ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ РСФСР
ПИСЬМО
от 23 января 1992 г. N НА-5-3
Госарбитраж РСФСР сообщает в порядке информации следующее:
I
Правительство РФ приняло Постановления:
от 28.11.91 N 26 "О регистрации предприятий c иностранными инвестициями", которым установлено, что государственная регистрация предприятий (кроме предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей), объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 млн. рублей, осуществляется Советами Министров республик в составе РФ, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга в порядке, предусмотренном Законом РФ "Об иностранных инвестициях в РФ". Порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей регулируется специальным положением, утверждаемым Правительством РФ (п. 1).
Предприятия, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. руб., регистрируются Министерством экономики и финансов РФ с учетом мнения Совета Министров республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга, на территории которых эти предприятия создаются (п. 2);
от 05.12.91 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну";
от 14.12.91 N 40 "Об увеличении объемов жилищного строительства с привлечением средств населения, предприятий и организаций", которым установлено льготное налогообложение части доходов предприятий и организаций, направляемой на оказание помощи своим работникам для индивидуального и кооперативного жилищного строительства в размере 50% от норматива (п. 3).
Разрешено подрядным организациям осуществлять строительство за счет собственных средств и кредитов банка до 10% квартир в домах жилищно - строительных кооперативов с правом их продажи. Полученные средства, как правило, направлять на жилищное строительство (п. 4);
от 26.12.91 N 74 "О ставках акцизов на отдельные виды товаров", которым утвердило и ввело в действие с 01.01.92 ставки акцизов на отдельные виды товаров в размерах согласно приложению (п. 1) и установило, что ставки акцизов на отдельные виды товаров, утвержденные настоящим Постановлением, применяются к оборотам по счетам, оплаченным за товары, отгруженные с 01.01.92 (п. 2).
II
Правительство РФ издало распоряжение от 28.12.91 N 217-р следующего содержания:
"Впредь до разработки и утверждения Российских строительных стандартов и норм предоставить право Министерству архитектуры, строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ принимать решения и давать разъяснения по вопросам применения в Российской Федерации общесоюзных строительных норм, правил и государственных стандартов по строительству".
III
Президент Российской Федерации издал Указы:
от 03.12.91 N 255 "О первоочередных мерах по организации работы промышленности РФ", который закрепил за государственными промышленными предприятиями находящееся на их балансе имущество на праве полного хозяйственного ведения.
Органы государственного управления РФ при организации работы промышленности исходят из того, что предприятия и добровольно образованные ими хозяйственные структуры обладают полной хозяйственной и экономической самостоятельностью (п. 1).
Контракты, заключенные союзными министерствами и ведомствами с руководителями государственных промышленных предприятий, перешедших под юрисдикцию РФ, признаны действующими до их перезаключения с органами государственного управления РФ (п. 2).
Установлено, что контракты с руководителями промышленных предприятий, относящихся к федеральной собственности, заключаются министерствами и ведомствами РФ, а по предприятиям, не входящим в систему министерств и ведомств РФ - Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом. Заключение указанных контрактов производится с учетом мнения трудовых коллективов предприятий (п. 2);
от 03.12.91 N 297 "О мерах по либерализации цен", которым установлено, что со 2 января 1992 года осуществлен переход, в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно - технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.
Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производятся по свободным (рыночным) ценам (п. 1).
Установлено со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно - технического назначения, основных потребительских товаров и услуг по перечням согласно приложениям N 1 и 2 (п. 2);
от 12.12.91 N 269 "О едином экономическом пространстве РФ", которым постановлено органам власти и управления республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга обеспечить на территории РФ свободное перемещение товаров, работ и услуг, принять меры по соблюдению прав граждан и юридических лиц по свободной реализации или приобретению товаров, работ, услуг на всей территории РФ (п. 1).
Нормативные акты органов власти и управления, решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем республиканском рынке, противоречащие законодательству РФ, признаются недействительными и подлежат немедленной отмене в установленном порядке (п. 2).
IV
Прокуратура РФ в письме от 24.12.91 N 30-1-2019-91 "О предъявлении прокурорами исков в органы государственного арбитража (арбитражные суды)" в частности сообщила, что проведенные Прокуратурой РФ и Государственным арбитражем РФ обобщения свидетельствуют о том, что многие прокуроры при предъявлении в государственные арбитражи исков в защиту интересов предприятий и организаций становятся на путь подмены их юридических и экономических служб, безосновательно освобождают предприятия от уплаты государственной пошлины и претензионного порядка разрешения споров.
Нередко допускаются нарушения процессуального законодательства, предъявление исков за пределами сроков исковой давности и при отсутствии оснований к их предъявлению.
Обращается внимание на то, что право на предъявление исков в органы государственного арбитража может быть использовано прокурорами только в случаях, когда спор носит принципиальный характер и затрагивает интересы общества и государства. Недопустима подмена прокурорами хозяйственных руководителей, юридических и экономических служб предприятий и организаций.
Надлежаще оформленные материалы для предъявления Генеральным прокурором РФ иска в Госарбитраж РФ должны направляться в Прокуратуру РФ с мотивированным заключением о необходимости предъявления такого иска, подписанным прокурором республики в составе РФ, края, области, транспортным прокурором (на правах областного), прокурором войсковой части или их заместителями. Нижестоящие прокуроры вопрос о предъявлении Генеральным прокурором РФ иска в Госарбитраж РФ ставят через соответствующего прокурора республики в составе РФ, края, области, транспортного прокурора (на правах областного).
Начальник отдела совершенствования
законодательства, профилактики
и информации
Л.Н.МАЙКОВА