ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2018 г. N АКПИ18-148
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михайлова Владимира Викторовича об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. N 138/1135-7 "О кандидатах на должность Президента Российской Федерации Наталье Сергеевне Лисицыной, Владимире Викторовиче Михайлове, Михаиле Владимировиче Козлове, Эльвире Калметовне Агурбаш",
установил:
постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначены на 18 марта 2018 г.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 29 декабря 2017 г. N 121/1009-7 зарегистрирована группа избирателей, созданная для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Владимира Викторовича Михайлова, и ее уполномоченные представители.
Постановлением ЦИК России от 7 февраля 2018 г. N 138/1135-7 "О кандидатах на должность Президента Российской Федерации Наталье Сергеевне Лисицыной, Владимире Викторовиче Михайлове, Михаиле Владимировиче Козлове, Эльвире Калметовне Агурбаш" (далее - Постановление) Михайлову В.В., выдвинувшему свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации, отказано в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации (пункт 2).
Михайлов В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене Постановления в части отказа в регистрации его кандидатом на должность Президента Российской Федерации, а также об обязании ЦИК России зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации. Считает, что оспариваемое постановление принято с существенным нарушением основополагающих принципов избирательного процесса, установленных законодательством Российской Федерации о выборах.
В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что ЦИК России, несмотря на его неоднократные уведомления, не учла целый ряд обстоятельств, которые при принятии всех зависящих от него мер и действий, привели к невозможности исполнения им в полном объеме требований Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". К таким обстоятельствам он относит официальное опубликование постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О назначении выборов Президента Российской Федерации" не в день принятия акта 15 декабря 2017 г., а 18 декабря 2017 г., ненадлежащее информирование ЦИК России нотариальных органов о порядке заверения доверенностей и печатей кандидата в Президенты Российской Федерации, населения о ходе предвыборной кампании, в том числе о кандидатах, осуществляющих сбор подписей в поддержку своей кандидатуры, оказание ЦИК России и средствами массовой информации предпочтения отдельным кандидатам при освещении их деятельности в данной избирательной кампании. По мнению административного истца, названные обстоятельства привели к нарушению его права на своевременное начало участия в предвыборной кампании в качестве кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, сократив сроки реализации мероприятий по самовыдвижению, открытию избирательного счета, существенно повлияв на возможность своевременного сбора подписей в его поддержку и выполнение требований закона.
В письменных возражениях ЦИК России указала, что оспариваемое в части постановление принято правомочным федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий и в соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 2 статьи 39, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
В судебном заседании административный истец Михайлов В.В. и его представитель Данченко А.А. поддержали заявленное требование.
Представители ЦИК России Воронин Д.Ю., Сахаров С.Ф. не признали административный иск.
Выслушав объяснения административного истца Михайлова В.В., его представителя Данченко А.А., возражения представителей ЦИК России Воронина Д.Ю., Сахарова С.Ф., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", иные федеральные законы.
В силу части 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей.
Пунктом 1 статьи 37 названного федерального закона предусмотрено, что кандидат или уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата, представляет для регистрации кандидата в ЦИК России: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата) (подпункт 1); документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата) (подпункт 1.1); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной ЦИК России (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата) (подпункт 2); список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с пунктом 8.1 статьи 36 этого федерального закона (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата), а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной ЦИК России (подпункт 2.1); сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 34 или подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 этого федерального закона (подпункт 3); первый финансовый отчет кандидата (подпункт 4); письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (подпункт 5).
При этом все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, в ЦИК России одновременно - не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования - до 18 часов по московскому времени (пункт 1.1 статьи 37 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
С учетом дня голосования 18 марта 2018 г. такие документы должны быть представлены не позднее 31 января 2018 г. 18 часов по московскому времени. До истечения указанного срока Михайлов В.В. или его уполномоченный представитель не представили документы для регистрации кандидата, предусмотренные пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
Согласно пункту 20 статьи 38 поименованного федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено данным федеральным законом, или несоблюдения требований этого федерального закона к оформлению документов, представленных в ЦИК России в соответствии со статьей 34 или 35, с подпунктами 1.1, 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 37 данного федерального закона, ЦИК России не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, политическую партию, выдвинувшую кандидата.
Выполняя требования федерального закона, 2 февраля 2018 г. ЦИК России вынесла постановление N 136/1124-7 "Об извещении отдельных кандидатов на должность Президента Российской Федерации об отсутствии документов, необходимых для регистрации", которым известила Михайлова В.В. об отсутствии документов и уведомила, что рассмотрение вопроса о регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации на заседании комиссии планируется 7 февраля 2018 г. (пункты 3 и 5, приложение N 3).
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных в соответствии со статьей 37 данного федерального закона, документов, указанных в подпунктах 1.1 - 4 пункта 1 статьи 37 этого федерального закона; недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, или выявление 5 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки (если сбор подписей избирателей необходим).
Установив, что Михайловым В.В. или его уполномоченным представителем в срок, определенный федеральным законом, не были представлены необходимые документы, не выполнены требования пункта 1 статьи 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", ЦИК России, руководствуясь требованиями подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", 7 февраля 2018 г. приняла Постановление, которым правомерно отказала Михайлову В.В. в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации.
Мотивированное решение ЦИК России об отказе в регистрации кандидата принято с соблюдением срока, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 4 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ЦИК России является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным федеральным законом, иными федеральными законами, состоит из 15 членов.
Как следует из протокола заседания ЦИК России от 7 февраля 2018 г. N 138, в заседании участвовали 13 из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса, которые единогласно приняли оспариваемое постановление.
Статьей 31 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II (далее - Регламент), предусмотрено, что заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее десяти членов Комиссии с правом решающего голоса.
Принимаемые решения оформляются постановлениями Комиссии или выписками из протокола заседания Комиссии, которые подписываются Председателем и секретарем Комиссии (статья 44 Регламента).
Следовательно, оспариваемое в части постановление принято правомочным федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренной законом процедуры его принятия.
Доводы административного истца об отсутствии у него объективной возможности исполнить установленную законом обязанность по представлению в ЦИК России документов, необходимых для регистрации его кандидатом на должность Президента Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены оспариваемого в части Постановления и возложения на ЦИК России обязанности по регистрации Михайлова В.В., не выполнившего требования федерального закона, кандидатом на должность Президента Российской Федерации. Приводимые им аргументы не опровергают установленных ЦИК России обстоятельств невыполнения названных выше требований Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", которые, по существу, не оспариваются и административным истцом.
Вопреки утверждениям Михайлова В.В. факты подачи им жалоб и иных обращений в ЦИК России, связанных, как он полагает, с нарушениями законодательства о выборах (исх. N 1 от 15 января 2018 г., исх. N 14, 15 от 19 января 2018 г., исх. N 117, 118 от 25 января 2018 г., исх. N 124 от 26 января 2018 г., исх. N 138, 139, 140 от 29 января 2018 г.) не влекут иную правовую оценку судом содержания оспариваемой части Постановления, которое, в свою очередь, не нарушает прав административного истца в указанных им аспектах.
Реализация Михайловым В.В. как кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, права на обращение в ЦИК России по вопросам соблюдения избирательных прав и законодательства о выборах, не освобождала его от выполнения обязательных требований федерального закона, необходимых для регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации.
Кроме того, упоминаемые обращения были рассмотрены ЦИК России, о чем административному истцу направлены ответы от 19 января 2018 г. N 05-31/1051, от 23 января 2018 г. N 15-14/1280, от 30 января 2018 г. N 05-32/1753, от 2 февраля 2018 г. N 05-15/2180, от 5 февраля 2018 г. N 05-23/2203, от 6 февраля 2018 г. N 05-32/2427. По результатам рассмотрения обращений ЦИК России в том числе приняла постановление от 26 января 2018 г. N 133/1106-7 "О разъяснениях особенностей освещения деятельности кандидатов на должность Президента Российской Федерации организациями телерадиовещания".
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" решение ЦИК России о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено Верховным Судом Российской Федерации по заявлению ЦИК России, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, иного зарегистрированного кандидата, если будет установлено, что решение было принято ЦИК России с нарушением требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Поскольку ЦИК России не допущено нарушений требований федеральных законов, оснований для отмены Постановления в оспариваемой части не имеется.
Согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Михайлова Владимира Викторовича об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. N 138/1135-7 "О кандидатах на должность Президента Российской Федерации Наталье Сергеевне Лисицыной, Владимире Викторовиче Михайлове, Михаиле Владимировиче Козлове, Эльвире Калметовне Агурбаш" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО