ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 марта 2023 г. N ГМ/16245/23
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
ФАС России рассмотрела обращение Национального Союза "Совет по профессиональной деятельности в электронных торгах" (далее - Национальный Союз) по вопросу принятия Федеральной антимонопольной службой индивидуального правового акта, регулирующего порядок применения ранее принятых актов в сфере рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов с учетом определений Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706 и от 06.06.2022 N 305-ЭС22-763 (далее - нормативный правовой акт), и сообщает следующее.
Как указывалось Национальному Совету ранее в письмах ФАС России от 25.07.2022 N ГМ/70043/22, от 14.09.2022 N ГМ/85431/22, антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов (подпункт "а" пункта 3.1, пункт 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.
В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 17974/13 по делу N А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.
Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.
При этом по смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами. Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.
Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).
Учитывая вышеизложенное, подготовка индивидуального правового акта, регулирующего порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов с учетом складывающейся судебной практики, представляется нецелесообразной.
Заместитель руководителя
Г.Г.МАГАЗИНОВ