ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2019 г. N АКПИ18-1204
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корпоративный Центр Оздоровления "СИБУР-Юг" об оспаривании постановления Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 г. N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае",
установил:
постановлением Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 г. N 45 утверждены границы и режим округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае (далее - Постановление).
Общество с ограниченной ответственностью "Корпоративный Центр Оздоровления "СИБУР-Юг" (далее - ООО "КЦО "СИБУР-Юг") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании Постановления недействующим, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 5 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425, текст нормативного правового акта не был официально опубликован.
Как указывает административный истец, в соответствии с решением Министерства природных ресурсов Краснодарского края о предоставлении водного объекта в пользование от 16 января 2015 г. ООО "КЦО "СИБУР-Юг" предоставлено право осуществлять сброс сточных вод в балку Цыбанова (ЧЕР/Цыбано) на 0,4 км от устья. Согласно предупреждению Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 30 июля 2018 г. о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом ООО "КЦО "СИБУР-Юг" допущено использование водного объекта в нарушение пункта 2 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающего запрет сброса сточных вод в водные объекты, расположенные в границах первой, второй зон округов (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, поскольку осуществляется сброс сточных вод в балку Цыбанова в границах второй зоны горно-санитарной охраны курорта. Данное предупреждение основывается на установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае в соответствии с Постановлением, согласно которому балка Цыбанова находится в границах второй зоны горно-санитарной охраны курорта (зона ограничений).
В судебном заседании представитель административного истца ООО "КЦО "СИБУР-Юг" Перепелкина Е.Н. поддержала заявленные требования и пояснила, что с 1 марта 2015 г. границы особо охраняемых природных территорий устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" и Земельным кодексом Российской Федерации, в связи с чем границы, установленные в соответствии с Постановлением, являются упраздненными. Правительством Российской Федерации какой-либо нормативный правовой акт об утверждении границ особо охраняемых природных территорий не издавался. Постановление не подлежит применению, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 район сброса ливневых вод ООО "КЦО "СИБУР-Юг" - балка Цыбанова (ЧЕР/Цыбано) - не подпадает под защиту природных объектов. При этом бездействие уполномоченных лиц по установлению границ в соответствии с действующим законодательством не может являться основанием для ограничения права ООО "КЦО "СИБУР-Юг" на сброс ливневых вод.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения Российской Федерации (поручение от 5 декабря 2018 г. N ТГ-П12-8653).
Представитель Правительства Российской Федерации Андре А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Совета Министров РСФСР, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "КЦО "СИБУР-Юг" Перепелкиной Е.Н., административного ответчика Правительства Российской Федерации Андре А.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Совет Министров РСФСР на основании предложений Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и Министерства здравоохранения СССР, согласованных с Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Краснодарским крайисполкомом, издал Постановление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1087 "О частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 г. N 45" внесены изменения и скорректированы границы округа санитарной охраны курорта Анапа: исключен участок площадью 4157 га в районе села Варварка, включен участок площадью 4157 га в районе лимана Цокур Темрюкского района.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
В соответствии с пунктом 2 раздела второго Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Таким образом, Конституция Российской Федерации не связывает возможность применения ранее действовавших правовых актов на территории Российской Федерации с их официальным опубликованием и не распространяет на них содержащиеся в ее части 3 статьи 15 требования об этом.
Следовательно, доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не был официально опубликован, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Согласно преамбуле названного Федерального закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Механизм санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов определен в главе V данного Федерального закона, в силу которой охрана указанных территорий осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны (пункт 1 статьи 16). Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 данного Федерального закона).
Постановление устанавливает границы округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае и режим первой зоны округа (зона строгого режима), второй зоны округа (зона ограничений), третьей зоны округа (зона наблюдений).
Округ санитарной (горно-санитарной) охраны представляет собой особо охраняемую территорию с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района) (абзац десятый статьи 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1994 г. N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного постановлением Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 г. N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае", придан статус федерального курортного региона, предназначенного для отдыха и лечения детей, подростков и родителей с детьми.
Понятие, состав и основные правила использования земель особо охраняемых территорий и объектов определены в главе XVII Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, к землям особо охраняемых территорий в силу пункта 1 статьи 94 названного Кодекса относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В пунктах 1 и 2 статьи 96 поименованного Кодекса установлено, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий (статья 6).
Согласно части 3 статьи 10 названного Федерального закона особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу этого Федерального закона.
С учетом изложенного утвержденные до вступления в силу указанного Федерального закона округа и зоны санитарной охраны курортов не утрачивают своего правового значения.
Иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которые устанавливали бы границы округа санитарной (горно-санитарной охраны) курорта Анапа в Краснодарском крае, не имеется.
Доводы административного истца о том, что район сброса ливневых вод ООО "КЦО "СИБУР-Юг" не подпадает под защиту природных объектов указанных в пункте 5 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425, связаны с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Корпоративный Центр Оздоровления "СИБУР-Юг" об оспаривании постановления Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 г. N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА