ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2024 г. N 304-ЭС24-653
Дело N А67-7985/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск на решение Арбитражного суда Томской области от 13.04.2023, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.11.2023 по делу N А67-7985/2022,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Сети Плюс" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Администрации ЗАТО Северск (далее - Администрация) и Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (далее - Управление), выразившегося в непринятии решения о заключении концессионного соглашения, в нарушение статей 13, 21, 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) в период с 13.01.2020 по настоящее время.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Антимонопольный орган), Прокуратура Томской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Томской области от 13.04.2023, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.11.2023, бездействие Администрации и Управления, выразившееся в непринятии решения о заключении концессионного соглашения признано незаконным; на Администрацию возложена обязанность в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сети Плюс" путем принятия решения о заключении концессионного соглашения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами не учтено, что положениями Закона N 115-ФЗ не установлен срок принятия решения о заключении концессионного соглашения; обществом пропущен срок на подачу заявления об обжаловании бездействия.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, ООО "Сети Плюс" осуществляет хозяйственную деятельность на территории муниципального образования городской округ ЗАТО Северск Томской области; основными видами деятельности общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха (ОКВЭД 35.30); постановлением Главы Администрации ООО "Сети Плюс" признано единой теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения населению.
Управлением (концедент) и ООО "Сети Плюс" (концессионер) 06.10.2015 заключено концессионное соглашение N 2 в отношении объектов теплоснабжения ЗАТО Северск Томской области (далее - концессионное соглашение) на срок до 31.12.2020.
Объектом концессии является муниципальное имущество - совокупность объектов системы теплоснабжения, технологически связанных между собой, расположенных на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области (поселок Самусь), предназначенное для осуществления деятельности по осуществлению передачи, распределению и сбыту тепловой энергии в виде горячей воды на нужды отопления и горячего водоснабжения потребителям, расположенным на территории городского округа ЗАТО Северск, подлежащее реконструкции (модернизации) и капитальному ремонту (приложение N 1 к соглашению).
Соглашением от 28.12.2020 стороны (в отсутствие согласования Антимонопольного органа) продлили срок действия концессионного соглашения до 15.09.2021.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области от 13.12.2021 по делу N А67-4155/2021 удовлетворены исковые требования заместителя Прокурора Томской области к Управлению и ООО "Сети Плюс" о признании недействительным (ничтожным) соглашения от 28.12.2020, которым срок действия концессионного соглашения продлен до 15.09.2021.
Администрация 02.11.2020 обратилась в Антимонопольный орган с письмом о согласовании внесения изменений в концессионное соглашение, в котором со ссылкой на подпункты "а" и "и" пункта 2 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 N 368, просило согласовать изменение срока действия концессионного соглашения от 06.10.2015 N 2, установив срок его действия до 31.05.2022.
Антимонопольный орган отказал Администрации в согласовании внесения изменений в концессионное соглашение от 06.10.2015 N 2.
ООО "Сети Плюс" письмом от 16.08.2021 N 02-141 со ссылкой на истечение срока действия соглашения (до 31.12.2020) и не продление его в установленном порядке, уведомило Управление о необходимости направления 15.09.2021 уполномоченных сотрудников для подписания акта возврата муниципального имущества.
Управление 15.09.2021 составило акт о приемке имущества в одностороннем порядке в связи с отказом ООО "Сети Плюс" возвратить имущество. Факт прекращения права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом зарегистрирован в установленном порядке.
На основании решения Антимонопольного органа от 07.09.2021 N МД/5046 между Управлением и ООО "Уют Орловка" 16.09.2021 заключен договор аренды N 1009. Предметом указанного договора является совокупность объектов системы теплоснабжения, технологически связанных между собой, расположенных на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области по улице Камышка, 2а, строение 11 (котельная и сети теплоснабжения к ней).
В связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Томской области от 24.03.2022 по делу N А67-8601/2021 о признании недействительным решения Антимонопольного органа от 07.09.2021 N МД/5046, договор от 16.09.2021 N 1009 с ООО "Уют Орловка" расторгнут 01.09.2022.
Между Управлением и акционерным обществом "Северский водоканал" 01.09.2022 заключен договор аренды N 1009 сроком до 31.05.2023, по которому указанное выше имущество передано последнему в аренду.
По мнению ООО "Сети Плюс", в силу норм статей 13, 21, 22 Закона N 115-ФЗ по истечении действия концессионного соглашения, заключенного между ним и Управлением на срок до 30.12.2020, в отношении муниципального имущества должны были быть проведены конкурсные процедуры в соответствии с положениями глав 3 и 4 Закона N 115-ФЗ.
Полагая бездействие Администрации и Управления несоответствующим статьям 13, 21, 22 Закона N 115-ФЗ и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Сети Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 13, 21, 22 Закона N 115-ФЗ, статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что спорное имущество планировалось Администрацией к передаче по концессионному соглашению, решение о заключении которого в отношении объектов теплоснабжения Администрацией и Управлением до настоящего времени не принято, принимая во внимание отсутствие каких-либо действий, направленных на проведение конкурса.
Продление действия ранее заключенного с ООО "Сети Плюс" концессионного соглашения, заключение договоров аренды и передача муниципального имущества из муниципальной казны арендаторам в обход конкурсных процедур не может рассматриваться как освобождение заинтересованных лиц от исполнения обязанности по принятию решения о заключении концессионного соглашения в соответствии со статьями 13, 21, 22 Закона N 115-ФЗ, а также не может быть расценено как принятие мер, направленных на принятие решения о заключении концессионного соглашения.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 АПК РФ, суд
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА