ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2024 г. N АКПИ24-644
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Евтеевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белоусова Вадима Владимировича об оспаривании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от 1 ноября 2023 г. N 4995-8 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Белоусова Вадима Владимировича",
установил:
постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от 1 ноября 2023 г. N 4995-8 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Белоусова Вадима Владимировича" (далее также - Постановление) решено считать досрочно прекращенными полномочия депутата Государственной Думы Белоусова Вадима Владимировича, избранного по федеральному избирательному округу в составе федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутого Социалистической политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", 1 ноября 2023 г. (пункт 1).
Белоусов В.В. оспорил Постановление в Верховном Суде Российской Федерации, мотивируя свое требование тем, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации не соблюдена процедура инициирования рассмотрения вопроса о досрочном прекращении его полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, установленная статьей 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ), частью второй статьи 18, статьей 24, частью седьмой статьи 30, статьями 30.2, 31 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (далее также - Регламент), Положением о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам депутатской этики, утвержденным постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 12-8 ГД (далее - Положение о комиссии), поскольку Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации была осведомлена о том, что депутат Белоусов В.В. находится в розыске, в связи с чем Управлением уголовного розыска ГУ МВД России по г. Москве 5 августа 2022 г. заведено разыскное дело.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации представила письменные возражения, в которых заявленное требование не признала, указав, что Постановление принято в соответствии с нормами Регламента и Федерального закона N 3-ФЗ, просила отказать в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обжалования Постановления.
Представители административного истца Айвар Л.К. и Трунов И.Л. в судебном заседании поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, изучив доводы административного ответчика, исследовав представленные доказательства, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.
Постановлением с 1 ноября 2023 г. досрочно прекращены полномочия депутата Государственной Думы Белоусова В.В., избранного по федеральному избирательному округу в составе федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутого Социалистической политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ".
Постановление, как указано в его преамбуле, принято в соответствии с частями третьей.1 и пятой статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату издания Постановления).
В силу части третьей.1 статьи 4 указанного федерального закона полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит, в соответствии со статьей 7 этого закона или по инициативе комитета, членом которого он является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных частями первой и второй статьи 8 и частью третьей статьи 12 данного федерального закона.
Согласно части второй статьи 1 Федерального закона N 3-ФЗ депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и этим федеральным законом.
Депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями. Депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов (то есть с избирателями в соответствующем субъекте Российской Федерации, в соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории субъекта Российской Федерации). Фракция вправе дополнительно определить депутату Государственной Думы из состава фракции, входившему в качестве кандидата в региональную группу кандидатов соответствующего федерального списка кандидатов, для поддержания связи с избирателями субъект (субъекты) Российской Федерации, не охваченный (не охваченные) региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты. В данном субъекте (данных субъектах) Российской Федерации связь с избирателями может поддерживать не более чем один депутат Государственной Думы из состава фракции, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов соответствующего федерального списка кандидатов. При этом число субъектов Российской Федерации, в которых депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями, не может быть более трех. Депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями в субъекте (субъектах) Российской Федерации, не охваченном (не охваченных) региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты, а при необходимости - и в ином субъекте (иных субъектах) Российской Федерации. Для такого депутата Государственной Думы субъект (субъекты) Российской Федерации определяется (определяются) фракцией в Государственной Думе, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 данного федерального закона. Депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа. Депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями (части первая и вторая статьи 8 Федерального закона N 3-ФЗ).
Часть третья статьи 12 поименованного федерального закона возлагает на депутата Государственной Думы обязанность принимать личное участие в заседании Государственной Думы, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членом которых он является, в порядке, установленном Регламентом. В случае невозможности присутствовать на заседании Государственной Думы, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом Председателя Государственной Думы, председателя комитета, комиссии, сопредседателя согласительной и специальной комиссии. Ответственность за отсутствие на заседании депутата Государственной Думы без уважительной причины устанавливается Регламентом.
Процедура принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата установлена частью пятой статьи 4 названного федерального закона, согласно которой решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью третьей.1 статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Орган, образованный Государственной Думой в соответствии с Регламентом для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики (Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам депутатской этики), принимает решение об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренного частью третьей.1 данной статьи. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по указанному основанию принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия указанным органом решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.
Для рассмотрения вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, Государственная Дума на срок полномочий данного созыва образует Комиссию Государственной Думы по вопросам депутатской этики (статья 30.2 Регламента).
Пунктом 1.1 Положения о комиссии предусмотрено, что Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам депутатской этики образована на срок полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации и со статьями 30 и 30.2 Регламента для рассмотрения вопросов, связанных с нарушением депутатами Государственной Думы правил депутатской этики.
Подготовка к рассмотрению Государственной Думой вопросов досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы в силу статьи 31 Регламента осуществляется Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам, которая ведет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом и Положением о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам, утвержденным постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 11-8 ГД.
В силу статьи 30.2 Регламента для рассмотрения вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, Государственная Дума на срок полномочий данного созыва образует Комиссию Государственной Думы по вопросам депутатской этики.
Частью седьмой статьи 30 Регламента закреплено, что заседания комиссии проводятся в порядке, установленном статьей 24 Регламента для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом.
Депутат Государственной Думы согласно статье 24 Регламента обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине, определенной частью четвертой статьи 44 Регламента, депутат Государственной Думы обязан проинформировать председателя комитета. Депутат Государственной Думы, отсутствующий на заседании комитета Государственной Думы по уважительной причине, определенной частью четвертой статьи 44 Регламента, может выразить свою позицию по любому рассматриваемому на этом заседании вопросу в заявлении на имя председателя комитета. Соответствующая информация отражается в стенограмме заседания комитета. Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Регламентом. Депутаты Государственной Думы вправе ознакомиться с протоколами заседаний комитета (части пятая и седьмая).
Аналогичные предписания закреплены в Положении о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Регламенту и обеспечению деятельности Государственной Думы, утвержденном постановлением Государственной Думы от 12 октября 2021 г. N 13-8 ГД.
Из материалов дела следует, что постановлением Государственной Думы от 16 ноября 2021 г. N 176-8 ГД "Об изменениях в составах некоторых комитетов Государственной Думы и о внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О составах комитетов Государственной Думы" депутат Государственной Думы Белоусов В.В. выведен из состава Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и введен в состав Комитета Государственной Думы по защите конкуренции.
26 октября 2023 г. на заседании Комитета Государственной Думы по защите конкуренции рассматривался вопрос об обращении в Комиссию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам депутатской этики, по результатам рассмотрения которого в соответствии с частью третьей.1 статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ принято решение обратиться в Комиссию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по вопросам депутатской этики об установлении основания, предусмотренного частью третьей.1 статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ, для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Белоусова В.В. в связи с неисполнением им в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных частью третьей статьи 12 указанного федерального закона, а именно принимать личное участие в заседании комитета, членом которого он является.
Как усматривается из протоколов заседаний Комитета Государственной Думы по защите конкуренции от 12 сентября 2023 г. N 45, от 19 сентября 2023 г. N 46, от 27 сентября 2023 г. N 47, от 12 октября 2023 г. N 48, от 18 октября 2023 г. N 49, от 25 октября 2023 г. N 50, от 26 октября 2023 г. N 51, Белоусов В.В. участия в данных заседаниях не принимал, то есть в период с 12 сентября по 26 октября 2023 г. не исполнял обязанности по личному участию в заседаниях Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, членом которого он являлся. О наличии уважительных причин, препятствовавших возможности присутствовать и исполнять обязанности по личному участию в заседаниях Комитета Государственной Думы по защите конкуренции в указанные даты, Белоусов В.В. председателя этого комитета не информировал.
Комиссия по вопросам депутатской этики, установив наличие оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Белоусова В.В., направила решение от 31 октября 2023 г. N 6 "Об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Белоусова Вадима Владимировича" в Комиссию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам для подготовки данного вопроса к рассмотрению Государственной Думой.
31 октября 2023 г. решением Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам N 10/1 одобрен проект постановления Государственной Думы "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Белоусова Вадима Владимировича" и в порядке, установленном статьей 94 Регламента, этот проект внесен в Государственную Думу.
Государственная Дума, рассмотрев представленные документы, приняла Постановление, которым полномочия депутата Государственной Думы Белоусова В.В. прекращены 1 ноября 2023 г.
Таким образом, основанием для принятия указанного выше постановления послужили фактические обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении административным истцом в течение 30 и более календарных дней обязанностей депутата Государственной Думы, возложенных на него частями первой и второй статьи 8 и частью третьей статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ.
Доводы административного истца о нарушении процедуры инициирования рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы, установленной Федеральным законом N 3-ФЗ, Регламентом и Положением о комиссии, не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются представленными по делу доказательствами.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Белоусова В.В. был рассмотрен на заседании Государственной Думы 1 ноября 2023 г. под N 3. Согласно утвержденному порядку решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Белоусова В.В. считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Допустимость принятия в таком порядке решения по указанному вопросу подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (абзац третий пункта 5.1 постановления от 27 декабря 2012 г. N 34-П).
По результатам обсуждения за решение о досрочном прекращении полномочий депутата Белоусова В.В. депутаты Государственной Думы проголосовали за - 320, против - 0, воздержались от голосования - 3, в связи с чем такое решение считается принятым (информация о голосовании размещена в открытом доступе на официальном сайте Государственной Думы в Системе обеспечения законодательной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://sozd.duma.gov.ru/bill/473581-8)).
Следовательно, Постановление принято в пределах предоставленных Государственной Думе полномочий с соблюдением процедуры, установленной частью пятой статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ, превышения полномочий государственным органом не допущено.
Федеральный закон N 3-ФЗ, определяя содержание конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы, конкретизирует отдельные обязанности депутата Государственной Думы. В числе основных законодатель выделяет обязанности, связанные с реализацией основных форм деятельности депутата Государственной Думы, в частности, обязанность принимать личное участие в заседании палаты, комитета, комиссии или иного органа, формируемого Государственной Думой, членом которого он является (то есть обязанность принимать непосредственное участие в законотворческом процессе); обязанность поддерживать связь с избирателями (рассматривать их обращения, вести личный прием, проводить встречи с избирателями, информировать их о своей деятельности). От отношения депутата Государственной Думы к указанным обязанностям зависит качество исполнения им основной функции депутатского мандата - функции народного представительства.
Данный федеральный закон в статье 4 в качестве оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы установил следующие обстоятельства: объективная невозможность исполнять полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом (например, избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, признание депутата Государственной Думы безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу, смерть депутата Государственной Думы); совершение деяний, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы (вступление в законную силу обвинительного приговора суда, нарушение запретов, установленных частью второй статьи 6 Федерального закона N 3-ФЗ); неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в течение определенного периода (30 и более календарных дней).
Доводы представителей административного истца о том, что на дату вынесения Постановления Белоусов В.В. находился в розыске и не мог известить председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции об уважительности причин своего отсутствия, не имеют правового значения.
Как следует из постановления Московского городского суда от 3 августа 2022 г., Белоусов В.В. объявлен в розыск в связи с тем, что имелись основания полагать, что он скрылся от суда с целью избежать отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного ему по приговору. Разыскное дело заведено на основании указанного постановления Московского городского суда и в настоящее время не окончено.
На дату принятия Постановления, постановленный в отношении Белоусова В.В. 2 августа 2022 г. Московским городским судом приговор вступил в законную силу, в установленном законом порядке Белоусов В.В. безвестно отсутствующим признан не был. В кассационном порядке указанный приговор отменен Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2023 г., то есть после прекращения полномочий депутата Государственной Думы Белоусова В.В.
Иные доводы административного истца основаны на ошибочном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с постановлением Московского городского суда от 3 августа 2022 г. об объявлении Белоусова В.В. в розыск, заведением разыскного дела и не могут быть проверены в рамках настоящего административного дела, поскольку подлежат проверке в иной юридической процедуре.
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Постановление опубликовано для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации 6 ноября 2023 г., N 45, ст. 8027, и было доступно для ознакомления неопределенного круга лиц, размещено в справочно-правовой системе "Консультант Плюс".
Таким образом, по смыслу положений части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу с ноября 2023 г. известно содержание Постановления.
Административное исковое заявление об оспаривании Постановления подано в Верховный Суд Российской Федерации 23 июля 2024 г., то есть спустя более восьми месяцев после его официального опубликования.
Обстоятельств, объективно исключающих своевременное обращение в суд с соответствующим административным исковым заявлением с указанной даты, административным истцом не приведено и судом не установлено.
Обстоятельства, связанные с объявлением Белоусова В.В. в розыск, не лишали его возможности ознакомиться с Постановлением, опубликованным для всеобщего сведения.
Следовательно, предусмотренный законом срок на обжалование Постановления пропущен Белоусовым В.В. без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его административного искового заявления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что причину пропуска административным истцом установленного законом срока для обращения в суд с заявленным требованием нельзя признать уважительной, оснований для его восстановления у суда не имеется.
В силу взаимосвязанных положений части 5 статьи 180, части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Белоусова Вадима Владимировича об оспаривании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от 1 ноября 2023 г. N 4995-8 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Белоусова Вадима Владимировича" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ