ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2019 г. N 305-ЭС19-17539
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 16.08.2019 N 11-02-03/7955 на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2019 по делу N А40-239709/2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2019 по тому же делу
по заявлению публичного акционерного общества "Камчатскэнерго" (далее - общество) к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, служба) о признании недействительным предписания от 31.08.2018 N 437-рп/П-2018,
установила:
решением Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на то, что ранее выданное обществу предписание не оспаривалось, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке при изучении доводов кассационной жалобы не установлено.
Из судебных актов следует, что общество на основании договоров аренды от 01.02.2011 N 06-02/02, от 01.01.2012 N 1/2р-12 эксплуатирует теплосети города Петропавловска-Камчатского, являющиеся собственностью Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго".
По результатам внеплановой выездной проверки общества с целью контроля выполнения ранее выданного предписания от 28.07.2017 N 251-рп/П-2017 Ростехнадзором составлен акт от 31.08.2018 N 437-рп/А-2018 и выдано предписание от 31.08.2018 N 437-рп/П-2018, которым на общество возложена обязанность устранить в городе Петропавловск-Камчатский нарушения "Свода правил СП 124.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003. Тепловые сети", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30.06.2012 N 280 (далее - СП 124.13330.2012), а именно: выполнить работы по переносу тепловых сетей с территории объектов социальной сферы, с фасадов жилых домов, устройство эстакад.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 210, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, СП 124.13330.2012, суды, установив, что общество не является субъектом, в отношении которого может быть вынесено предписание об устранении нарушений СП 124.13330.2012, на него ни договорами аренды имущества, ни законом не возложены обязанности по капитальному ремонту и реконструкции тепловых сетей, пришли к выводу, что общество не имеет возможности самостоятельно производить работы по реконструкции и капитальному ремонту тепловых сетей, в том числе связанные с исполнением предписания от 31.08.2018 N 437-рп/П-2018, в связи с чем признали оспариваемое предписание незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суды исходили из того, что общество не осуществляло проектирование спорных тепловых сетей, а использует уже имеющиеся тепловые сети в рамках предоставленных договорами аренды прав для обеспечения населения централизованным горячим водоснабжением и отоплением.
Условиями договоров аренды не предусмотрено выполнение обществом работ по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства без письменного согласия собственника. Суды сделали вывод, что общество не имеет возможности самостоятельно производить работы по реконструкции и капитальному ремонту тепловых сетей, в том числе связанных с исполнением предписания от 31.08.2018 N 437-рп/П-2018.
Судами установлено, что общество выполняет все возможные действия по соблюдению требований законодательства, в том числе проведение переговоров и совместных совещаний с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края по устранению нарушений, направление обращения прокурору города Петропавловск-Камчатского от 22.01.2018 N 19-5/182 "О проведении проверки и принятии мер прокурорского реагирования".
Результат прокурорской проверки подтверждает факт того, что ответственность за нарушения СП 124.13330.2012 возлагается на собственника тепловых сетей Петропавловск-Камчатский городской округ.
В ходе рассмотрения спора суды установили, что приказом от 01.03.2018 N 114/18 Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа "О создании комиссии для выезда на объекты теплового хозяйств подлежащие реконструкции, с целью организации мероприятий по устранению нарушений согласно предписанию от 28.07.2017 N 251-рп/П-2017" была создана комиссия, по итогам работы которой разработана "дорожная карта" по устранению нарушений, выявленных Ростехнадзором, и в соответствии с которой обществом были представлены технические условия на реконструкцию объектов теплосетевого хозяйства.
Письмом от 18.12.2018 N 010101/2553/18 администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о рассмотрении вопроса о включении в государственную программу Камчатского края, утвержденную Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 525-П затрат на 2019 год на проведение мероприятий по капитальному ремонту спорных участков тепловых сетей, которые были указаны в предписан6ии Ростехнадзора.
При таких обстоятельствах суды признали, что собственник имущества - администрация Петропавловск-Камчатского городского округа непосредственно проводит мероприятия по устранению нарушений на участках тепловых сетей, выявленных Ростехнадзором и указанных в предписании от 31.08.2018 N 437-рп/П-2018.
Довод Ростехнадзора о необжаловании обществом ранее выданных предписаний, что, по мнению заявителя, свидетельствует о признании выявленных нарушений, судами отклонен как основанный на неверной оценке обстоятельств.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, являлись предметом их рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Приведенные доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
отказать Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА