ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2020 г. N АКПИ20-433
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению администрации муниципального образования "Тункинский район", администраций муниципальных образований сельских поселений "Тунка", "Кыренское", "Аршан", "Жемчуг", "Хужиры", "Торы", "Зун-Мурино", "Монды", "Толтой", "Харбяты", "Туран", "Галбай", "Далахай", "Хойто-Гол", муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений "Далахайский детский сад", "Толтойский детский сад", "Кыренский детский сад N 4", "Хужирский детский сад", "Туранский детский сад", муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шулутовская начальная школа - детский сад", "Шанайская начальная школа - детский сад", "Еловская начальная школа - детский сад", муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений "Зун-Муринская средняя школа", "Тункинская средняя общеобразовательная школа", "Туранская средняя общеобразовательная школа", "Кыренская средняя общеобразовательная школа", Барахтенко Анны Николаевны, Бартаевой Людмилы Владимировны, Мылзенова Чингиса Сергеевича, Халматовой Елены Васильевны, Дагбаевой Ларисы Баировны, Сотниковой Евгении Кимовны, Петухова Зоригто Николаевича, Соктоевой Туяны Валерьевны, Леонтьевой Ирины Дмитриевны, Таряшинова Романа Жигжитовича, Билдуевой Натальи Александровны, Раднаева Александра Батомункуевича, Зурбаковой Марины Петровны, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия о признании недействующим абзаца четвертого пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 г. N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР",
установил:
согласно пункту 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 г. N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 990 "Об изменении решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"), Совет Министров РСФСР, принимая предложение Совета Министров Бурятской ССР, согласованное с Государственным комитетом РСФСР по экономике, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Государственным комитетом РСФСР по экологии и природопользованию, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и Российской государственной топливной ассоциацией, о создании в Бурятской ССР национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР общей площадью 1183662 гектаров, принял решение о включении в состав национального парка "Тункинский" 150836 гектаров земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, 3628 гектаров земель населенных пунктов и 4277 гектаров земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (абзац четвертый).
Администрация муниципального образования "Тункинский район", администрации муниципальных образований сельских поселений "Тунка", "Кыренское", "Аршан", "Жемчуг", "Хужиры", "Торы", "Зун-Мурино", "Монды", "Толтой", "Харбяты", "Туран", "Галбай", "Далахай", "Хойто-Гол", муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения "Далахайский детский сад", "Толтойский детский сад", "Кыренский детский сад N 4", "Хужирский детский сад", "Туранский детский сад", муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шулутовская начальная школа - детский сад", "Шанайская начальная школа - детский сад", "Еловская начальная школа - детский сад", муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения "Зун-Муринская средняя школа", "Тункинская средняя общеобразовательная школа", "Туранская средняя общеобразовательная школа", "Кыренская средняя общеобразовательная школа", граждане Барахтенко А.Н., Бартаева Л.В., Мылзенов Ч.С., Халматова Е.В., Дагбаева Л.Б., Сотникова Е.К., Петухов З.Н., Соктоева Т.В., Леонтьева И.Д., Таряшинов Р.Ж., Билдуева Н.А., Раднаев А.Б., Зурбакова М.П., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее - административные истцы) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 г. N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" (далее также - Постановление), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта в их системной взаимосвязи не соответствуют статьям 7, 77, 83, пункту 1 статьи 94, статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации, преамбуле и статье 16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статье 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", нарушают их права, свободы и законные интересы как пользователей земельных участков, лишают их возможности использования земель по назначению, ущемляются право административных истцов на осуществление местного самоуправления. При этом нарушают конституционные принципы равенства всех перед законом и верховенства закона, признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, являющихся высшей ценностью. Кроме того, оспариваемые положения Постановления, изданного 27 мая 1991 г., не могли учитывать нормы в последующем принятых Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и Земельного кодекса Российской Федерации. Статьей 38 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительству Российской Федерации поручено привести в соответствие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, вместе с тем до настоящего времени в отношении Тункинского национального парка положения Постановления в оспариваемой части в соответствие с данным Федеральным законом не приведены.
Как указывают административные истцы, на территории муниципального образования "Тункинский район" сформирован один земельный участок с категорией земель "земли особо охраняемых территорий и объектов" с кадастровым номером 03:20:000000:137 с уточненной площадью 1024923 гектара (86,6% территории Тункинского района), который находится в собственности Российской Федерации и предоставлен в постоянное бессрочное пользование ФГБУ "Национальный парк "Тункинский". При этом 35 населенных пунктов муниципального образования "Тункинский район", расположенных на территории национального парка, в которых постоянно проживают и ведут хозяйственную деятельность более 22000 граждан, не входит в границы указанного земельного участка. Вместе с тем включение в границы национального парка "Тункинский" территорий этих населенных пунктов, а также земель сельскохозяйственного назначения и земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации не соответствует нормам действующего федерального законодательства.
В результате этого жители сел, проживая на земельных участках, не изъятых из хозяйственной эксплуатации, не имеют возможности: зарегистрировать предоставленные им земельные участки; зарегистрировать возведенные дома; получить разрешение на строительство домов; подключить электроэнергию к своим домам; произвести регистрацию по месту жительства из-за отсутствия правоудостоверяющих документов на дома; реализовать свои права по различным социальным программам (материнский капитал, предоставление земельных участков). Администрации сельских поселений, на землях которых не имеется никаких подлежащих охране объектов растительного либо животного мира, используя земельные участки по назначению, лишены возможности: осуществлять строительство новых административных и общественных объектов в целях беспрепятственного удовлетворения повседневных жизненных потребностей постоянно проживающих на территории поселения жителей; производить реконструкцию и ремонт муниципального имущества; участвовать в государственных программах по развитию инфраструктуры сельского поселения; организовывать какие-либо промышленные производства, поскольку для особо охраняемых природных территорий нормативными актами установлены соответствующие ограничения. Из-за невозможности зарегистрировать право собственности на имеющиеся у жителей земельные участки в бюджет сельского поселения не поступают налоги на вышеуказанные земельные участки. Таким образом, формальные ограничения в значительной мере тормозят как промышленно-хозяйственное развитие территории, так и жилищное строительство, поскольку на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, режим использования земель определяется специальным положением, утвержденным в установленном порядке. В свою очередь, граждане, организации и органы местного самоуправления вынуждены постоянно защищать свои имущественные права и законные интересы в судебном порядке, налагая при этом дополнительное бремя на судебные органы, что также свидетельствует о ненадлежащем правовом регулировании рассматриваемых правоотношений и об отсутствии баланса публичных и частных интересов.
Так, на территории Тункинского района сформировано 13900 земельных участков, из которых 2746 участков не зарегистрированы. При этом льготные категории граждан не могут получить земельные участки в собственность, что ставит их в неравное положение с жителями иных районов. На территории Тункинского района не может быть реализована программа "Дальневосточный гектар". Отсутствует возможность оформить земельные участки под социальными объектами: детскими садами, школами, врачебными амбулаториями и другими. Из 48 образовательных учреждений только 6 имеют правоустанавливающие документы на землю. Остальным муниципальным школам и детским садам отказано в регистрации прав на земельные участки. Между тем для лицензирования образовательной деятельности необходимо предоставление сведений и реквизитов документов, подтверждающих право собственности, в том числе и на земельный участок. Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за использование земельных участков без оформленных документов. Управлением Росреестра по Республике Бурятия в рамках полномочий по государственному земельному надзору соответствующие лица привлекаются к административной ответственности.
По мнению административных истцов, включение в границы особо охраняемых природных территорий земель иных категорий без отнесения их к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, для которой установлен соответствующий правовой режим использования, действующим законодательством не допускается, и нахождение в границах национального парка земель, правовой режим использования которых не отвечает целям создания особо охраняемых природных территорий, противоречит действующему правовому регулированию. А именно, по общему правилу, установленному пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, как земли, так и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности. Допуская нахождение в границах национальных парков земельных участков иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования, законодатель тем самым устанавливает исключение в отношении возможности нахождения в границах национального парка земельных участков иных форм собственности (не только федеральной), а также иных пользователей (не только государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком), однако не нарушая при этом режим использования земель национального парка. Учитывая, что земли национальных парков в силу прямого указания в пункте 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к землям особо охраняемых природных территорий, нахождение земель иных категорий в границах национальных парков не допускается. Следовательно, земельные участки иных собственников и пользователей, включенные в границы национального парка, также должны иметь категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Иное противоречило бы принципу деления по целевому назначению земель на категории.
Правительство Республики Бурятия неоднократно обращалось в Минприроды России с предложением по решению данной проблемы путем принятия постановления Правительства Российской Федерации, исключающего населенные пункты и земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 105252 гектара из границ национального парка "Тункинский" при одновременном включении в состав национального парка территории "Снежинского" заказника регионального значения площадью 238480 гектаров, что влечет увеличение площади национального парка, согласуется со статьей 14 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", допускающей расширение территорий национальных парков. Включение в состав территории национального парка большей площади незатронутых антропогенной деятельностью горных природных ландшафтов, которые являются средой обитания редких и исчезающих представителей флоры и фауны, будет способствовать повышению эффективности деятельности ФГБУ "Национальный парк "Тункинский". В то же время исключение из национального парка земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения позволило бы защитить конституционные права граждан, исключить неравные подходы к жителям, проживающих на разных территориях, что, в свою очередь, способствовало бы развитию социальной стабильности региона. Однако принятие соответствующих нормативных правовых актов Правительством Российской Федерации не обеспечено.
От администрации муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия поступили также письменные объяснения, в которых указываются как основания для признания недействующим нормативного правового акта его неоднозначное толкование при правоприменении, коррупциогенный фактор, а также неопубликование нормативного правового акта.
В суде представители административных истцов Магомедова М.А., Эрдынеев А.Э., Шиханов А.И. поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 23 июля 2020 г. N ДГ-П11-8210).
Представитель Правительства Российской Федерации Сорокин И.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Совета Министров РСФСР, соответствует действующему законодательству и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административных истцов Магомедовой М.А., Эрдынеева А.Э., Шиханова А.И., представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации Сорокина И.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что коллективный административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Типовым положением о государственных природных национальных парках, утвержденным постановлением Государственного планового комитета СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике (Госплан СССР и ГКНТ) от 27 апреля 1981 г. N 77/106, государственные природные национальные парки образуются для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов, и использования их в рекреационных, просветительных, научных и культурных целях.
Участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах природными объектами изымаются из хозяйственной эксплуатации и предоставляются в пользование государственным природным национальным паркам в установленном порядке.
Государственные природные национальные парки образуются Советами Министров союзных республик или в порядке, ими устанавливаемом (пункты 1 - 3).
В целях сохранения уникальных природных комплексов бассейна озера Байкал, Тункинской долины, хребтов Восточных Саян и Хамар-Дабана, а также оптимизации природопользования, развития национальной культуры и создания условий для организованного отдыха населения Советом Министров РСФСР издано постановление от 27 мая 1991 г. N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР".
Включение в состав национального парка "Тункинский" земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, земель населенных пунктов, а также земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации соответствует законодательству об особо охраняемых природных территориях, земельному законодательству, законодательству в области охраны окружающей среды.
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" относит национальные парки к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников (статья 12). В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования (пункт 2 статьи 16).
Согласно пункту 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Регулируя отношения по использованию и охране земель, Земельный кодекс Российской Федерации в статьях 77, 83, 95 определяет понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель особо охраняемых природных территорий, в том числе национальных парков.
Согласно преамбуле Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать, помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников.
Из положений статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в границах национальных парков ограничены в обороте только земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Ссылки административных истцов на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта статье 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" являются несостоятельными. Устанавливая правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, данный Федеральный закон предусматривает перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, связанных в том числе с созданием особо охраняемых природных территорий (статья 7). Глава 3 названного Федерального закона определяет переходные и заключительные положения, предусматривая в статье 14 порядок отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории.
Доводы административных истцов о нарушении оспариваемыми положениями нормативного правового акта их прав являются несостоятельными.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 декабря 2015 г. N 2742-О "По запросу Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 г. N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" указал, что сами по себе оспариваемые положения абзаца четвертого пункта 1 Постановления ограничений в отношении прав владения, пользования и распоряжения земельными участками, принадлежащими сторонним землепользователям, непосредственно не устанавливают.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами (подпункт 2 пункта 7 статьи 95).
Вместе с тем, устанавливая режим особой охраны территорий национальных парков, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в подпункте "д" пункта 1 статьи 15 предусматривает выделение в пределах территории национального парка зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Коррупциогенными факторами согласно Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (статья 1).
Абзац четвертый пункта 1 Постановления определяет конкретные размеры площадей из земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, земель населенных пунктов, а также земель других землепользователей, которые подлежат включению в состав национального парка "Тункинский".
Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Содержание абзаца четвертого пункта 1 Постановления является ясным и определенным.
Оспариваемые положения нормативного правового акта не устанавливают для правоприменителей каких-либо необоснованно широких пределов усмотрения, а также не содержат неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований к гражданам, органам местного самоуправления.
Доводы административных истцов о неопубликовании оспариваемого нормативного правового акта не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Между тем оспариваемый нормативный правовой акт издан до вступления в силу положений Конституции Российской Федерации, устанавливающих обязательность официального опубликования нормативных правовых актов, размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Иные доводы административных истцов свидетельствуют о несогласии с определением территории национального парка "Тункинский" и сводятся к утверждению об экономической нецелесообразности такого решения, что не является предметом судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении коллективного административного искового заявления администрации муниципального образования "Тункинский район", администраций муниципальных образований сельских поселений "Тунка", "Кыренское", "Аршан", "Жемчуг", "Хужиры", "Торы", "Зун-Мурино", "Монды", "Толтой", "Харбяты", "Туран", "Галбай", "Далахай", "Хойто-Гол", муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений "Далахайский детский сад", "Толтойский детский сад", "Кыренский детский сад N 4", "Хужирский детский сад", "Туранский детский сад", муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шулутовская начальная школа - детский сад", "Шанайская начальная школа - детский сад", "Еловская начальная школа - детский сад", муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений "Зун-Муринская средняя школа", "Тункинская средняя общеобразовательная школа", "Туранская средняя общеобразовательная школа", "Кыренская средняя общеобразовательная школа", Барахтенко Анны Николаевны, Бартаевой Людмилы Владимировны, Мылзенова Чингиса Сергеевича, Халматовой Елены Васильевны, Дагбаевой Ларисы Баировны, Сотниковой Евгении Кимовны, Петухова Зоригто Николаевича, Соктоевой Туяны Валерьевны, Леонтьевой Ирины Дмитриевны, Таряшинова Романа Жигжитовича, Билдуевой Натальи Александровны, Раднаева Александра Батомункуевича, Зурбаковой Марины Петровны, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия о признании недействующим абзаца четвертого пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 г. N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА