ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2023 г. N АКПИ23-819
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Елшиной Е.А.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общероссийской общественной организации "Федерация пилонного спорта и воздушной гимнастики России" об оспаривании приказа Министерства спорта Российской Федерации от 3 июля 2023 г. N 465 "О наделении общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация пилонного спорта России" правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта "пилонный спорт",
установил:
приказом Министерства спорта Российской Федерации от 3 июля 2023 г. N 465 "О наделении общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация пилонного спорта России" правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта "пилонный спорт" (далее также - Приказ N 465) общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация пилонного спорта России" (ОГРН 1217700324511) наделена правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта "пилонный спорт" со дня подписания данного приказа сроком до 31 декабря 2023 г. (пункт 1). Контроль за исполнением указанного приказа возложен на заместителя Министра спорта Российской Федерации Байсултанова О.Х. (пункт 2).
Общероссийская общественная организация "Федерация пилонного спорта и воздушной гимнастики России" (далее также - Организация) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Приказа N 465, полагая, что он нарушает ее права и обязанности в части участия в проведении государственной аккредитации и наделения правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта "пилонный спорт" в соответствии с установленным регламентом, принят с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 6 Порядка проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 1 августа 2014 г. N 662 (далее - Порядок N 662), в связи с чем Организация была лишена возможности выполнить требования пунктов 7 и 8 этого порядка.
Министерство спорта Российской Федерации (далее также - Минспорт России) в письменных возражениях на административный иск просило отказать в удовлетворении заявленного требования, указав, что Приказ N 465 не является нормативным правовым актом, издан в соответствии с предоставленными Минспорту России частью 6 статьи 14 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре и спорте) полномочиями, с соблюдением установленного порядка, на основании решения комиссии Минспорта России по государственной аккредитации общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации и наделению общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации, принятого по результатам рассмотрения единственного заявления, поступившего от общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация пилонного спорта России".
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на административный иск указало, что полномочия Минспорта России на издание Приказа N 465 предусмотрены частью 6 статьи 14 Закона о физической культуре и спорте. Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, не предусмотрена государственная регистрация актов ненормативного (индивидуального) характера, касающихся конкретных юридических лиц и не содержащих новых правовых норм. Пункт 6 Порядка N 662, на который ссылается административный истец, не регулирует вопросы наделения общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта или видам спорта в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 14 названного закона.
В судебном заседании представители административного истца Варнашев М.С., Волчек П.В. поддержали административное исковое заявление, просили его удовлетворить.
Представители Минспорта России - Васильев А.А. и Минюста России - Кузнецов М.Ю. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованное лицо общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация пилонного спорта России" своего представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего заявленное требование не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации устанавливает Закон о физической культуре и спорте. Этот же закон определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Статьей 14 Закона о физической культуре и спорте установлено, что создание, деятельность, реорганизация и ликвидация общероссийских спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных этим законом (часть 1).
Частью 2 названной статьи закона закреплено, что по одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация.
Для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации соответствующая общественная организация представляет документы, перечень и срок подачи которых определяются в соответствии с порядком проведения государственной аккредитации общероссийских спортивных федераций (часть 2 статьи 14 Закона о физической культуре и спорте).
В случаях прекращения действия государственной аккредитации и лишения статуса общероссийской спортивной федерации, или приостановления действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации либо приостановления в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности общероссийской спортивной федерации, или отсутствия общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта по заявлению общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации на определенный срок вправе наделить ее правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, по которым отсутствует аккредитованная общероссийская спортивная федерация, до дня аккредитации общероссийской спортивной федерации по данному виду или видам спорта либо в случае приостановления в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности общероссийской спортивной федерации до дня возобновления ее деятельности (часть 6 статьи 14 Закона о физической культуре и спорте).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, в соответствии с Положением о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607, является Минспорт России.
Во исполнение предоставленных федеральным законом полномочий Минспорт России издал Приказ N 465, которым наделил общероссийскую физкультурно-спортивную общественную организацию "Федерация пилонного спорта России" правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта "пилонный спорт".
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Поскольку Приказ N 465 не обладает названными признаками нормативного правового акта, носит организационно-распорядительный характер, не содержит норм права, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений, он не подлежал государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Доводы административного истца о том, что Приказ N 465 издан с нарушением Порядка N 662, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Порядок N 662, разработанный в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о физической культуре и спорте, определяет: а) проведение государственной аккредитации Российской Федерацией общероссийских общественных организаций, которые созданы на основе членства и целями которых являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта (далее - ВРВС), за исключением признанных видов спорта, не развиваемых на общероссийском уровне, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта (далее - государственная аккредитация), включающее в себя: объявление государственной аккредитации; рассмотрение заявления о государственной аккредитации общественной организации, сведений и документов, представленных для государственной аккредитации; принятие решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации общественной организации; б) принятие решения о приостановлении или возобновлении действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации; в) принятие решения о прекращении действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации (пункт 1).
Целью государственной аккредитации является наделение общественных организаций статусом общероссийской спортивной федерации (пункт 2 Порядка N 662).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 662 государственная аккредитация объявляется в следующих случаях: а) обращения в Минспорт России общественной организации для объявления государственной аккредитации по видам спорта, включенным во второй раздел ВРВС - виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне, и в третий раздел ВРВС - национальные виды спорта, при отсутствии общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта или общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации, наделенной правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта; б) обращения в Минспорт России общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта или общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации, наделенной правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта, для объявления государственной аккредитации не ранее чем за 4 месяца до дня окончания срока действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации или до дня окончания срока наделения общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта.
Согласно пункту 6 Порядка N 662 объявление государственной аккредитации оформляется приказом, который подписывается Министром спорта Российской Федерации. Приказ об объявлении государственной аккредитации размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
Из приведенных положений Порядка N 662 следует, что он регулирует отношения, связанные с получением общественной организацией государственной аккредитации и приобретением статуса общероссийской спортивной федерации.
Вопреки доводам административного истца данный порядок не регулирует отношения, связанные с наделением общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, по которым отсутствует аккредитованная общероссийская спортивная федерация, в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о физической культуре и спорте.
Как следует из представленных Минспортом России документов, административный истец с заявлением о наделении его правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта "пилонный спорт" не обращался.
Приказ N 465 издан Минспортом России в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о физической культуре и спорте на основании решения комиссии Минспорта России по государственной аккредитации общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации и наделению общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации (далее также - Комиссия) от 29 июня 2023 г., принятого единогласно по результатам рассмотрения единственного заявления, поступившего 18 января 2023 г. в Минспорт России от общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация пилонного спорта России", о наделении этой общественной организации правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации в Российской Федерации по виду спорта "пилонный спорт" сроком до 31 декабря 2023 г. с момента подписания соответствующего приказа.
Полномочия Комиссии по рассмотрению заявлений о наделении общероссийских общественных физкультурно-спортивных организаций правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о физической культуре и спорте установлены пунктом 4 Положения о комиссии Министерства спорта Российской Федерации по государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации и наделению общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации, утвержденного приказом Минспорта России от 22 февраля 2017 г. N 129, а в силу пункта 3 этого положения наделение общероссийских общественных физкультурно-спортивных организаций правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации отнесено непосредственно к задачам Комиссии.
На основании письма Организации от 16 сентября 2022 г. Минспорт России с учетом требований Порядка N 662 приказом от 21 октября 2022 г. N 846 объявил государственную аккредитацию общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации по видам спорта "полиатлон" и "пилонный спорт".
По результатам рассмотрения заявлений поступивших в соответствии с Порядком N 662, приказами Минспорта России от 28 декабря 2022 г. N 1399 и 1400 общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация пилонного спорта России" и общероссийской общественной организации "Федерация пилонного спорта и воздушной гимнастики России" отказано в государственной аккредитации по виду спорта "пилонный спорт".
В период с 29 декабря 2022 г. по 29 июня 2023 г. заявления от общественных организаций, в том числе от административного истца, об объявлении государственной аккредитации по виду спорта "пилонный спорт" не поступали, в связи с чем у Минспорта России отсутствовали правовые основания для объявления государственной аккредитации по указанному виду спорта.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление Организации не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общероссийской общественной организации "Федерация пилонного спорта и воздушной гимнастики России" об оспаривании приказа Министерства спорта Российской Федерации от 3 июля 2023 г. N 465 "О наделении общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация пилонного спорта России" правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта "пилонный спорт" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ