ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ
ПИСЬМО
от 9 декабря 2022 г. N 46-7-1/2340
ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
Департамент управления данными в связи с поступающими обращениями бюро < 1 > и субъектов < 2 > , касающимися действий (бездействия) арбитражных управляющих, сообщает следующее.
< 1 > Бюро кредитных историй.
< 2 > Субъект кредитной истории.
Законом N 218-ФЗ < 3 > определены состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, а также регулируется деятельность бюро, в том числе в части взаимодействия бюро с источниками < 4 > .
< 3 > Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ).
< 4 > Источник формирования кредитной истории.
Так, кредитные истории формируются бюро на основании сведений, представляемых источниками < 5 > . Источники представляют всю имеющуюся информацию, определенную Законом N 218-ФЗ, в бюро на основании заключенного с бюро договора об оказании информационных услуг, являющегося договором присоединения, условия которого определяет бюро < 6 > . Источник - арбитражный управляющий представляет информацию в бюро в форме электронного документа < 7 > .
< 5 > В том числе кредиторами - кредитными организациями, микрофинансовыми организациями, кредитными кооперативами, операторами инвестиционных платформ и арбитражными управляющими.
< 6 > Части 1 и 2 статьи 5 Закона N 218-ФЗ.
< 7 > Часть 5.8 статьи 5 Закона N 218-ФЗ.
Принимая во внимание, что информация, подлежащая представлению в бюро, является информацией ограниченного доступа < 8 > и требует обеспечения защиты в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации < 9 > , направление информации в бюро должно осуществляться источниками, в том числе арбитражными управляющими, в определенном формате по защищенным каналам связи, позволяющим обеспечить ее конфиденциальность и защиту.
< 8 > Часть 4 статьи 7 Закона N 218-ФЗ.
< 9 > Часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ.
В случае если у источника отсутствует необходимое программное обеспечение, обеспечивающее в том числе необходимый формат передачи данных в бюро, бюро может рекомендовать источнику приобрести права пользования программным обеспечением, разработанным бюро. При этом бюро принимает сведения от арбитражного управляющего без взимания платы.
Согласно Закону N 218-ФЗ < 10 > арбитражный управляющий обязан представлять в бюро в порядке, установленном Положением Банка России от 11.05.2021 N 758-П "О порядке формирования кредитной истории", сведения о процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) лица, если арбитражным судом принято к производству заявление о признании должника несостоятельным (банкротом), в том числе сведения о неправомерных действиях физического или юридического лица при несостоятельности (банкротстве), сведения о преднамеренном или фиктивном банкротстве, с указанием ссылки (включая дату) на включение сведений в ЕФРСБ < 11 > .
< 10 > Части 3.9 и 5.8 статьи 5 Закона N 218-ФЗ.
< 11 > Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Отмечаем, что целями Закона N 218-ФЗ являются повышение защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышение эффективности предоставления и возврата заемных средств, а также создание и определение условий для сбора, обработки, хранения и предоставления в бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения обязательств, предусмотренных Законом N 218-ФЗ.
Вместе с тем в Банк России на регулярной основе поступают обращения граждан об отсутствии в их кредитных историях информации о возбужденной или завершившейся в отношении них процедуре, применяемой в деле о банкротстве в соответствии с Законом N 127-ФЗ < 12 > , что свидетельствует о неисполнении арбитражными управляющими установленной Законом N 218-ФЗ обязанности.
< 12 > Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
Кроме того, Законом N 218-ФЗ предусмотрено право субъекта полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, подав в бюро, в котором хранится указанная кредитная история, заявление о внесении изменений и (или) дополнений в эту кредитную историю (далее - заявление) < 13 > .
< 13 > Часть 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Бюро обязано провести проверку оспариваемой информации, запросив ее у источника, и в течение 20 рабочих дней со дня получения заявления в письменной форме сообщить субъекту о результатах его рассмотрения. Отказ в удовлетворении заявления должен быть мотивированным < 14 > . Источник обязан в течение 10 рабочих дней представить в бюро подтверждение достоверности ранее переданных сведений, оспариваемых субъектом, либо исправить кредитную историю субъекта, направив соответствующие достоверные сведения в бюро.
< 14 > Часть 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Вместе с тем в общей массе поступающих в Банк России жалоб субъектов и бюро на действия (бездействие) арбитражных управляющих в Банк России поступило обращение отдельного бюро, согласно которому за период 2021 - 2022 гг. в адрес арбитражных управляющих, являющихся источниками в соответствии с положениями Закона N 218-ФЗ, направлено 1 314 заявлений субъектов, и только на 229 из них бюро получен ответ от арбитражных управляющих в соответствии с частью 4.1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ. По состоянию на 01.11.2022 в базе данных данного бюро хранится 463 кредитные истории, по которым арбитражные управляющие не передают информацию в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ.
Кроме того, по информации бюро, от большинства СРО АУ < 15 > , в которые бюро направлены письма о невыполнении арбитражными управляющими требований Закона N 218-ФЗ, ответы бюро не получены.
< 15 > Саморегулируемая организация арбитражных управляющих.
Отмечаем, что СРО АУ обязана контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона N 127-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, рассматривать жалобы на действия члена СРО АУ, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, и применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Законом N 127-ФЗ и внутренними документами СРО АУ, в отношении своих членов < 16 > .
< 16 > Пункт 2 статьи 22 Закона N 127-ФЗ.
С учетом изложенного просим СРО АУ проинформировать своих членов о необходимости соблюдения установленных для арбитражных управляющих требований Закона N 218-ФЗ, а также осуществить контроль за исполнением указанных требований.
Директор
А.А.ЛУКОВНИКОВ