ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 января 2020 г. N АКПИ 19-928
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Толкачева Константина Сергеевича об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 г. N 1775-р "Об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к ценовой зоне теплоснабжения",
установил:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 г. N 1775-р "Об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к ценовой зоне теплоснабжения" (далее - Распоряжение) принято решение об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к ценовой зоне теплоснабжения.
Толкачев К.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Распоряжения, ссылаясь на то, что данный ненормативный правовой акт издан с нарушением процедуры, установленной Порядком подготовки предложений об отнесении или неотнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26 марта 2018 г. N 202 (далее - Порядок), соответствующие документы не были опубликованы и не были доступны для ознакомления жителям муниципального образования "город Ульяновск", чем нарушены его права как жителя города Ульяновска на участие в управлении делами муниципального образования.
Толкачев К.С. направил в суд заявление, в котором просил перенести рассмотрение дела в связи с невозможностью участия в судебном заседании по состоянию здоровья. Протокольным определением от 13 января 2020 г. суд на основании части 6 статьи 226 КАС РФ отказал в удовлетворении заявления, рассмотрев дело в его отсутствие, учитывая, что Толкачев К.С. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах невозможности рассмотрения административного дела в его отсутствие и уважительности причины его неявки доказательств не представил.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 2 декабря 2019 г. N КЧ-П9-10592).
Представитель Правительства Российской Федерации в письменных возражениях на административный иск указал, что Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями законодательства, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представители Правительства Российской Федерации Ратьков И.В. и Каморников А.А. в судебном заседании поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Ратькова И.В. и Каморникова А.А., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
Пунктом 15.3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) принятие решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Критерии ценовых зон теплоснабжения определены в части 1 статьи 23.3 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с частью 4 статьи 23.3 Закона о теплоснабжении решение об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения принимается Правительством Российской Федерации на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, которое должно включать в себя в том числе заключение о соответствии или несоответствии поселения, городского округа установленным частью 1 данной статьи критериям и рекомендацию об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и которое подготовлено в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
Разработка и установление порядка подготовки предложений об отнесении или неотнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения и внесение таких предложений в Правительство Российской Федерации отнесено федеральным законодателем к компетенции Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) (пункт 16 части 2 статьи 4 Закона "О теплоснабжении", пункт 4.2.14(15) постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации").
Для внедрения целевой модели рынка тепловой энергии на территории поселения, городского округа исполнительно-распорядительный орган муниципального образования подготавливает и направляет в Минэнерго России документы, подтверждающие соответствие поселения, городского округа критериям ценовых зон теплоснабжения, в соответствии с Порядком подготовки предложений об отнесении или неотнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения, утвержденным приказом Минэнерго России от 26 марта 2018 г. N 202.
Пунктом 3 Порядка определен перечень документов и сведений, подтверждающих соответствие поселения, городского округа критериям ценовых зон теплоснабжения, к которым относятся:
а) копия решения об утверждении схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) поселения, городского округа (далее - схема теплоснабжения) органа, уполномоченного в соответствии с Законом о теплоснабжении на утверждение схемы теплоснабжения;
б) выписка из утвержденной схемы теплоснабжения, подтверждающая, что в поселении, городском округе пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, составляют источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - выписка из утвержденной схемы теплоснабжения). Для поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек выписка из утвержденной схемы теплоснабжения должна быть заверена подписью уполномоченного лица органа местного самоуправления;
в) совместное обращение в Правительство Российской Федерации об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения от исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (нескольких единых теплоснабжающих организаций), в зоне (зонах) деятельности которой (которых) находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения (далее - обращение). При наличии нескольких единых теплоснабжающих организаций, в зонах деятельности которых находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, обращение подписывается каждой из указанных единых теплоснабжающих организаций. Обращение должно включать в себя в том числе сведения об обязательствах единой теплоснабжающей организации и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по исполнению соответствующих обязательств, установленных для них частями 14 - 18 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении;
г) заверенная органом местного самоуправления выписка из утвержденной схемы теплоснабжения, а для поселений, городских округов с численностью населения более пятисот тысяч человек - заверенная органом местного самоуправления копия части схемы теплоснабжения, подтверждающие, что в зоне (зонах) деятельности единой теплоснабжающей организации (единых теплоснабжающих организациях), подписавшей (подписавших) обращение, находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа;
д) согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения;
е) копия уведомления, направленного исполнительно-распорядительным органом соответствующего муниципального образования в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении подписать совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и копия ответа законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на указанное уведомление (при наличии).
Как следует из материалов дела, 5 июня 2019 г. в Минэнерго России поступило совместное обращение администрации города Ульяновска и публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") об отнесении к ценовой зоне теплоснабжения муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области с комплектом документов, предусмотренным пунктом 3 Порядка, в том числе согласие губернатора Ульяновской области Морозова С.И. на отнесение муниципального образования "город Ульяновск" к ценовой зоне теплоснабжения от 29 мая 2019 г.
Проект предложения об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" к ценовой зоне теплоснабжения был подготовлен Минэнерго России, поддержан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой. Письмом от 2 августа 2019 г. предложение внесено в Правительство Российской Федерации вместе с документами, поступившими из администрации города Ульяновска.
Во исполнение предоставленных федеральным законодательством полномочий Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 9 августа 2019 г. N 1775-р "Об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к ценовой зоне теплоснабжения" (размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 19 августа 2019 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 26 августа 2019 г., N 34).
Доводы административного истца о нарушении процедуры принятия Распоряжения по причине неопубликования документов, предусмотренных Порядком, и об отсутствии у него информации, подтверждающей обсуждение отнесения муниципального образования "город Ульяновск" к ценовой зоне теплоснабжения, являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Местное самоуправление осуществляется гражданами Российской Федерации посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов наделены полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными законом о теплоснабжении (пункт 4.2 части 1 статьи 17 указанного закона).
Устанавливая общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяя государственные гарантии его осуществления, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает обязанности органа местного самоуправления по информированию граждан и проведению общественных слушаний по вопросу принятия решения об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения.
Не предусматривает такой обязанности и Закон о теплоснабжении.
В соответствии с частью 2 статьи 23.3 Закона о теплоснабжении исполнительно-распорядительный орган муниципального образования соответствующих поселения, городского округа:
уведомляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении подписать в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения не позднее чем за тридцать дней до подписания указанного обращения. В течение тридцати дней со дня получения данного обращения законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе высказать мнение по вопросу отнесения поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения;
направляет после подписания совместного обращения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации запрос о предоставлении согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении процедуры принятия решения об отнесении города Ульяновска к ценовой зоне теплоснабжения и издания распоряжения Правительства Российской Федерации, а также о неинформировании населения являются несостоятельными.
Нельзя согласиться с утверждением административного истца о повышении размера платы за теплоснабжение в связи отнесением города Ульяновска к ценовой зоне теплоснабжения, как не основанном на законе.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в поселениях и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цен на тепловую энергию (мощность).
Предельный уровень цен утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 23.3, часть 1 статьи 23.6 Закона о теплоснабжении; пункт 148.51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354).
Как следует из материалов дела, в целях минимизации тарифных последствий отнесения города Ульяновска к ценовой зоне теплоснабжения соответствующие мероприятия предусмотрены предварительным соглашением от 27 мая 2019 г., заключенным между администрацией города Ульяновска и ПАО "Т Плюс".
Следовательно, Правительство Российской Федерации приняло оспариваемый правовой акт в пределах своих полномочий и в соответствии с установленным порядком.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Толкачева Константина Сергеевича об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 г. N 1775-р "Об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к ценовой зоне теплоснабжения" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ