ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2018 г. N 307-ЭС18-1896(1, 2)
Судья Верховного Суда Российской Федерации Разумов И.В., изучив с материалами истребованного дела кассационные жалобы публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" и акционерного общества "Русские фонды" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2017 (судья Лилль В.А.) и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2017 (судьи Бычкова Е.Н., Ковалев С.Н., Тарасюк И.М.) по делу N А56-84037/2016,
установил:
Центральный Банк Российской Федерации (далее - Банк России) обратился в суд с заявлением о принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - фонд).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 21.03.2017 заявление удовлетворено, обязанности по осуществлению ликвидации фонда в срок, не превышающий трех лет с даты принятия судебного акта, возложены на его учредителей - публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - общество "Мосэнерго"), закрытое акционерное общество "Русские фонды" (далее - общество "Русские фонды"), общество с ограниченной ответственностью "Тольяттинский Трансформатор", акционерное общество "Управляющая компания "Рацион-Капитал", общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционный холдинг "Энергетический союз".
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 (с учетом определения того же суда об исправлении опечатки от 08.09.2017) (судьи Тойвонен И.Ю., Копылова Л.С., Масенкова И.В.) решение суда первой инстанции от 21.03.2017 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2017 постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, общества "Мосэнерго" и "Русские фонды" просят отменить состоявшиеся по делу решение и постановление окружного суда, оставив в силе постановление апелляционного суда.
При изучении доводов кассационных жалоб по материалам истребованного дела установлены основания для ее передачи на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявители полагают, что такого рода существенные нарушения норм права были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении обособленного спора. Их доводы, по сути, сводятся к несогласию с возложением на подателей жалобы полномочий ликвидатора.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, фонд являлся организацией, обладающей разрешением (лицензией) на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Приказом Банка России от 28.11.2016 N ОД-4213 аннулирована выданная фонду лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Приказом Банка России от 28.11.2016 N ОД-4215 назначена временная администрация по управлению фондом, на период деятельности которой приостановлены полномочия его исполнительных органов.
Одновременно Банк России обратился в суд с настоящим заявлением о принудительной ликвидации фонда. Функции ликвидатора заявитель предложил возложить на учредителей фонда.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что принудительная ликвидация фонда согласно пункту 3.2 статьи 7.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о фондах) является прямым следствием принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
В соответствии с установленным названным специальным законом порядком принудительной ликвидации (статья 33.2) и принимая во внимание факт прекращения фондом деятельности по обязательному пенсионному страхованию, суд применил к спорным правоотношениям положения пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и возложил функции ликвидатора на его учредителей, сведения о которых на момент рассмотрения спора содержались в Едином государственном реестр юридических лиц.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований, апелляционный суд указал на отсутствие достаточных доказательств наличия у фонда признаков несостоятельности, и то, что содержащаяся в абзаце 3 пункта 2 статьи 33.2 Закона о фондах отсылка к применению при принудительной ликвидации фонда положений законодательства о банкротстве, регулирующих процедуру конкурсного производства, а также специфика деятельности фонда как финансовой организации, и прямой законодательный запрет на осуществление утвержденной Банком России временной администрацией анализа финансового состояния фонда (в том числе, для целей установления признаков несостоятельности), свидетельствует о необходимости привлечения в рассматриваемом случае независимого ликвидатора.
При этом суд апелляционной инстанции указал на невозможность применения предусмотренного нормами гражданского законодательства механизма принудительной ликвидации юридического лица к фонду, ранее длительное время осуществлявшему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Окружной суд поддержал выводы суда первой инстанции о возможности возложения функций ликвидатора на учредителей фонда.
Выражая несогласие с принятыми по спору решением и постановлением окружного суда, общества "Мосэнерго" и "Русские фонды" полагают ошибочными выводы судов об отсутствии основания для применения к спорным отношениям положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", как это прямо следует из положений пункта 2 статьи 33.2 Закона о фондах.
Податели жалоб обращает внимание на то, что применение судами положений пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении ликвидатора не в полной мере соответствует задачам проведения процедуры принудительной ликвидации фонда как финансовой организации.
Приведенные заявителями доводы заслуживают внимания и требуют проверки в судебном заседании, поэтому их жалобы следует передать на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
кассационные жалобы публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" и акционерного общества "Русские фонды" с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 5 июля 2018 года на 14 часов 00 минут, в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
И.В.РАЗУМОВ