ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2021 г. N 44-АД21-15-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Голубцова Н.В., действующего в интересах администрации закрытого административно-территориального образования "Звездный" Пермского края, на вступившие в законную силу постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 11.08.2020 N 5-463/2020, решение судьи Пермского краевого суда от 29.10.2020 N 7-1532/2020 и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2021 N 16-2868/2021, состоявшиеся в отношении администрации закрытого административно-территориального образования "Звездный" Пермского края (далее также - администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Пермского районного суда Пермского края от 11.08.2020 N 5-463/2020, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 29.10.2020 N 7-1532/2020 и постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2021 N 16-2868/2021, администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Голубцов Н.В. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в отношении администрации, ставя вопрос об их отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 6.3 данного Кодекса те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений, содержащихся в пункте 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 (далее - санитарно-эпидемиологические правила), мероприятием, направленным на "разрыв" механизма передачи инфекции, в числе иных является ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Как следует из Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 N 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае", в связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) временно до 30 июня 2020 г. на территории Пермского края приостановлено проведение любых спортивных, культурных, научных, публичных, общественных и досуговых мероприятий с участием физических лиц на открытых пространствах, а также в зданиях, строениях, сооружениях (и помещениях в них), за исключением, в частности, культурных мероприятий, приуроченных к празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, празднованию Дня России, Дня города Перми, при общей численности участников не более 5 человек и использовании средств индивидуальной защиты; мероприятий по информированию граждан о подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, проводимых лицами, прошедшими обучение и имеющими сертификат Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Ассоциации волонтерских центров, а также концертными бригадами, при общей численности участников не более 5 человек и использовании средств индивидуальной защиты (пункт 1.1 названного Указа).
Как усматривается из составленного должностным лицом Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому краю протокола об административном правонарушении и рапортов сотрудников МВД России по закрытому административно-территориальному образованию "Звездный" Пермского края, в период действия ограничительных мероприятий в 12 часов 00 минут 27.06.2020 на площади Победы закрытого административно-территориального образования "Звездный" Пермского края администрацией в нарушение приведенных выше положений пункта 4.4 санитарно-эпидемиологических правил и пункта 1.1 названного Указа Губернатора Пермского края проведено массовое (общественное) мероприятие (ежегодное городское мероприятие "День "Звездного") с общей численностью присутствующих более 5 человек.
Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения названного лица к административной ответственности постановлением судьи Пермского районного суда Пермского края от 11.08.2020 N 5-463/2020 на основании части 2 части 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу.
Вышестоящие судебные инстанции с этими выводами судьи районного суда согласились.
Вместе с тем состоявшиеся в отношении администрации судебные акты приняты без учета норм части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 этого Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 (далее - Правила), в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит к полномочиям судьи.
Оценив имеющиеся в деле доказательства на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что правовая квалификация совершенного администрацией закрытого административно-территориального образования "Звездный" Пермского края деяния в соответствии с нормами части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерна.
За нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417, за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 этого Кодекса.
Факт проведения 27.06.2020 администрацией массового (общественного) мероприятия (ежегодного городского мероприятия "День "Звездного") в нарушение приведенных выше положений пункта 4.4 санитарно-эпидемиологических правил и пункта 1.1 названного Указа Губернатора Пермского края подтверждается собранными по делу доказательствами, в числе которых, протокол об административном правонарушении (л.д. 4 - 6), рапорта сотрудников МВД России по закрытому административно-территориальному образованию "Звездный" Пермского края (л.д. 22 - 25), фотоматериал (л.д. 8 - 12), а также иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, приведенные в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе, в частности, основанные на отрицании факта проведения администрацией массового мероприятия в указанную дату, ранее заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении и обоснованно отклонены как несостоятельные и противоречащие собранным доказательствам и установленным обстоятельствам.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что администрацией не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ограничительные меры в отношении проведения мероприятий, проводимых на открытых пространствах, в Пермском крае в настоящий момент не отменены.
Таким образом, допущенное в 12 часов 00 минут 27.06.2020 администрацией невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его совершение администрацией подтверждено совокупностью собранных по делу доказательств и сомнений не вызывает. Деяние названного лица подлежит переквалификации с части 2 статьи 6.3 на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении судебные акты подлежат изменению путем переквалификации деяния администрации с части 2 статьи 6.3 на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разрешая вопрос о назначении административного наказания, судья Верховного Суда Российской Федерации отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судья Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым назначить администрации закрытого административно-территориального образования "Звездный" Пермского края административное наказание по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Внесенными в обжалуемые акты изменениями положение привлекаемого к административной ответственности лица не ухудшается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 11.08.2020 N 5-463/2020, решение судьи Пермского краевого суда от 29.10.2020 N 7-1532/2020 и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2021 N 16-2868/2021, состоявшиеся в отношении администрации закрытого административно-территориального образования "Звездный" Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: деяние администрации закрытого административно-территориального образования "Звездный" Пермского края переквалифицировать с части 2 статьи 6.3 на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ