МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2021 г. N МН-11/305
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Во исполнение пункта 12 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав от 25 сентября 2019 года N 23, Департамент государственной молодежной политики Минобрнауки России направляет для использования в работе при реализации на территории субъектов Российской Федерации программ повышения квалификации специалистов органов опеки, правоохранительных органов, учреждений ФСИН России, образовательных организаций, иных структур, участвующих в работе с несовершеннолетними и их семьями, методические рекомендации по включению учебных модулей по медиации и восстановительному правосудию в соответствующие программы повышения квалификации.
Директор
Департамента государственной
молодежной политики
Д.В.АШИРОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВКЛЮЧЕНИЮ МОДУЛЕЙ ПО МЕДИАЦИИ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМУ
ПРАВОСУДИЮ В ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ОРГАНОВ ОПЕКИ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, УЧРЕЖДЕНИЙ
ФСИН РОССИИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНЫХ СТРУКТУР,
УЧАСТВУЮЩИХ В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И ИХ СЕМЬЯМИ
Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 12 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав от 25 сентября 2019 г. N 23.
Рекомендации разработаны на основе собранных практических материалов по реализации программ повышения квалификации соответствующей тематики и направленности, поступивших в адрес Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от ФГБУ "Центр Медиации" и ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена", а также с учетом позиций Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.
Обоснование необходимости включения учебных модулей
по медиации и восстановительному правосудию
в программы повышения квалификации
Учебные модули по медиации и восстановительному правосудию необходимо включать в программы повышения квалификации специалистов органов опеки, правоохранительных органов, учреждений ФСИН России, образовательных организаций, иных структур, участвующих в работе с несовершеннолетними и их семьями (далее - специалисты).
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) представляет собой систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Одной из таких мер является внедрение инструментов медиации и восстановительного правосудия в деятельность субъектов системы профилактики как одного из основных механизмов:
оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе детям - жертвам насилия, отбывающим наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, находящимся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типов);
оказания помощи родителям в вопросах взаимодействия с детьми.
Согласно статье 4 Федерального закона N 120-ФЗ к субъектам системы профилактики относятся:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП, комиссии);
- органы управления социальной защиты населения;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением и медицинские организации;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Каждый из перечисленных субъектов системы профилактики при реализации полномочий, закрепленных в Федеральном законе N 120-ФЗ, применяет способы и приемы взаимодействия с несовершеннолетними и их семьями (законными представителями), предусмотренные отраслевым законодательством, например, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" и др.
Однако внедрение в деятельность субъектов системы профилактики инструментов медиации и восстановительного правосудия позволит последним выстроить взаимодействие с несовершеннолетними на основе понимания, поддержки, уважительного и конструктивного сотрудничества, позитивного правового воздействия, не допускать социальной конфронтации и осложнения взаимоотношений ребенка с членами семьи, сверстниками и обществом. Именно поэтому требуется повышение квалификации специалистов, формирование навыков и умений в области восстановительных технологий, несмотря на то, что указанные специалисты могут не являться специалистами служб медиации.
Восстановительно-медиативные технологии способствуют формированию законопослушного поведения несовершеннолетних посредством приобретения навыков взаимодействия в конфликте, понимания своего поведения и поведения оппонента, а также посредством осуществления контроля своих эмоций, особенно в ситуации стресса.
Развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми, является одним из правовых механизмов реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) и Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р).
Для ряда специалистов обладание навыками медиации уже является необходимым для назначения на должность, например, профессиональный стандарт:
"Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних" (утвержден приказом Минтруда России от 18 ноября 2013 г. N 680н);
"Специалист по социальной работе" (утвержден приказом Минтруда России от 18 июня 2020 г. N 351н);
"Специалист по работе с молодежью" (утвержден приказом Минтруда России от 12 февраля 2020 г. N 59н).
Для других специалистов необходимость владения навыками медиации обусловлена полномочиями, которые реализуют органы опеки, правоохранительные органы, учреждения ФСИН России, образовательные организации и иные структуры, участвующие в работе с несовершеннолетними и их семьями.
Таким образом, в настоящее время введение медиативного и восстановительного подхода является одним из эффективных направлений профилактики общественно опасных деяний среди несовершеннолетних. Внедрение рекомендуемых модулей по медиации и восстановительному правосудию в программы повышения квалификации специалистов позволит повысить качество работы всей системы профилактики.
Общая характеристика учебных модулей
В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программа повышения квалификации является одной из форм получения дополнительного профессионального образования, направленной на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. При реализации дополнительных профессиональных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации составляет 16 академических часов.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу, указанной нормативной трудоемкости, и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации - удостоверение о повышении квалификации.
Учебный модуль может выступать как часть программы повышения квалификации либо как самостоятельная программа повышения квалификации.
Предлагаемые учебные модули содержат базовую и вариативную часть, предусматривающую специализацию по роду деятельности категорий специалистов, по сфере применения медиативных технологий и восстановительных подходов среди несовершеннолетних, по характеру отношений, подлежащих урегулированию при помощи примирительных процедур. Учебные часы распределяются между базовым и вариативным модулями: 16 часов и 32 часа соответственно.
Обучение рекомендуется проводить в очной, очно-заочной и заочной формах, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В образовательный курс рекомендуется включать лекционные, практические занятия, деловые игры, консультации. Образовательный курс завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации.
Цель освоения учебных модулей:
целью освоения учебных модулей является совершенствование имеющихся у специалистов компетенций, а также получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Задачи освоения учебных модулей:
получение знаний в области применения технологий разрешения конфликтов (восстановительной медиации);
получение знаний о психологических характеристиках несовершеннолетних в рамках возрастной периодизации, дефектах социализации и правовой социализации, об особенностях девиантных форм поведения несовершеннолетних, о психологических механизмах и генезисе, мотивации и мотивах девиантного поведения несовершеннолетних, психотехниках и психотехнологиях профессионального общения, об основах визуальной психодиагностики личности несовершеннолетнего, о выявлении и разрешении конфликтных ситуаций при выполнении профессиональной деятельности;
овладение навыками медиации;
овладение навыками психологического анализа личности несовершеннолетних в рамках возрастной периодизации, механизма и генезиса, мотивации и мотивов девиантного поведения несовершеннолетних, психотехник и психотехнологий профессионального общения, визуальной психодиагностики личности несовершеннолетнего, выявления и разрешения конфликтных ситуаций при выполнении профессиональной деятельности;
формирование умения использовать психологические особенности несовершеннолетних при применении мер воспитательного характера и устранении дефектов социализации и правовой социализации, а также при их визуальной психодиагностики, определять психологический механизм и генезис, мотивацию и мотивы девиантного поведения несовершеннолетних, определение оптимальных психотехник и психотехнологий в процессе профессионального общения, определять причины, основных участников конфликтных ситуаций и пользоваться психологическими приемами для разрешения конфликтов при выполнении профессиональной деятельности.
Содержание учебных модулей
Предлагаются к включению в программы повышения квалификации следующие учебные модули:
Модуль 1 "Введение в медиацию", формирующий базовую часть программы (16 часов):
Тема 1. Понятие и значение медиации в системе альтернативных способов разрешения споров.
Тема 2. Правовые основы осуществления деятельности медиаторов. Принципы медиации.
Тема 3. Концепция восстановительного правосудия и его стандарты.
Модуль 2 "Основы восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, в том числе совершивших противоправные деяния", формирующий вариативную часть программы, ориентированный для различных профессиональных категорий специалистов (32 часов):
Тема 1. Правовые "инструменты" восстановительного правосудия и медиации. Переговорный процесс как основа проведения процедуры медиации.
Тема 2. Реализация восстановительного подхода в деятельности органов опеки, правоохранительных органов, учреждения ФСИН России, образовательных организаций и иных структур, участвующих в работе с несовершеннолетними.
Тема 3. Модели медиации в урегулировании споров с участием несовершеннолетних девиантного поведения.
Тема 4. Правила и стадии проведения процедуры медиации.
Тема 5. Соглашение о медиации и его роль в урегулировании конфликта с участием несовершеннолетнего (варианты составления и правовые последствия для участников).
Тема 6. Этические вопросы в разрешении конфликтов с участием несовершеннолетних и способы их разрешения в сфере профессиональной (служебной) деятельности.
Планируемые результаты повышения квалификации
Результатом повышения квалификации специалистов по учебным модулям является совершенствование компетенций и получение специалистами новых знаний, необходимых для профессиональной деятельности, и, как следствие, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Специалисты расширят и углубят знания действующего российского законодательства о возможностях медиации как востребованном механизме в разрешении споров с участием несовершеннолетних.
В результате освоения учебных модулей специалист должен:
Знать: понятие и значение медиации в системе альтернативных способов разрешения споров, ее принципы; сущность восстановительного правосудия и формы его реализации в досудебном и внесудебном разрешении правовых конфликтов с участием несовершеннолетних, их субъективных правах и юридических обязанностях; правовые основы осуществления деятельности специалистов в области медиации и особенности их деятельности в урегулировании споров с участием несовершеннолетних; способы организации медиации в сфере профессиональной (служебной) деятельности специалистов; стандарты восстановительной медиации; методы урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних на основе восстановительного подхода.
Уметь: применять нормы российского законодательства относительно медиации и медиативных процедур в разрешении и урегулировании правовых конфликтов с участием несовершеннолетних; реализовывать на практике методы и инструментарий урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних на основе восстановительного подхода; осуществлять критический и системный анализ проблем, возникающих в профессиональной деятельности.
Владеть: навыками подготовки проектов правоприменительных документов и локальных актов относительно восстановительного правосудия и возможностей медиации как правового инструмента по урегулированию споров.
Результатом включения учебных модулей по медиации и восстановительному правосудию в программы повышения квалификации специалистов станут следующие профессионально-специализированные компетенции (ПСК): составлять проекты правоприменительных актов и локальных актов на основе системного подхода (ПСК-1); способность осуществлять анализ (внутренний контроль) урегулирования споров посредством медиации (ПСК-2); способность давать правовую оценку конфликтов с участием несовершеннолетних с учетом расширения круга субъектов, имеющих возможность применять медиацию при рассмотрении ими конфликтов с участием несовершеннолетних (ПСК-3).
Апробация учебного модуля (модулей) достигается посредством установления релевантности результатов обучения. Одной из формой установления релевантности может выступить анкетирование специалистов, прошедших обучение по учебному модулю (модулям) (Приложение).
Практическая апробация также может подтверждаться ежегодным отчетом по итогам применения медиативных процедур в практической деятельности органов опеки, правоохранительных органов, учреждений ФСИН России, образовательных организаций и иных структур, участвующих в работе с несовершеннолетними и их семьями.
Приложение
АНКЕТА
Уважаемые коллеги!
Нам важно знать Ваше мнение о степени практической применимости результатов обучения, качестве учебного процесса, о методах и формах обучения. В целях совершенствования содержания учебно-методических материалов и улучшения организации учебного процесса нам необходимо учитывать полученную от Вас информацию, содержащую конструктивные замечания, пожелания и предложения.
Анкетирование проводится анонимно, конфиденциально, но при желании анкету можно подписать и сообщить о себе необходимые сведения.
Сведения об обучающемся (слушателе) | Поля для заполнения |
Ф.И.О. (указывать необязательно) | |
Возраст | |
Контактная информация - телефон, электронный адрес (указывать необязательно) | |
Занимая должность | |
Стаж работы (профессиональной деятельности) | |
Мотивы повышения квалификации |
1. Ваше мнение о предложенной учебной программе (нужное подчеркнуть):
a) полностью соответствует всем Вашим требованиям;
b) соответствует Вашим требованиям частично (указать по возможности причину)
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________;
c) не соответствует Вашим требованиям (указать по возможности причину)
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________.
2. Какие лекции с точки зрения содержания Вам особенно понравились и чем?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________.
3. Какие темы с точки зрения содержания были недостаточно освещены?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________.
4. Ваше мнение о возможности использования полученных знаний в практической (профессиональной) деятельности (нужное подчеркнуть):
a) знания своевременны и необходимы;
b) повторение материала помогает мне в текущей работе;
c) ваш вариант ответа ______________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
___________________________________________________________.
5. Какими вопросами, на Ваш взгляд, необходимо дополнить программу?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
___________________________________________________________.
6. Какие из предложенных форм занятий для Вас являются наиболее предпочтительными (нужное подчеркнуть):
a) лекция;
b) лекция-дискуссия;
c) "круглый стол";
d) деловая игра;
e) семинар (вебинар).
7. Оцените по пятибалльной шкале качество организации обучения по каждому критерию:
N | КРИТЕРИИ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Расписание занятий | |||||
2 | Преподавательский состав | |||||
3 | Содержательная часть курсов | |||||
4 | Возможность применения полученных знаний в практической деятельности | |||||
5 | Качество методического материала | |||||
6 | Полнота информации |
Спасибо за участие в анкетировании!