ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2021 г. N 16-КАД21-2-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Николаевой О.В., Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Талыбова Азера Гаджиахмед оглы на решение Еланского районного суда Волгоградской области от 9 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20 августа 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 г. по административному делу N 2а-155/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области к Талыбову Азеру Гаджиахмед оглы о взыскании задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области Денисаева М.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области (далее - МИФНС России N 7 по Волгоградской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Талыбову А.Г.о. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2016 г. - 1 706 руб., земельного налога за 2018 г. - 368 475 руб.; пени по земельному налогу за период со 2 декабря 2019 г. по 18 декабря 2019 г. - 1 268,17 руб.; транспортного налога за 2018 г. - 40 791 руб.; пени по транспортному налогу за период с 3 декабря 2019 г. по 18 декабря 2019 г. - 140,38 руб.
Решением Еланского районного суда Волгоградской области от 9 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20 августа 2020 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 г., административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, Талыбов А.Г.о. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в кассационной жалобе, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установлено следующее.
Согласно налоговому уведомлению от 16 октября 2019 г. N 36059539 за Талыбовым А.Г.о. числится задолженность по уплате налогов за 2018 г. за объекты налогообложения, находившиеся в его собственности, а именно, транспортные средства: ЭО-2321/ЮМЗ-6 государственный регистрационный знак < ... > , КАМАЗ 5511 государственный регистрационный знак < ... > BMW X5 государственный регистрационный знак < ... > , DAEWOO MATIZ государственный регистрационный знак < ... > , МАЗ 5551 государственный регистрационный знак < ... > ; земельные участки с кадастровыми номерами < ... > , < ... > , < ... > .
В 2016 г. административный ответчик также владел недвижимым имуществом - жилым домом с кадастровым номером < ... > , < ... > .
В декабре 2019 г. налоговым органом в адрес Талыбова А.Г.о. направлено требование N 39191 об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога и пени.
Учитывая неисполнение требования в добровольном порядке в указанный в нем срок, МИФНС России N 7 по Волгоградской области обратилась к мировому судье судебного участка N 7 Волгоградской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
В связи с поступившими возражениями Талыбова А.Г.о. вынесенный по указанному заявлению 14 февраля 2020 г. мировым судьей судебного участка N 7 Волгоградской области судебный приказ был отменен определением того же мирового судьи от 26 февраля 2020 г.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления и взыскании с Талыбова А.Г.о. транспортного налога за 2018 г. и пени, суды исходили из того, что транспортные средства, перечисленные выше, в спорный период числились зарегистрированными за административным ответчиком, с регистрационного учета не снимались; передача автомобиля иному лицу, при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Государственная инспекция), не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца.
В кассационной жалобе административный ответчик, ссылаясь на признание его решением Арбитражного суда Волгоградской области от 2 февраля 2017 г. несостоятельным (банкротом) и введение в отношении его имущества процедуры реализации, указывает, что все принадлежавшее ему имущество, в том числе транспортные средства, в 2018 г. реализовано конкурсным управляющим.
Данные доводы заслуживают внимания по следующим основаниям.
В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 213.25 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)) с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
Абзацем вторым пункта 7 указанной статьи предусмотрено, что с даты признания гражданина банкротом регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего.
Положения указанной нормы права имеют своей целью ограничение действий гражданина, признанного банкротом, и осуществление регистрационных действий только на основании обращения финансового управляющего при наличии к тому оснований.
Пунктом 3 действовавшего в налоговый период, за который судами взыскан транспортный налог, постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" устанавливалось, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение 10 суток после приобретения; юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 апреля 2018 г. N 1069-О, правовое регулирование, согласно которому федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362), при этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 г. N 605, предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4), предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.
Вместе с тем из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 2 февраля 2017 г. Талыбов А.Г.о. признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества введена процедура реализации, завершенная определением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2020 г., в связи с чем, исходя из содержания приведенных выше норм Закона о несостоятельности (банкротстве), у административного истца, признанного банкротом, правомочия по обращению в Государственную инспекцию с заявлением о прекращении регистрации транспортных средств отсутствовали.
Принимая решения, суды не дали оценку обстоятельствам отчуждения финансовым управляющим принадлежащих Талыбову А.Г.о. транспортных средств в 2018 году, определяющих дату прекращения налогового обязательства в связи с отсутствием объекта налогообложения.
Также судами не выяснялось наличие или отсутствие у налогового органа достоверных сведений о выбытии транспортных средств из владения административного ответчика и прекращении его права собственности на них.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Еланского районного суда Волгоградской области от 9 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20 августа 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Еланский районный суд Волгоградской области в ином составе судей.