ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2024 г. N 307-ЭС23-25189
Дело N А56-74181/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Купчино" на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.08.2023 по делу N А56-74181/2022,
установил:
товарищество собственников жилья "Купчино" (далее - ТСЖ "Купчино", товарищество, истец, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - АО "Невский экологический оператор", общество, региональный оператор, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 12561512022/ТКО (далее - договор), изложив пункты 2.2, 3.1.6, 3.1.7, 3.3.8, 4.1, 5.1, 6.3, 9.7, 10 и приложение N 1 к договору в редакции товарищества согласно протоколу разногласий от 28.03.2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 решение суда первой инстанции изменено в части.
Апелляционный суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора, с изложением пункта 4.1 и приложения N 1 к договору в предложенной товариществом редакции, а именно:
"4.1. Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: исходя из количества вывозимых контейнеров с ТКО; исходя из фактического количества контейнеров 6(7,8,9,12) м3 для складирования КГО и устанавливаемых по предварительной заявке от Потребителя региональным оператором".
Внести в Таблицу 2 Приложения N 1. "Метод учета накопления по объему и количеству вывезенных контейнеров"; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.08.2023 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 отменено; решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2022 оставлено в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановление кассационной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суд кассационной инстанции дали неправильное толкование Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156); неправомерно применил Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По мнению заявителя, в настоящем споре подлежала применению правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 и в определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 18.10.2022 по делу N А56-357/2020, согласно которой отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) одним из альтернативных способов расчета; система раздельного накопления ТКО в Санкт-Петербурге не может считаться организованной ввиду того, что отсутствуют нормативные правила порядка раздельного накопления ТКО.
Также заявитель указал, что решением Санкт-Петербургского городского суда от 10.04.2023 по делу N 3а-28/2023, вступившим в законную силу 31.08.2023, пункт 5.1 Главы 5 "Порядок организации раздельного накопления" Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р) был признан недействующим.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2023 дело истребовано из Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, материалы истребованного дела, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как установлено судами, товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Олеко Дундича, д. 7, корп. 1.
Общество, являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с ТКО, разместило типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте https://spb-N ea.ru 08.12.2021; дата начала действия договора - с 30.12.2021.
Начиная с 17.12.2021 товарищество неоднократно обращалось к обществу с заявкой на заключение договора на оказание услуг по вывозу ТКО.
22.03.2022 ТСЖ получило от регионального оператора оригинал договора, подписанный со стороны общества.
Не согласившись с предложенными региональным оператором условиями договора, ТСЖ 31.03.2022 направило обществу протокол разногласий от 28.03.2022.
Неурегулирование сторонами в досудебном порядке возникших при заключении договора разногласий послужило основанием для обращения товарищества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 9, 65, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 421 - 422, 438, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 155, 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил N 1156, Правил N 505, Правил N 354, Порядка N 371-р, установив отсутствие оснований для изменения договора, составленного по типовой форме, в иске отказал.
Повторно исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь теми же нормами права, не согласившись с выводом суда первой инстанции о том, что способ коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров может быть применен только при осуществлении раздельного накопления сортированных ТКО, признал неправомерным решение суда первой инстанции в части изложения условий пункта 4.1 договора и приложения N 1 к нему в предложенной обществом редакции, приняв в указанной части условия договора в редакции ТСЖ, согласно которым учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 расчетным путем исходя из количества контейнеров, установленных в местах накопления ТКО.
Проверив соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, руководствуясь теми же нормами права, суд кассационной инстанции отменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции.
При этом суд округа исходил из того, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В настоящем случае товарищество не заявляло о наличии раздельного накопления сортированных ТКО, а настаивало на включении в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов (стекло, пластик, бумага, продукты потребления и т.д.). Позиция апелляционного суда о применении к спорным правоотношениям положений Правил N 505, которые предусматривают альтернативные способы расчета объема услуг по обращению с ТКО по выбору потребителя (по нормативу накопления ТКО или количеству и объему контейнеров для накопления ТКО) правомерно признана судом округа несостоятельной в рассматриваемом случае.
Выводы суда кассационной инстанций согласуются с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы товарищества собственников жилья "Купчино" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА