 к договору аренды лесных участков от 14.11.2008 N 510);
- сделки по согласованию размера арендной платы и порядка ее внесения на 2017 год, оформленную измененным протоколом согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2017 год, не имеющим номера и даты (приложение 4 к договору аренды лесных участков от 14.11.2008 N 510).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства, общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие "Титан" (далее - ООО "ПКП "Титан"), правительство Архангельской области (далее - Правительство), общество с ограниченной ответственностью "Дмитриевский леспромхоз" (далее - ООО "Дмитриевский леспромхоз"), общество с ограниченной ответственностью "Усть-Покшеньгский леспромхоз", (далее - ООО "Усть-Покшеньгский леспромхоз"), общество с ограниченной ответственностью "Карпогорылес" (далее - ООО "Карпогорылес"), Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2018, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, заявители просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в период с 23.01.2002 по 14.11.2008 органами государственной власти Архангельской области не было установлено никаких коэффициентов превышения над минимальными ставками арендной платы и соответственно, размеров этих коэффициентов.
В выставляемых расчетах, помимо размера арендной платы, установленной по результатам конкурса, содержались иные платежи - лесные подати, которые были предусмотрены действовавшим в тот период времени законодательством Архангельской области (ежегодные законы Архангельской области "О ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" от 08.07.1998 N 85-17-ОЗ, от 26.03.199 N 118-внеоч.-ОЗ, от 13.11.2003 N 201-25-ОЗ, от 10.11.2004 N 263-33-ОЗ). Указанные лесные подати являются самостоятельными платежами, ни имеющими никакого отношения ни к арендной плате, ни к коэффициентам превышения над минимальными ставками арендной платы. Статья 103 Лесного кодекса Российской Федерации разграничивала лесные подати и арендную плату.
Договор аренды лесных участков N 1 от 23.01.2002 не содержал условия об уплате коэффициента превышения над минимальными ставками арендной платы в размере 1,7 и соответственно, не подлежал обязательному включению в договор аренды, заключаемый в порядке приведения в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
То есть законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшихся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договора.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением от 22.05.2007 N 310, пунктом 11 Порядка.
Из содержания статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что условия договоров аренды, заключенных на торгах, не подлежали изменению. Данная норма запрещала внесение изменений в условия (в том числе и по размеру арендной платы) в договор аренды лесного фонда от 23.01.2002.
Договор аренды от 14.11.2008 N 510 заключен в порядке приведения договора от 23.01.2002 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, при этом размер арендной платы увеличился на 1,7, что противоречит статье 4 Федерального закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ) и статье 73 Лесного кодекса РФ.
Судами неправильно применены нормы статьи 74.1 Лесного кодекса РФ, которые регулируют исключительно отношения, связанными с договорами, заключенными по результатам торгов.
По мнению заявителей, обстоятельства, установленные по делу N А05-6702\2010, не имеют преюдициального значения для настоящего дела.
Протоколы согласования размера арендной платы и порядка ее внесения не являются сделками, изменяющими договор аренды.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, открытое акционерное общество "Шалакушалес", реорганизованное в 2012 году в Общество (арендатор) и Няндомский лесхоз (арендодатель) для заготовки древесины по главному пользованию заключили договор аренды участков лесного фонда от 23.01.2002 N 1 сроком на 25 лет (по 01.03.2027).
Договор от 23.01.2002 N 1 заключен на торгах, извещение о проведении которого опубликовано в газете "Правда Севера" от 24.11.2001 (N 219 (23982). В извещении указаны конкурсные условия передачи участков лесного фонда в аренду, учитываемые при выборе претендентов.
В соответствии с пунктом 5.2 договора арендная плата состоит из двух частей:
- первая часть арендной платы устанавливается в размере действующих на момент внесения платежей минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
- вторая часть арендной платы устанавливается органами государственной власти Архангельской области в размере превышения над минимальными ставками.
Размер каждой части арендной платы рассчитывается арендодателем ежегодно, оформляется протоколом и согласовывается с арендатором. В случае изменения минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, арендная плата пересчитывается арендодателем с уведомлением об этом арендатора (пункт 5.3 договора).
Впоследствии названный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем заключения между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства) и Обществом договора от 14.11.2008 N 510 аренды лесного участка сроком по 22.01.2027 (далее - договор N 510).
В договоре N 510 определен годовой размер арендной платы в сумме 21 774 285 руб., в том числе в части минимального размера арендной платы - 12 808 403 руб. и в части размера, превышающего минимальный размер, - 8 965 882 руб. (пункт 2.1).
Размер арендной платы, согласно пункту 2.4 договора, определяется исходя из установленного ежегодного объема отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года, в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 договора аренды, и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы, подписываемом обеими сторонами (пункт 2.5 договора).
Арендная плата вносится в течение года частями в процентном отношении от годового размера. При изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений (пункт 2.6. договора).
В силу пункта 3.4.2 договора, арендатор обязан вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанным сторонами протоколом согласования арендной платы.
Протоколами согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 и 2017 год к указанному договору определены размеры арендной платы в сумме 22 718 273 руб. на 2016 год (в том числе: в части минимального размера платы - 13 363 690 руб. и в части превышающей минимальный размер 9 354 583 руб.) и в сумме 23 989 320 руб. 50 коп. на 2017 год (в том числе: в части минимального размера платы - 14 111 365 руб. и в части превышающей минимальный размер - 9 877 955 руб. 50 коп.).
При этом годовой размер арендной платы определен на основании раздела 2 договора аренды N 510 исходя из средней стоимости 1 куб. м древесины на момент заключения договора по ставкам, рассчитанным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) с применением коэффициента индексации, установленного постановлением Правительства РФ от 14.12.2016 N 1350, и с применением коэффициента превышений по договоренности сторон 1,7.
Правительство Архангельской области и ООО "ПКП "Титан" заключили соглашение от 07.09.2016 N 02-21/121, зарегистрированное в реестре договоров и соглашений Архангельской области 15.09.2016. Его предметом является проведение лесоустроительных работ в Устьянском, Няндомском и Архангельском лесничествах Архангельской области, приобретение в государственную собственность Архангельской области автомобиля и парашюта, приобретение в собственность муниципального образования "Няндомский муниципальный район" деревянного моста (пункт 1.2).
Согласно пункту 3.1 соглашения Министерство осуществляет расчет суммы арендной платы за лесные участки, переданные ООО "ПКП "Титан" по договорам аренды на 2016 и 2017 год, в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации на основе ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных Постановлением N 310.
Заключение указанного соглашения послужило основанием для подписания сторонами договора N 510 измененных протоколов согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 и 2017 год, из которых следует, что при расчете годового размера арендной платы на 2016 год коэффициент превышений по договоренности сторон на 2016 год применен в размере 1,07, на 2017 год - 1,0.
В результате подписания спорных протоколов размер арендной платы на 2016 год составил 14 299 148 руб. 30 коп. (в том числе: в части минимального размера платы - 13 363 690 руб. и в части превышающей минимальный размер 935 458 руб. 30 коп.); на 2017 год - 14 111 365 руб. в части минимального размера платы и в части превышающей минимальный размер - 0 рублей.
Прокуратура, ссылаясь на ничтожность сделок по согласованию размера арендной платы ввиду их несоответствия положениям статей 74, 74.1 ЛК РФ, обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались частью 2 статьи 3, частью 3 статьи 71, частью 1 статьи 73 Лесного кодекса, пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", и пришли к выводу, что арендные платежи, состоящие из минимального размера арендной платы и платы за пользование лесом, превышающей минимальный размер, в рассматриваемом случае являются элементами платы, установленной по результатам торгов, на основании чего оспариваемые сделки в части изменения арендной платы по договору аренды лесных участков от 14.11.2008 N 510 (приложение N 4) не соответствуют пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона N 201-ФЗ.
Соглашаясь с указанными выводами судов, суд округа также правомерно отметил следующее.
Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2007 статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310 (пункт 11 Порядка).
По смыслу статьи 74 ЛК РФ (в редакции на 13.05.2008) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Следовательно, при переоформлении договора от 23.01.2002 N 1, в связи с вступлением в силу нового Лесного кодекса, для договора от 14.11.2008 N 510 сохранены условия о расчете арендной платы который существовал на период переоформления этого договора.
При этом судами установлено и не оспаривается Обществом, что при переоформлении договора размер арендной платы по договору от 14.11.2008 N 510 рассчитывался аналогично, как по договору от 23.01.2002 N 1, размер арендной платы не изменился.
Правомерность такого расчета арендных платежей подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.07.2010 по делу N А05-6702/2010.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что внесение изменений в договор осуществлено в отсутствие решения суда, следовательно, соглашения об изменении размера арендной платы заключены сторонами в нарушение положений части 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационных жалоб Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, общества с ограниченной ответственностью "Шалакушалес" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА