ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2018 г. N 205-КГ18-10
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Замашнюка А.Н.,
при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Гладкова В.С. - представителя административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 2 марта 2017 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 31 мая 2017 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего учебного военного центра при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Южный федеральный университет" (далее - УВЦ при Университете) подполковника Семака Виталия Викторовича об оспаривании решений федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье"), связанных с отказом в признании за ним права на дополнительную общую площадь жилого помещения и последующим предоставлением жилищной субсидии соответствующего размера.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление Гладкова В.С. - представителя административного истца в обоснование доводов этой жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением гарнизонного военного суда от 2 марта 2017 г., оставленным без изменения 31 мая 2017 г. судом апелляционной инстанции, в удовлетворении требований Семака В.В. об оспаривании решений ФГКУ "Югрегионжилье", связанных с отказом в признании за ним права на дополнительную общую площадь жилого помещения и последующим предоставлением жилищной субсидии соответствующего размера, отказано.
Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 20 октября 2017 г. отказано в передаче кассационной жалобы представителя административного истца на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе представитель административного истца, указывая на оставление судами без внимания того обстоятельства, что Семак В.В. является военнослужащим и проходит службу в должности профессора УВЦ при Университете, а также на то, что в силу закона и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 16 ноября 2017 г. N 29-П, истец имеет право на обеспечение жильем с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, просит судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении требований Семака В.В.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Семак В.В. с 6 августа 2012 г. проходит военную службу не на воинской должности профессора УВЦ при Университете.
Решением ФГКУ "Югрегионжилье" от 9 ноября 2016 г. N 61 из учетных данных Семака В.В., содержащихся в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, исключены сведения о наличии у него права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Решением ФГКУ "Югрегионжилье" от 9 ноября 2016 г. N 645 ему и совместно проживающим с ним членам семьи (супруга, трое детей) предоставлена жилищная субсидия без учета его права как преподавателя УВЦ при Университете на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Полагая, что как военнослужащий - преподаватель УВЦ при Университете, он подлежит обеспечению жильем с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, Семак В.В. оспорил указанные решения жилищного органа в судебном порядке.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Семака В.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу требований закона правом на дополнительную общую площадь жилого помещения военнослужащие - преподаватели учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, к каковым относится административный истец, не обладают. Окружной военный суд с этим выводом согласился.
Согласно абзацу первому п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Содержание названной нормы закона указывает, что правом на дополнительную общую площадь жилого помещения в период военной службы обладают лишь военнослужащие - преподаватели военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования.
Между тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. N 29-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина М.В. Фокина" абзац первый пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право военнослужащих - преподавателей, направляемых в установленном порядке без приостановления им военной службы в государственные образовательные организации высшего образования для обеспечения реализации программ военной подготовки граждан Российской Федерации, обучающихся в указанных образовательных организациях по очной форме обучения, на дополнительную общую площадь жилого помещения с замещением должности преподавательского состава исключительно на военной кафедре, лишает данного права военнослужащих - преподавателей учебных военных центров и ставит их тем самым в неравное положение с относящимися к той же категории военнослужащими - преподавателями военных кафедр.
Названное постановление опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" 17 ноября 2017 г. и вступило в силу со дня официального опубликования.
Исходя из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, военнослужащие - преподаватели учебных военных центров, как и военнослужащие - преподаватели военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования, имеют право на социальные гарантии в области жилищного обеспечения, в том числе право на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренное абзацем первым п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Следовательно, Семак В.В. имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения, в том числе таковое подлежит учету при предоставлении жилищной субсидии.
То обстоятельство, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. N 29-П принято после вынесения обжалуемых судебных актов не влияет на правильность сделанного Судебной коллегией по делам военнослужащих вывода, поскольку в силу ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.
Правовая позиция применительно к указанной ситуации, согласно которой суды общей юрисдикции, арбитражные суды не вправе оценивать законность и обоснованность решений, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации, равно как и не исполнять его решения и содержащиеся в них предписания, сформулирована и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 25-П.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, однако судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия по делам военнослужащих полагает необходимым принять новое решение об удовлетворении требований Семака В.В., не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 327 - 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 2 марта 2017 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 31 мая 2017 г. по административному исковому заявлению Семака Виталия Викторовича отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконными решение федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. N 61 и решение от 9 ноября 2016 г. N 645 в части предоставления Семаку В.В. жилищной субсидии без учета его права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Обязать федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о предоставлении Семаку В.В. жилищной субсидии с учетом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Председательствующий
И.В.КРУПНОВ
Судьи
О.А.ДЕРБИЛОВ
А.Н.ЗАМАШНЮК