ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2021 г. N 308-ЭС21-23466
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.2021 по делу N А63-13367/2019 Арбитражного суда Ставропольского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственное предприятие "Меркурий" (далее - общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 28.06.2019 ЮЛ N 006686 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 38 500 000 рублей штрафа,
установил:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 19.03.2020 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил указанные судебные акты, направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении решением от 29.07.2020 Арбитражный суд Ставропольского края изменил оспариваемое постановление инспекции в части назначения административного наказания, снизив размер штрафа до 38 460 750 рублей.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 решение суда от 29.07.2020 изменено, сумма административного штрафа снижена до 2 500 000 рублей.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 11.02.2021 отменил постановление суда апелляционной инстанции от 24.09.2020 и направил дело на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела постановлением от 15.04.2021 суд апелляционной инстанции изменил решение арбитражного суда от 29.07.2020 дополнив его резолютивную часть следующим: постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю от 28.06.2019 ЮЛ N 006686 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, признать не подлежащим исполнению.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.2021 постановление суда апелляционной инстанции от 15.04.2021 оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.
При рассмотрении доводов жалобы оснований для удовлетворения жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужил выявленный инспекцией по результатам проведенной проверки факт осуществления обществом возврата наличных денежных средств без применения контрольно-кассовой техники в нарушение положений статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в соответствующей редакции, далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона N 54-ФЗ, принимая во внимание постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. При этом, суд, установив, что общество обеспечило необходимое условие (добровольное представление соответствующих сведений и документов, подтверждающих факт совершения административного правонарушения), предусмотренное примечанием к статье 14.5 КоАП РФ, признал наличие основания для освобождения общества от административной ответственности за вмененное ему административное правонарушение.
Указанные выводы были поддержаны судом округа.
Доводы о наличии у инспекции сведений о совершении обществом административного правонарушения до представления последним чека коррекции были предметом рассмотрения судов апелляционной и кассационной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, правомерно отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах.
Ссылки заявителя на судебные акты судов общей юрисдикции, принятых по результатам проверки законности постановления о привлечении должностного лица общества к административной ответственности, не могут быть приняты во внимание, поскольку судебные акты состоялись до принятия Федерального закона от 20.07.2020 N 240-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Изложенные в жалобе доводы инспекции выводы судов не опровергают, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и иному толкованию норм действующего законодательства, не свидетельствуют о допущенных судами существенных нарушениях норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Г.ПЕРШУТОВ