ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2023 г. N АКПИ23-804
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Вознесенской Н.Г.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Махачкалинский зерновой терминал" о признании незаконным распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 3460-р,
установил:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 3460-р (далее - Распоряжение) разрешено предоставить акционерному обществу "Махачкалинский морской торговый порт" сроком на 49 лет в аренду без проведения торгов находящееся в федеральной собственности недвижимое имущество (г. Махачкала, ул. Портовское шоссе, д. 5) с кадастровыми номерами 05:40:000092:587, 05:40:000092:594, 05:40:000092:585, 05:40:000092:593, принадлежащее на праве хозяйственного ведения федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт", в целях завершения строительства и последующего использования по целевому назначению в рамках договора аренды.
Общество с ограниченной ответственностью "Махачкалинский зерновой терминал" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Распоряжения, ссылаясь на то, что оно принято в нарушение требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", умаляет права административного истца на возможность реализации своего проекта и предоставляет явное преимущество и более выгодные условия его прямому конкуренту.
В обоснование своего требования Общество указывает, что с 2018 г. за счет своих средств ведет работу по реализации проекта "Махачкалинский зерновой терминал, мощность 1,5 млн тонн в год" (далее - проект) по созданию в Морском порту Махачкала нового зернового терминала. Данный проект включен в дорожную карту по реализации транспортного коридора "Север-Юг" и в состав Долгосрочной программы развития федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (2017 - 2030 гг.). Проект предусматривает создание искусственного земельного участка для последующего расположения на нем зернового терминала, берущего свое начало от беговой линии. Участок береговой линии, от которого планируется примыкание искусственного земельного участка, имеет кадастровый номер 05:40:000092:176, на нем же расположены сооружения: берегоукрепительное сооружение из гексабитов (кадастровый номер 05:40:000092:594) и технологическая автомобильная дорога (кадастровый номер 05:40:000092:593), к которым непосредственно планируется примыкание искусственного земельного участка. Административному истцу для начала строительства необходимо оформление правоотношений с собственником указанных объектов недвижимости для возможности легитимного устройства примыкания.
По мнению Общества, принятием оспариваемого акта Правительство Российской Федерации лишило административного истца какой-либо возможности для реализации проекта, включенного в план "Север-Юг".
Министерство транспорта Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством и в установленном им порядке, административным истцом пропущен без уважительных причин трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, поэтому оно не подлежит удовлетворению.
В предварительном судебном заседании представители административного истца Пимахов А.А., Кучеров А.А. заявили ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, указав, что объективно невозможно отслеживать на постоянной основе многочисленные издаваемые органами власти ненормативные правовые акты. О существовании оспариваемого Распоряжения административный истец узнал только в июле 2023 года из письма заместителя Министра транспорта Российской Федерации, в котором содержится ссылка на оспариваемый акт Правительства Российской Федерации, просит рассмотреть спор по существу.
Представитель Правительства Российской Федерации Коновалов Д.В. полагал, что в удовлетворении заявленного требования должно быть отказано, в том числе в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд без уважительных причин.
Выслушав объяснения представителей административного истца Пимахова А.А., Кучерова А.А., возражения представителя Правительства Российской Федерации Коновалова Д.В., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере экономики относится осуществление управления федеральной собственностью (пункт 11 статьи 18, статья 14 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу.
Как следует из пояснений представителя Правительства Российской Федерации в ходе судебного разбирательства и представленных на обозрение документов для служебного пользования, проект Распоряжения согласован с Федеральным агентством морского и речного транспорта, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, ФГУП "Росморпорт" и АО "Махачкалинский морской торговый порт", представлен руководителем Министерства транспорта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
Таким образом, Распоряжение издано Правительством Российской Федерации при реализации указанных полномочий и в надлежащей форме.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании на основании исследования фактических обстоятельств (определения от 20 декабря 2016 г. N 2599-О, от 28 февраля 2017 г. N 360-О, от 27 сентября 2018 г. N 2489-О, от 25 июня 2019 г. N 1553-О и др.).
Определение судом момента начала течения установленного законом срока предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (определения от 2 декабря 2013 г. N 1908-О, от 28 января 2021 г. N 161-О и др.). Под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие (определение от 18 июля 2006 г. N 308-О).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из частей 1, 5 и 8 статьи 219 названного кодекса административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Распоряжение официально опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 ноября 2022 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации 21 ноября 2022 г., N 47, ст. 8262.
Оспариваемый акт после его официального опубликования 15 ноября 2022 г. доведен до сведения неопределенного круга лиц, и любое заинтересованное лицо имело возможность ознакомиться с ним.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействительным Распоряжения, сдав его в организацию почтовой связи 21 августа 2023 г., то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока на его подачу.
Обстоятельств, затрудняющих получение информации об оспариваемом акте и своевременное обращение в суд с соответствующим административным исковым заявлением с указанного времени, у административного истца не имелось. Ссылка представителя Общества на трудность отслеживания принимаемых органами власти ненормативных правовых актов лишена правовых оснований, в том числе с учетом того обстоятельства, что Общество является юридическим лицом и хозяйствующим субъектом.
Довод административного истца о необходимости исчисления срока на обращение в суд с момента, когда ему стало известно о принятом ненормативном правовом акте в июле 2023 года, является несостоятельным и противоречит обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства.
Поскольку обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в течение трех месяцев со дня официального доведения до сведения неопределенного круга лиц принятого Распоряжения, Обществом не приведено, оснований для восстановления пропущенного без уважительных причин срока обращения в суд не имеется.
В силу части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного данным кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Руководствуясь статьями 138, 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Махачкалинский зерновой терминал" о признании незаконным распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 3460-р отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ