ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2023 г. N АКПИ23-952
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Елшиной Е.А.
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области об оспаривании приказа Федерального агентства воздушного транспорта от 24 ноября 2021 г. N 878-П "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Нижний Новгород (Стригино)",
установил:
приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 24 ноября 2021 г. N 878-П "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Нижний Новгород (Стригино)" (далее также - Приказ N 878-П) принято решение об установлении приаэродромной территории в составе 1 - 6 подзон аэродрома Нижний Новгород (Стригино) согласно приложению к этому приказу.
Администрация Балахнинского муниципального округа Нижегородской области обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 878-П, ссылаясь на его принятие с нарушением требований к государственной регистрации и опубликованию, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
В судебном заседании представитель Федерального агентства воздушного транспорта (далее также - Росавиация) Климова Е.А. заявила ходатайство о прекращении производства по административному делу в связи с признанием оспариваемого акта утратившим силу.
Администрация Балахнинского муниципального округа Нижегородской области и Министерство юстиции Российской Федерации просили рассмотреть дело без участия их представителей.
Изучив заявленное ходатайство, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего возможным прекратить производство по делу, Верховный Суд Российской Федерации находит ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
26 октября 2023 г. Росавиацией издан Приказ N 954-П "Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Нижний Новгород (Стригино)" (далее - Приказ N 954-П).
22 ноября 2023 г. Росавиацией издан Приказ N 1052-П "О признании утратившим силу приказа Федерального агентства воздушного транспорта от 24 ноября 2021 г. N 878-П", которым оспариваемый административным истцом Приказ N 878-П признан утратившим силу с момента вступления в силу Приказа N 954-П.
Таким образом, действие Приказа N 878-П прекращено.
Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Приказ, действие которого прекращено в связи с его отменой, перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может.
В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Однако указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие удовлетворению ходатайства и прекращению производства по административному делу, отсутствуют.
При таких обстоятельствах производство по административному делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
определил:
производство по административному делу по административному исковому заявлению администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области об оспаривании приказа Федерального агентства воздушного транспорта от 24 ноября 2021 г. N 878-П "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Нижний Новгород (Стригино)" прекратить.
Определение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ