ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2018 г. N 309-КГ17-17576
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Красава" на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.01.2017, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.07.2017 по делу N А50-26438/2016
установил:
Общество "АПК "Красава" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Территориальному управлению Росимущества, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о признании незаконным и не соответствующим п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации бездействия Росимущества, Территориального управления Росимущества, выразившегося в неподготовке и ненаправлении проекта договора купли-продажи для подписания по заявлению общества "АПК "Красава" от 29.04.2016 N 116 о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 59:01:4716141:48, площадью 102 230 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, жилой район Верхние Муллы, участок 6-2; о возложении на Территориальное управление Росимущества обязанности в течение месяца с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 59:01:4716141:48, площадью 102 230 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, жилой район Верхние Муллы, участок 6-2, и заключить с заявителем договор купли-продажи на условиях, предложенных заинтересованным лицом.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель отказался от требований к Росимуществу, данный отказ принят судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.01.2017, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.07.2017, производство по делу в части требований общества "АПК "Красава" к Росимуществу о признании незаконным бездействия прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации бездействие Территориального управления Росимущества, выразившееся в нерассмотрении заявления общества "АПК "Красава" от 29.04.2016 N 116 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:4716141:48, площадью 102 230 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, жилой район Верхние Муллы, участок 6-2; на Территориальное управление Росимущества возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав общества "АПК "Красава" путем рассмотрения заявления от 29.04.2016 N 116 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:4716141:48, площадью 102 230 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, жилой район Верхние Муллы, участок 6-2, и совершения одного из действий, предусмотренных подп. 1, 3 п. 5, п. 6 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что согласно подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
ООО "АПК "Красава" как арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, более 3-х лет использующий земельный участок в соответствии с разрешенным использованием, имеет право на приобретение арендуемого земельного участка в собственность без проведения торгов.
По мнению ООО "АПК "Красава" при отсутствии доказательств со стороны ТУ Росимущества в Пермском крае о каких-либо нарушениях в действиях общества при использовании земельного участка, суд должен был рассмотреть представленные заявителем доказательства, дать им соответствующую оценку и обязать ТУ Росимущества в Пермском крае подготовить и направить заявителю договор купли-продажи земельного участка. Удовлетворение требований только в части признания незаконным бездействия Территориального управления, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества о выкупе земельного участка, не восстанавливает права и интересы заявителя.
При рассмотрении настоящего заявления судами не приняты во внимание судебные акты по делу N А11-1477/2016, которыми установлено, что заявитель имеет право на приобретение в собственность без торгов земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами не приняты во внимание судебные акты по делу N А11-1477/2016, которыми установлено, что заявитель имеет право на приобретение в собственность без торгов земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, и доказательств невозможности предоставления земельного участка не имеется.
Суды необоснованно не учли разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4716141:48, площадью 102 230 кв. м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, жилой район Верхние Муллы, участок 6-2, принадлежит Российской Федерации на праве собственности, что подтверждается регистрационной записью от 03.04.2014 N 59-59-01/205/2014-965 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.04.2016.
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4716141:48 образован в соответствии с распоряжением Территориального управления Росимущества от 18.03.2014 N 142-р путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4717141:5 площадью 156 639 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, жилой район Верхние Муллы (участок N 6). Ранее земельный участок с кадастровым номером 59:01:4717141:5 принадлежал на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "Промтехресурс" (далее - общество "Промтехресурс").
По договору аренды от 01.08.2006 N 135 (в редакции соглашений от 05.03.2008 N 1128, от 25.05.2012 N 02140, от 19.05.2014 N 03003) земельный участок с кадастровым номером 59:01:4716141:48 передан обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-Девелопмент" (далее - общество "Капитал-Девелопмент"), что подтверждается регистрационной записью от 03.04.2014 N 59-59-23/021/2007-489.
Общество "Промтехресурс" 28.01.2016 прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к обществу "КапиталДевелопмент". Общество "Капитал-Девелопмент" изменило свое наименование на общество "АПК "Красава".
Общество "АПК "Красава" обратилось в Территориальное управление Росимущества с заявлением от 29.04.2016 N 116, которое получено 04.05.2016, о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 59:01:4716141:48, площадью 102 230 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, жилой район Верхние Муллы, участок 6-2 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации; к заявлению приложены документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием на праве аренды более трех лет.
Общество "АПК "Красава", ссылаясь на то, что Территориальное управление Росимущества не рассмотрело данное заявление, не направило в его адрес ни решение об отказе в предоставлении земельного участка, ни проект договора купли-продажи, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Из положений пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Принимая во внимание, что общество "АПК "Красава" обратилось с заявлением о выкупе земельного участка от 29.04.2016 N 116, при этом доказательств рассмотрения заявления Территориальным управлением Росимущества не представлено, суды правомерно признали бездействие Территориального управления Росимущества незаконным, обязали рассмотреть заявление от 29.04.2016 N 116 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:4716141:48 путем совершения одного из действий, предусмотренных п. 5, 6 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судами обоснованно указано, что в рамках настоящего дела при рассмотрении вопроса о наличии у заявителя права на выкуп земельного участка необходимо установить такие юридические факты, как заключение и надлежащее исполнение договора аренды, использование земельного участка в соответствии с его назначением, при этом оценка наличия у заявителя права на выкуп земельного участка возложена на соответствующий орган исполнительной власти.
Отклоняя ссылку заявителя на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суды справедливо отметили, что указанные в названном пункте разъяснения касаются вопроса применения законодательства при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением земельных участков в собственность.
Иные доводы общества "АПК "Красава", изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах, им дана надлежащая правовая оценка, и не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Красава" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА