ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2024 г. N АКПИ24-93
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Вознесенской Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Власова Василия Максимовича об оспаривании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от 1 ноября 2023 г. N 4996-8 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Власова Василия Максимовича",
установил:
Власов Василий Максимович являлся депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее также - Государственная Дума) седьмого созыва (дата голосования 18 сентября 2016 г.). Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 сентября 2021 г. N 61/467-8 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" установлено, что он избран депутатом Государственной Думы восьмого созыва (дата голосования 17 - 19 сентября 2021 г.).
1 ноября 2023 г. Государственной Думой принято постановление N 4996-8 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Власова Василия Максимовича" (далее также - Постановление от 1 ноября 2023 г.), которым постановлено: "Считать досрочно прекращенными полномочия депутата Государственной Думы Власова Василия Максимовича, избранного по федеральному избирательному округу в составе федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России, 1 ноября 2023 года".
Власов В.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать Постановление от 1 ноября 2023 г. незаконным, нарушающим его права и законные интересы, а также восстановить его в статусе депутата Государственной Думы восьмого созыва, ссылаясь на противоречие указанного постановления статье 31 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (далее также - Регламент, Регламент Государственной Думы). По мнению административного истца, при рассмотрении вопроса о прекращении его полномочий нарушена процедура принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы, поскольку в полномочия Комиссии Государственной Думы по вопросам депутатской этики (далее также - Комиссия по этике) не входят рассмотрение вопроса об установлении наличия оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы и передача материалов на рассмотрение Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам (далее также - Комиссия по мандатным вопросам).
Государственная Дума в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что Постановление от 1 ноября 2023 г. принято в пределах ее компетенции, соответствует федеральному закону по процедуре его принятия, форме и содержанию.
В судебном заседании административный истец Власов В.М. и его представитель Россолов И.А. поддержали заявленное требование.
Представитель Государственной Думы в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца Власова В.М. и его представителя Россолова И.А., обсудив возражения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, изучив материалы административного дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Постановление от 1 ноября 2023 г., как указано в его преамбуле, принято в соответствии с частями третьей.1 и пятой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ), согласно которым полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы, оформляемым постановлением, по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 этого Федерального закона, или по инициативе комитета, членом которого он является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных частями первой и второй статьи 8 и частью третьей статьи 12 данного Федерального закона.
Согласно части второй статьи 1 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ.
Депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями. Депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов (то есть с избирателями в соответствующем субъекте Российской Федерации, в соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории субъекта Российской Федерации). Депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями в субъекте (субъектах) Российской Федерации, не охваченном (не охваченных) региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты, а при необходимости - и в ином субъекте (иных субъектах) Российской Федерации. Для такого депутата Государственной Думы субъект (субъекты) Российской Федерации определяется (определяются) фракцией в Государственной Думе, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 данного Федерального закона. Депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями (части первая и вторая статьи 8 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ).
Часть третья статьи 12 поименованного Федерального закона возлагает на депутата Государственной Думы обязанность принимать личное участие в заседании Государственной Думы, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членом которых он является, в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. В случае невозможности присутствовать на заседании Государственной Думы, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом Председателя Государственной Думы, председателя комитета, комиссии, сопредседателя согласительной и специальной комиссии. Ответственность за отсутствие на заседании депутата Государственной Думы без уважительной причины устанавливается Регламентом Государственной Думы.
Процедура принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата установлена частью пятой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ, согласно которой решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью третьей.1 статьи 4 названного Федерального закона, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Орган, образованный Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, принимает решение об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренного частью третьей.1 названной статьи. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по данному основанию принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия указанным органом решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.
В силу статьи 30.2 Регламента для рассмотрения вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, Государственная Дума на срок полномочий данного созыва образует Комиссию Государственной Думы по вопросам депутатской этики.
Пунктом 1.1 Положения о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам депутатской этики, утвержденного постановлением Государственной Думы от 12 октября 2021 г. N 12-8 ГД (далее - Положение о Комиссии по этике), предусмотрено, что Комиссия по этике образована на срок полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации и со статьями 30 и 30.2 Регламента для рассмотрения вопросов, связанных с нарушением депутатами Государственной Думы правил депутатской этики.
Исходя из положений статьи 31 Регламента подготовка к рассмотрению Государственной Думой вопросов досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы осуществляется Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам, которая ведет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом и Положением о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам, утвержденным постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 11-8 ГД.
Частью седьмой статьи 30 Регламента закреплено, что заседания комиссии проводятся в порядке, установленном статьей 24 Регламента для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом.
Согласно статье 24 Регламента депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине, определенной частью четвертой статьи 44 Регламента, депутат Государственной Думы обязан проинформировать председателя комитета. Депутат Государственной Думы, отсутствующий на заседании комитета Государственной Думы по уважительной причине, определенной частью четвертой статьи 44 Регламента, может выразить свою позицию по любому рассматриваемому на этом заседании вопросу в заявлении на имя председателя комитета. Соответствующая информация отражается в стенограмме заседания комитета. Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Регламентом. Депутаты Государственной Думы вправе ознакомиться с протоколами заседаний комитета (части пятая и седьмая).
Аналогичные положения закреплены в Положении о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Регламенту и обеспечению деятельности Государственной Думы, утвержденному постановлением Государственной Думы от 12 октября 2021 г. N 13-8 ГД.
Представленные по делу доказательства позволяют констатировать факт соблюдения процедуры инициирования рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Власова В.М., установленной вышеприведенными нормативными положениями.
Так, из постановления Государственной Думы от 12 октября 2021 г. N 13-8 ГД "О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Регламенту и обеспечению деятельности Государственной Думы" (в первоначальной редакции) видно, что административный истец входил в состав Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Регламенту и обеспечению деятельности Государственной Думы (далее также - Комиссия по Регламенту, Комиссия).
30 октября 2023 г. Комиссия по Регламенту приняла решение об обращении в Комиссию по этике для рассмотрения вопроса о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий члена Комиссии по Регламенту Власова В.М. Указанное решение принято членами Комиссии единогласно и отражено в ее протоколе от 30 октября 2023 г. N 62, из содержания которого усматривается, что причиной для обращения послужил факт неисполнения в течение 30 и более дней Власовым В.М. своих обязанностей по личному участию в работе Комиссии, членом которой он является.
Комиссия по этике решением от 31 октября 2023 г. N 7 установила основания для досрочного прекращения полномочий депутата Власова В.М. и в порядке статьи 31 Регламента направила его в Комиссию по мандатным вопросам для подготовки указанного вопроса к рассмотрению Государственной Думой.
Решением Комиссии по мандатным вопросам от 31 октября 2023 г. N 10/2 проект постановления "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Власова Василия Максимовича" был одобрен и внесен на рассмотрение Государственной Думы в соответствии со статьей 94 Регламента.
Доводы административного истца со ссылкой на Положение о Комиссии по этике об отсутствии у названной комиссии полномочий рассматривать вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов несостоятельны, поскольку опровергаются приведенными выше положениями Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ и Регламента, прямо относящими к ведению этого органа вопрос установления соответствующих оснований.
Следовательно, решение Комиссии по мандатным вопросам от 31 октября 2023 г. N 10/2 и решение Комиссии по этике от 31 октября 2023 г. N 7 приняты при соблюдении положений Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ и статей 24, 30, 31 Регламента.
Проект постановления Государственной Думы N 473578-8 "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Власова Василия Максимовича", внесенный Комиссией по мандатным вопросам, был рассмотрен Советом Государственной Думы и, как видно из протокола от 31 октября 2023 г. N 132, внесен на рассмотрение Государственной Думы 1 ноября 2023 г. с определением докладчика (председатель Комиссии по мандатным вопросам Аршба О.И.), а также процедуры рассмотрения вопроса, включающей выступление депутата Государственной Думы Власова В.М. - до 5 минут.
Вопрос N 3 порядка работы Государственной Думы 1 ноября 2023 г. о проекте постановления Государственной Думы N 473578-8 "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Власова Василия Максимовича" рассмотрен на заседании Государственной Думы 1 ноября 2023 г.
Частью первой статьи 84 Регламента предусмотрено, что постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Согласно информации, размещенной в Системе обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы "Законотворчество" на сайте Государственной Думы (https://sozd.duma.gov.ru/bill/473578-8), по вопросу о досрочном прекращении полномочий Власова В.М. 1 ноября 2023 г. проголосовали за - 317 депутатов, против - 2, воздержались от голосования - 2, по результатам голосования принято постановление Государственной Думы "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Власова Василия Максимовича". Право Власова В.М. на выступление и изложение свой позиции по существу рассматриваемого вопроса, приведение аргументов и представление доказательств в обоснование своей позиции было реализовано.
Таким образом, Постановление от 1 ноября 2023 г. принято в пределах предоставленных Государственной Думе полномочий с соблюдением процедуры, установленной частью пятой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ и Регламента; на основе общих принципов демократических правовых процедур, в том числе принципа audiatur et altera pars, на которые особо обратил внимание Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2012 г. N 34-П.
Как видно из материалов административного дела, основанием для привлечения Власова В.М. к конституционно-правовой ответственности в виде досрочного прекращения полномочий послужило то обстоятельство, что он в период с 27 сентября по 30 октября 2023 г., то есть в течение 30 и более календарных дней, не исполнял своих обязанностей по личному участию в работе Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Регламенту и обеспечению деятельности Государственной Думы, членом которой он являлся. При этом заседания Комиссии по Регламенту проводились 27 сентября, 11, 18, 19, 27 и 30 октября 2023 г., и в протоколах заседаний подробно изложены сведения о присутствовавших членах Комиссии и приглашенных лицах, повестка дня, ход обсуждения вопросов повестки дня, результаты голосований и информация о принятых решениях.
Как следует из содержания протоколов, за указанный период член Комиссии по Регламенту Власов В.М. на заседаниях не присутствовал, с заявлениями на имя председателя Комиссии не обращался.
Из исследованных судом доказательств видно, что о наличии уважительных причин, препятствовавших возможности присутствовать и исполнять обязанности по личному участию в заседаниях Комиссии по Регламенту в указанные дни, Власов В.М. председателя данной комиссии не информировал.
Доводы административного истца о фальсификации протоколов заседания Комиссии и необходимости исключения их из числа доказательств по делу суд находит несостоятельными, поскольку они являются только его субъективным мнением и не подтверждаются какими-либо допустимыми и относимыми доказательствами.
Представленные Власовым В.М. скриншоты переписки по служебной электронной почте ______________ (за 2022 г.: от 26 января, 11, 17, 18 февраля, 3, 17, 21, 22 марта, 12 мая, 10 и 29 июня, 15 июля, 9, 12, 28, 30 сентября, 20 октября, 3, 21 и 22 ноября, 5 и 29 декабря; за 2023 г.: от 24 января, 2, 7, 21 февраля, 21, 23 марта, 27 апреля, 29 мая, 7, 13, 16, 20 июня и 20 июля) подтверждают участие административного истца в заседаниях Комиссии по Регламенту в периоды, которые не имеют правового значения по настоящему делу, поскольку не относятся к предмету спора. Скриншоты переписки от 9, 11 и 17 октября 2023 г. не подтверждают участия административного истца в заседаниях Комиссии по Регламенту в 2023 г.: 27 сентября (протокол N 57, вопросы N 1 - 3), 11 октября (протокол N 58, вопросы N 1 - 3), 18 октября (протокол N 59, вопрос N 1), 19 октября (протокол N 60, вопрос N 1), 27 октября (протокол N 61, вопросы N 1 - 9), 30 октября (протокол N 62, вопрос N 1), которые проводились очно.
Представленные распоряжения Председателя Государственной Думы и его заместителей от 22 ноября 2022 г. N 66д, от 21 декабря 2022 г. N 111д, от 21 сентября 2023 г. N 45д, от 29 сентября 2023 г. N 47д, от 12 октября 2023 г. N 48д о командировании депутатов, включая Власова В.М., подтверждают его командировки в следующие периоды: 28 ноября - 4 декабря и 22 - 25 декабря 2022 г.; 22 - 25 сентября, 29 сентября - 1 октября, 13 - 16 и 19 - 23 октября 2023 г., однако не свидетельствуют о невозможности участия в заседаниях Комиссии по Регламенту в 2023 г.: 27 сентября (протокол N 57, вопросы N 1 - 3), 11 октября (протокол N 58, вопросы N 1 - 3), 18 октября (протокол N 59, вопрос N 1), 27 октября (протокол N 61, вопросы N 1 - 9), 30 октября (протокол N 62, вопрос N 1).
Доказательства невозможности участия Власова В.М. в заседании Комиссии от 19 октября 2023 г. (протокол N 60, вопрос N 1) и уведомления об этом председателя Комиссии ввиду направления в командировку в материалы дела не представлены.
Имеющиеся в материалах дела скриншоты чата мессенджера "Помощник Регламент", сведения о поощрении Власова В.М. различными грамотами, благодарственными письмами и благодарностями, а равно его доводы о личном участии в заседаниях Государственной Думы не опровергают факта его неучастия в очных заседаниях Комиссии по Регламенту в спорный период и правового значения для разрешения настоящего административного дела не имеют.
Довод административного истца о несоразмерности принятого Постановления от 1 ноября 2023 г. лишен правовых оснований, поскольку положения частей третьей.1 и пятой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ при наличии соответствующих правовых оснований предусматривают только досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы, не дифференцируя его ответственность.
Системная связь приведенных законоположений и конкретных обстоятельств дела дает основания для вывода о соразмерности наступившей конституционно-правовой ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы - члена Комиссии по Регламенту, ввиду не исполнения обязанности по личному участию в ее работе.
Непосредственное личное участие депутата в заседаниях комиссий, комитетов обусловлено правовой природой депутатского мандата, а также смыслом парламентской деятельности депутатов, обязанных полноценно и эффективно ее осуществлять.
Поскольку Постановление от 1 ноября 2023 г. соответствует действующему законодательству Российской Федерации, процедура его принятия не нарушена, суд на основании пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Власова Василия Максимовича об оспаривании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от 1 ноября 2023 г. N 4996-8 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Власова Василия Максимовича" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ