ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1830
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.
при секретаре Ивашовой О.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ганаковой Т.Л., Каниковского В.Б., Кириленко О.И., Кретова С.Н., Подрезова А.В. об оспаривании Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 г. N 19/201-6 "О формах избирательного бюллетеня и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва",
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 1124 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 4 декабря 2011 г.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 г. N 19/201-6 утверждены формы избирательного бюллетеня и требования к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (далее - Постановление).
Заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления в части, предусматривающей размещение только одного пустого квадрата справа от наименования каждого избирательного объединения, указав, что отсутствие в утвержденной форме бюллетеня графы "против" противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Международного Пакта от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах" (пункт "b" статьи 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1) и нарушает право избирателя на свободное волеизъявление во время голосования, приводит к недостоверным результатам выборов.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что в Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ), в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) не содержится никаких норм об альтернативной форме голосования при проведении общенародных выборов и референдумов. Полагают, что голосование на альтернативной основе не отражает полного и истинного волеизъявления избирателей.
В судебном заседании Каниковский В.Б., Кириленко О.И., Подрезов А.В. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить в полном объеме.
Ганакова Т.Л., Кретов С.Н. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронин Д.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что форма и текст избирательного бюллетеня утверждены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктами 15, 16 статьи 25 и частью 3 статьи 73 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ, полностью соответствуют части 5 статьи 73 названного Федерального закона, которой предусмотрено размещение справа от наименования каждой политической партии, чьи списки кандидатов зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, пустого квадрата. Голосуя на выборах за любой федеральный список кандидатов, избиратели имеют реальную возможность свободного выбора из нескольких кандидатов, т.е. свободного выбора на альтернативной основе.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пунктам 15, 16 статьи 25, частям 3, 7 статьи 73 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, не позднее, чем за 24 дня до дня голосования, утверждает форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке; в избирательном бюллетене должно содержаться разъяснение порядка его заполнения.
Во исполнение данных предписаний Центральной избирательной комиссией Российской Федерации принято Постановление, которым в установленный законом срок утверждены формы избирательного бюллетеня (приложения N 1 - 3) и требования к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (приложения N 4 - 5).
Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ предусматривает, что в избирательном бюллетене справа от наименования каждой политической партии помещается пустой квадрат (часть 5 статьи 73); голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор (часть 8 статьи 75).
В формах избирательного бюллетеня, утвержденных Постановлением, справа от наименования каждой политической партии помещен пустой квадрат и дано разъяснение о порядке заполнения избирательного бюллетеня, согласно которому необходимо поставить любой знак в пустом квадрате справа от наименования политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, в пользу которой сделан выбор.
Таким образом, форма и текст избирательного бюллетеня в оспариваемой части полностью соответствуют приведенным нормам Федерального закона.
Отсутствие в утвержденной форме бюллетеня графы "против" не противоречит Конституции Российской Федерации, пункту "b" статьи 25 Международного Пакта от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах", Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), не ограничивает и не нарушает избирательные права граждан, поскольку не препятствует их участию в избрании выборных органов публичной власти и выражению своей воли в любой из юридически возможных форм голосования на выборах в соответствии с установленными процедурами.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Ганаковой Т.Л., Каниковского В.Б., Кириленко О.И., Кретова С.Н., Подрезова А.В. об оспаривании Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 г. N 19/201-6 "О формах избирательного бюллетеня и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА