ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2021 г. N АКПИ21-223
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.
с участием прокурора Засеевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области об оспаривании приказа Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2020 г. N 270/20 "Об отмене постановлений Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20 декабря 2019 г. N 45-115 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, реализуемую на розничных (потребительских) рынках Курганской области, на 2020 год с календарной разбивкой", от 20 декабря 2019 г. N 45-117 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области" и от 20 декабря 2019 г. N 45-118 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями",
установил:
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент) постановлением от 20 декабря 2019 г. N 45-115 установил тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, реализуемую на розничных (потребительских) рынках Курганской области, на 2020 год с календарной разбивкой (далее - Постановление N 45-115).
Постановлением Департамента от 20 декабря 2019 г. N 45-117 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области (далее - Постановление N 45-117).
Постановлением Департамента от 20 декабря 2019 г. N 45-118 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (далее - Постановление N 45-118).
Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее также - ФАС России, Служба) от 12 марта 2020 г. N 270/20 (далее - Приказ) Департамент признан нарушившим пункты 6 и 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пункты 11(1), 20, 29, 32, 33, 37, 69, 80, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила N 1178), пункты 33, 37, 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 марта 2012 г. N 228-э (далее - Методические указания) (пункт 1 Приказа).
Постановление N 45-115 и Постановление N 45-117 признаны решениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливающими цены (тарифы) на уровне выше максимального и ниже минимального уровня, установленного ФАС России, принятыми с нарушением порядка, установленного Федеральным законом N 35-ФЗ, и не подлежащими применению (пункт 2 Приказа).
Постановления N 45-115 и N 45-117 отменены. Постановление N 45-118 отменено с 1 апреля 2020 г. (пункт 3 Приказа).
Органу исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пунктом 4 Приказа предписано установить и ввести в действие не позднее 1 апреля 2020 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области и тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части Приказа, а пунктом 5 Приказа предписано в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 Приказа, проинформировать ФАС России об исполнении Приказа, представив надлежащим образом заверенные копии: решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 Приказа; протокола заседания правления органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, на котором принимались вышеуказанные решения; экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа.
Контроль исполнения Приказа возложен на заместителя руководителя ФАС России (пункт 6).
Во исполнение Приказа постановлением Департамента от 20 апреля 2020 г. N 12-2 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Приказом ФАС России от 16 сентября 2020 г. N 849/20 срок устранения нарушений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) продлен до 1 ноября 2020 г.
Во исполнение требований Приказа, а также приказа ФАС России от 16 сентября 2020 г. N 849/20 о продлении срока для устранения нарушений законодательства постановлением Департамента от 28 октября 2020 г. N 41-3 установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей, реализуемую на розничных (потребительских) рынках Курганской области с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2020 г., а постановлением Департамента от 28 октября 2020 г. N 41-4 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области.
В декабре 2020 г. Департамент обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании Приказа не действующим со дня принятия, ссылаясь на то, что оспариваемый акт федерального антимонопольного органа обладает признаками нормативного правового акта, издан управомоченным органом государственной власти, определяет обязательные для неограниченного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение правила поведения в части применения предельных минимальных уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельных максимальных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей вместо установленных нормативным правовым актом органа регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, направлен на изменение существующих правоотношений, поскольку отменяет правовые нормы, регулирующие эти отношения. По мнению административного истца, Приказ затрагивает права и обязанности человека и гражданина и в соответствии с требованиями пункта 12 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123 (далее - Правила N 123), пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763), пункта 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009), подлежал размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), а не на официальном сайте ФАС России (https://fas.gov.ru/documents/270-20), как это было сделано административным ответчиком. Административный истец считает также, что Служба не имела полномочий на издание Приказа. Отменяя постановления Департамента по собственной инициативе при отсутствии заявления заинтересованного лица, федеральный антимонопольный орган не указал, в пределах реализации какого полномочия получены им материалы в отношении Департамента, подтверждающие наличие нарушений в области государственного регулирования цен (тарифов).
Представитель административного истца - исполняющая обязанности директора Департамента Федянина Е.В. поддержала административное исковое заявление и просила его удовлетворить.
Административный ответчик ФАС России в письменных возражениях на административный иск указал на то, что Приказ является ненормативным правовым актом, издан федеральным органом исполнительной власти в соответствии с предоставленными полномочиями и установленной процедурой.
В судебном заседании представители ФАС России Лапухин Д.В. и Голованова Т.А. поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении требования.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) в письменном отзыве на административное исковое заявление указало, что Приказ принят в соответствии пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123, которым соответствующее полномочие по отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложено на ФАС России, а также пунктом 5.3.32 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее - Положение о ФАС России), наделяющим Службу правом осуществлять в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении, а также решений об утверждении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации. Решения ФАС России об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, издаваемые в виде приказов, в порядке, установленном Правилами N 1009, на государственную регистрацию в Минюст России не направлялись. Согласно пункту 13 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 23 апреля 2020 г. N 105 (далее - Разъяснения), акты, направленные на организацию исполнения актов законодательства, решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новые правовые нормы, иные акты в случаях, предусмотренных федеральными законами, не подлежат государственной регистрации Минюстом России. Проверка соответствия тарифов, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, не относится к предмету правовой экспертизы, осуществляемой Минюстом России в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313.
В судебном заседании представитель Минюста России Додонов К.В. просил отказать в удовлетворении административного иска.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания (АО "СУЭНКО") - сетевая организация, осуществляющая в Курганской области регулируемую деятельность, представители которой Машенцев А.Н. и Кулагина А.С. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований Департамента, полагая их необоснованными.
Выслушав стороны, заинтересованных лиц, проверив и оценив содержание Приказа на наличие в нем признаков нормативного правового акта и проверив соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что требование не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом N 35-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 данного закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 1 Положения о ФАС России).
На основании подпункта 5.3.32 названного положения Служба осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий.
Из содержания Приказа следует, что он принят в соответствии с Положением о ФАС России и Правилами N 123, определяющими порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики и теплоснабжения, и решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и решений, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 84-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации (далее - решение).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123, утвердившего указанные правила, установлено, что ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Анализ приведенных положений нормативных правовых актов указывает на то, что Приказ издан полномочным федеральным органом исполнительной власти.
Доводы административного истца о наличии у Приказа признаков нормативного правового акта, затрагивающего права и обязанности человека и гражданина и подлежащего официальному опубликованию в соответствии с Указом N 763 и Правилами 1009, основаны на неправильном толковании правовых норм, противоречат законодательству Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума N 50), признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
По мнению административного истца, в силу того, что Приказом отменены постановления Департамента, касающиеся установления в том числе тарифов на электрическую энергию для населения, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области, предоставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2020 год и являющиеся нормативными правовыми актами, оспариваемый акт, отменяющий указанные постановления, также необходимо оценивать в качестве нормативного правового акта.
Однако Приказ не отвечает признакам нормативного правового акта, закрепленным в приведенном пункте постановления Пленума N 50. Обжалуемый акт не содержит правовых норм, рассчитанных на неоднократное применение, так как действие его положений исчерпывается исполнением со стороны Департамента, который изданием постановлений от 20 апреля 2020 г. N 12-2 и от 28 октября 2020 г. N 41-3 и 41-4 исполнил предписания ФАС России, изложенные в пунктах 4 и 5 резолютивной части Приказа, распространяющегося на определенный круг лиц, а именно: на Департамент и АО "СУЭНКО", обратившееся в соответствии с пунктом 2 Правил N 123 в ФАС России с заявлением, послужившим основанием для рассмотрения вопроса об отмене тарифных решений Департамента.
Утверждение Департамента о многократном применении норм Приказа в определенном временном интервале является несостоятельным, поскольку после отмены постановлений Департамента для целей расчета цены за электрическую энергию на основании пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ подлежали применению не положения Приказа, а предельные минимальные и максимальные уровни тарифов, утвержденные ФАС России другими приказами (от 11 октября 2019 г. N 1338/19, от 14 ноября 2019 г. N 1508/19, от 14 ноября 2019 г. N 1509/19).
Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Указом N 763 Президент Российской Федерации постановил, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 8).
Аналогичные положения содержатся в пункте 17 Правил N 1009. Кроме того, согласно пункту 10 данных правил нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера подлежат государственной регистрации.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации.
Исходя из пункта 9 Разъяснений государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: 1) содержащие правовые нормы, которые затрагивают: гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии осуществления прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации; механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; 2) устанавливающие правовой статус организаций: типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют отдельные наиболее важные государственные функции; 3) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, издавшего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно издавших) нормативный правовой акт.
Приказ таких правовых норм не содержит.
Вопреки доводам Департамента оспариваемый акт не подлежал государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию в соответствии с Правилами N 1009, как не затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливающий правовой статус организаций и не имеющий межведомственный характер.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 12 Правил N 123 решение федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) направляется заявителю в 3-дневный срок со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.
В целях повышения открытости и прозрачности деятельности Службы, в том числе в сфере тарифного регулирования, приказом ФАС России от 10 ноября 2015 г. N 1069/15 утверждено Положение об информационной политике Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, на основании подпункта 1 пункта 6.1 которого доступ к информации о деятельности Службы и ее территориальных органов обеспечивается посредством обнародования (опубликования) ФАС России и ее территориальными органами информации о своей деятельности в средствах массовой информации, в том числе на ее официальном сайте, а также на сайтах территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.
С учетом норм указанного Положения, а также пункта 12 Правил N 123 Приказ размещен 13 марта 2020 г. на официальном сайте ФАС России в сети "Интернет" (https://fas.gov.ru/documents/270-20).
Отнесение Приказа к ненормативным правовым актам подтверждается многочисленной судебной практикой арбитражных судов по делам, в которых предметом оспаривания являлись приказы ФАС России, принятые в предусмотренном Правилами N 123 порядке и отменяющие тарифные решения органов регулирования, принятых ими с превышением предоставленных полномочий, а также практикой Верховного Суда Российской Федерации (N АКПИ16-889, N АКПИ16-892, N АКПИ16-905, N АКПИ17-8, N АКПИ17-34).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что процедура принятия оспариваемого ненормативного правового акта ФАС России соблюдена.
Оспаривая полномочия ФАС России на издание Приказа, Департамент указывал, что он должен быть принят по результатам проверки органа регулирования в соответствии с Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 (далее - Положение).
Утверждение административного истца основано на ошибочном толковании положений нормативных правовых актов.
Пунктами 2 и 3 Правил N 123 предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса об отмене решения органа регулирования является заявление заинтересованного лица, которое подается в письменной форме с приложением необходимых документов (подлинника или копии).
Таким образом, рассмотрение ФАС России вопроса об отмене решения органа регулирования, принятого с превышением полномочий, в том числе принятого с нарушением положений действующего законодательства, имеет заявительный характер.
В связи с тем, что материалы, представленные АО "СУЭНКО", рассматривались Службой на основании пунктов 2 и 3 Правил N 123, обязанность по проведению проверки органа регулирования отсутствовала.
По смыслу пункта 6 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено данным законом, установленных на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу пункта 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы.
Пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФАС России), подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с ФАС России указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением N 45-115 на второе полугодие 2020 г. установлен одноставочный тариф на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, без учета применения понижающих коэффициентов согласно пункту 71 Основ ценообразования в размере 3,32 руб./кВтч с 01.07.2020, что ниже предельного минимального тарифа, утвержденного ФАС России приказом от 11 октября 2019 г. N 1338/19 "О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год" в размере 3,43 руб./кВтч с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
Постановлением N 45-117 на первое и второе полугодия 2020 г. установлен одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (пункты 1.2, 1.3, 1.4 приложения 1 к Постановлению N 45-117), в размере 0,65893 руб./кВтч и 0,64994 руб./кВтч соответственно, что ниже предельных минимальных тарифов, утвержденных ФАС России приказом от 14 ноября 2019 г. N 1509/19 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год", в размере 0,70602 руб./кВтч и 0,73162 руб./кВтч соответственно.
Постановлением N 45-117 на первое и второе полугодия 2020 г. установлен одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям (пункт 1.2 приложения 2 к Постановлению N 45-117), по уровню напряжения ВН в размере 0,98299 руб./кВтч и 1,34360 руб./кВтч соответственно, СН1 - 1,78465 руб./кВтч и 2,29260 руб./кВтч соответственно, СН2 - 2,79941 руб./кВтч и 3,17170 руб./кВтч соответственно, НН - 3,33004 руб./кВтч и 3,33740 руб./кВтч соответственно, что ниже предельных минимальных тарифов, утвержденных ФАС России приказом от 14 ноября 2019 г. N 1508/19 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год", по уровню напряжения ВН в размере 1,89024 руб./кВтч и 1,94695 руб./кВтч соответственно, СН1 - 3,47660 руб./кВтч и 3,58090 руб./кВтч соответственно, СН2 - 3,55010 руб./кВтч и 3,65660 руб./кВтч соответственно, НН - 3,36530 руб./кВтч и 3,46626 руб./кВтч соответственно.
Постановлением N 45-117 на первое и второе полугодия 2020 г. установлена ставка (тариф) на содержание электрических сетей (пункт 1.1.1 приложения 2 к Постановлению N 45-117), по уровню напряжения ВН в размере 572091,36 руб./МВт в месяц и 800491,25 руб./МВт в месяц соответственно, СН1 - 1055909,13 руб./МВт в месяц и 1372849,93 руб./МВт в месяц соответственно, СН2 - 1638922,69 руб./МВт в месяц и 1893769,37 руб./МВт в месяц соответственно, НН - 1578261,08 руб./МВт в месяц и 1470166,96 руб./МВт в месяц соответственно, что ниже предельных минимальных тарифов, утвержденных ФАС России приказом от 14 ноября 2019 г. N 1508/19 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год", по уровню напряжения ВН в размере 1203495,53 руб./МВт в месяц и 1239600,39 руб./МВт в месяц соответственно, СН1 - 2251213,98 руб./МВт в месяц и 2318750,40 руб./МВт в месяц соответственно, СН2 - 2128014,27 руб./МВт в месяц и 2191854,70 руб./МВт в месяц соответственно, НН - 1657274,29 руб./МВт в месяц и 1706992,52 руб./МВт в месяц соответственно.
Постановлением N 45-117 на первое и второе полугодия 2020 г. установлена ставка (тариф) технологического расхода (пункт 1.1.2 приложения 2 к Постановлению N 45-117), по уровню напряжения ВН в размере 177,24 руб./МВтч (второе полугодие), СН1 - 387,56 руб./МВтч (второе полугодие), СН2 - 381,30 руб./МВтч (первое полугодие), 461,68 руб./МВтч (второе полугодие), НН - 1041,69 руб./МВтч (второе полугодие), что выше предельных максимальных тарифов, утвержденных ФАС России приказом от 14 ноября 2019 г. N 1508/19 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год" по уровню напряжения ВН в размере 147,75 руб./МВтч (второе полугодие), СН1 - 334,05 руб./МВтч (второе полугодие), СН2 - 374,31 руб./МВтч (первое полугодие), 395,27 руб./МВтч (второе полугодие), НН - 911,73 руб./МВтч (второе полугодие).
Согласно пункту 69 Основ ценообразования в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в рамках социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных Федеральной антимонопольной службой. Сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) цена (тариф) на электрическую энергию (мощность) устанавливается в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных Федеральной антимонопольной службой.
Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 300-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон N 35-ФЗ, в соответствии с которыми был признан утратившим силу абзац первый пункта 7 статьи 23.1 названного закона.
После вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ с 13 августа 2019 г. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не вправе принимать решения о превышении предельных уровней цен (тарифов) без согласования с ФАС России, в том числе, если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, о чем ФАС России дополнительно информировала органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письмом от 8 августа 2019 г. N ВК/68789/19.
После вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ заявления Департамента о превышении и (или) снижении предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 7 декабря 2004 г. N 236-э (далее - Порядок N 236-э) (утратил силу с 11 января 2020 г. в связи с изданием приказа ФАС России от 8 ноября 2019 г. N 1483/19), в адрес ФАС России не поступали.
Основанием для рассмотрения вопроса о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов, устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, является заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, направленное в Федеральную антимонопольную службу на бланке заявителя (пункт 3 Порядка N 236-э), к которому должны быть приложены документы, предусмотренные пунктом 4 Порядка N 236-э.
Заявление Департамента о согласовании установления тарифов, отличных от установленных предельных и минимальных уровней тарифов, могло быть подано Департаментом до принятия постановлений об утверждении тарифов.
Однако соответствующее заявление в адрес Службы, на которое ссылается Департамент в административном исковом заявлении, поступило только 30 декабря 2019 г., то есть после принятия Департаментом 20 декабря 2019 г. постановлений об установлении тарифов, впоследствии отмененных Приказом.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанные постановления приняты с нарушением пунктов 6, 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ без соответствующего согласования со Службой.
Таким образом, решение ФАС России об отмене постановлений Департамента, поименованных в Приказе, соответствует законодательству Российской Федерации, принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры, не является нормативным правовым актом, не затрагивает права и обязанности человека и гражданина, рассчитано на определенный срок и до обращения административного истца в Верховный Суд Российской Федерации исполнено.
Не усматривая правовых оснований для отмены оспариваемого акта, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 227, статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области об оспаривании приказа Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2020 г. N 270/20 "Об отмене постановлений Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20 декабря 2019 г. N 45-115 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, реализуемую на розничных (потребительских) рынках Курганской области на 2020 год с календарной разбивкой", от 20 декабря 2019 г. N 45-117 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области" и от 20 декабря 2019 г. N 45-118 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА