ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2023 г. N АКПИ23-1149
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дунцовой Екатерины Сергеевны об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 декабря 2023 г. N 144/1111-8 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Дунцовой Екатерины Сергеевны, и ее уполномоченных представителей",
установил:
постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 декабря 2023 г. N 678-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" на 17 марта 2024 г. назначены выборы Президента Российской Федерации.
20 декабря 2023 г. Дунцова Е.С. представила в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (далее также - ЦИК России) ходатайство в письменной форме о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки ее самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации.
Постановлением ЦИК России от 23 декабря 2023 г. N 144/1111-8 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Дунцовой Екатерины Сергеевны, и ее уполномоченных представителей" (далее также - Постановление) в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Дунцовой Екатерины Сергеевны на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей отказано.
Дунцова Е.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит отменить Постановление и обязать ЦИК России зарегистрировать группу избирателей, созданную для поддержки ее самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей, а также обратить решение к немедленному исполнению, ссылаясь на то, что Постановление основано на расширительном, произвольном, а не буквальном толковании Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации), содержит информацию, не соответствующую действительности, препятствует ей в реализации пассивного избирательного права на самовыдвижение на выборах Президента Российской Федерации и принятие в них участия в качестве кандидата на равных с другими кандидатами условиях.
В обоснование требований административный истец указала, что факт проведения в дневное время 17 декабря 2023 г. регистрации прибывших на собрание в необходимом количестве (более 500 человек) членов группы избирателей до начала рассмотрения вопросов повестки дня подтверждается протоколом, удостоверенным нотариусом, и не может быть оспорен отчетом представителей ЦИК России о посещении собрания группы избирателей, который не предусмотрен статьей 34 названного закона. Считает, что указанный отчет содержит противоречивую информацию о том, что с достоверностью определить количество избирателей, присутствовавших на собрании на момент его открытия и проведения, не представляется возможным, а также о том, что в работе собрания принимали участие от 511 до 524 человек. В представленном в ЦИК России протоколе собрания указаны 522 зарегистрированных члена группы избирателей, то есть больше количества, требуемого по закону.
По мнению административного истца, Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации не требует указания количества зарегистрированных членов группы в нотариально удостоверенном протоколе регистрации членов группы избирателей при проведении собрания, поскольку может быть определен визуальным осмотром и ручным подсчетом количества листов, на каждом из которых содержатся сведения только об одном члене группы избирателей.
Также административный истец полагает, что позиция ЦИК России о несоответствии сведений о 100 членах группы избирателей, содержащихся в представленном кандидатом ходатайстве о регистрации группы избирателей, в частности, о номере паспорта, адресе места жительства, дате рождения, документально не подтверждена. Недостоверность представленных сведений, по мнению Дунцовой Е.С, не может признаваться отсутствием документов и основанием для отказа в регистрации согласно пунктам 2, 3, 9 - 11, 13 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации, поскольку требования к составу сведений и к содержанию ходатайства закреплены в пункте 4 статьи 34 этого закона. Все остальные недостатки, указанные в Постановлении, не квалифицируются как нарушение конкретных пунктов статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации, в связи с чем они не имеют, как считает административный истец, правового значения и не относятся к данному спору.
В письменных возражениях ЦИК России указала, что Постановление принято правомочным федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий и в соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец и ее представитель Карманов П.А. поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.
Представители ЦИК России Гетманская О.Ю., Титов А.М. не признали административный иск, просили в его удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения административного истца и представителей сторон, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В силу части 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации установлено, что законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав), данный федеральный закон, иные федеральные законы.
Статьей 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации, регулирующей порядок самовыдвижения кандидата, закреплено, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации (пункт 1). Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней (до 18 часов по московскому времени) со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей (пункт 3). ЦИК России в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с данной статьей, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации (пункт 14). Основаниями для отказа в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей могут служить отсутствие документов, указанных в пунктах 3, 5, 6, 7, 7.1 и 11 названной статьи, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, невыполнение требований пунктов 2, 3, 9 - 11, 13 этой статьи (пункт 16).
20 декабря 2023 г. Дунцова Е.С, выдвинувшая свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации, представила в ЦИК России ходатайство о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки ее самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации, и приложенные к нему документы.
Реализуя предусмотренную пунктом 14 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации обязанность, ЦИК России 23 декабря 2023 г. приняла Постановление, которым отказала в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Дунцовой Е.С, и ее уполномоченных представителей в связи с невыполнением требований, предусмотренных законом.
Основанием для принятия такого решения явилось невыполнение требований пункта 2 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации, предусматривающих необходимость создания группы избирателей для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, в том числе в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что создание группы избирателей осуществляется в целях определения конкретного круга лиц, обладающих активным избирательным правом, в целях осуществления ими последующей поддержки самовыдвижения кандидата.
В силу пункта 5 статьи 34 названного закона создание такой группы должно быть подтверждено нотариально удостоверенным протоколом регистрации членов группы собрания при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата.
Регистрация членов группы избирателей, присутствующих на собрании, посредством их подписей в протоколе регистрации, удостоверяемых нотариально, является самостоятельным этапом, подтверждающим создание такой группы, предшествующим проведению собрания группы избирателей и необходимым для подтверждения легитимности его проведения, в том числе для определения действительности волеизъявления лиц, участвующих в поддержке самовыдвижения, и их количества.
Следовательно, протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата должен быть удостоверен до начала проведения такого собрания как подтверждение факта создания этой группы.
Дунцовой Е.С. к ходатайству о регистрации группы избирателей приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата на 526 листах (по одной подписи избирателя на каждом листе) и протокол собрания группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, в которых указано число зарегистрированных членов группы избирателей - 522.
Из представленной ЦИК России справки по итогам проведения собрания группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Дунцовой Е.С, составленной присутствовавшими 17 декабря 2023 г. на собрании представителями ЦИК России, усматривается, что регистрация членов группы избирателей осуществлялась нотариусом г. Москвы, однако как до начала собрания, так и после его завершения нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей составлен не был. Количество граждан принявших участие в указанном мероприятии, по словам организаторов, составило от 511 до 524 человек.
В судебном заседании представители ЦИК России подтвердили указанные обстоятельства и дополнительно пояснили, что при подаче ходатайства о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Дунцовой Е.С. на должность Президента Российской Федерации, уполномоченный представитель Дунцовой Е.С. - Чомаева Х.Х. подтвердила факт изготовления и удостоверения протокола нотариусом после проведения собрания.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение при просмотре в судебном заседании представленных ЦИК России видеозаписей собрания и приема документов в ЦИК России и не отрицалось административным истцом.
Нарушения процедуры регистрации членов группы избирателей и составления протокола регистрации членов группы избирателей, подтвержденные приведенными выше доказательствами, препятствуют установлению точного числа лиц, принимавших участие в собрании, и, как следствие, свидетельствуют о несоблюдении требований к порядку создания группы избирателей и к порядку проведения собрания группы избирателей, установленных пунктами 2 и 5 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации.
Кроме того, при проверке в судебном заседании ходатайства о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Дунцовой Е.С. на должность Президента Российской Федерации, и приложенного к нему нотариально удостоверенного протокола регистрации членов группы избирателей нашло свое подтверждение указанное в Постановлении несоответствие персональных данных 100 членов группы избирателей, приведенных в ходатайстве о регистрации группы избирателей.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации установлено, что в ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, каждого члена группы избирателей.
Судом установлено, что в ходатайстве о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации, и в нотариально удостоверенном протоколе регистрации членов группы избирателей указаны разные сведения о дате рождения, дате выдачи или номере паспорта, об адресе места жительства членов группы избирателей.
В частности, под номером 3 в ходатайстве указана дата рождения избирателя - 12 февраля 1994 года, однако в протоколе регистрации этого же избирателя под номером 3 число, месяц и год рождения записано - 2 декабря 1994 г.
Под номером 34 в ходатайстве датой выдачи паспорта избирателя указано 2 июля 2018 г., в то время как в протоколе регистрации под тем же номером датой выдачи паспорта этого гражданина указано 7 февраля 2018 г.
Аналогичные приведенным несоответствия содержатся в отношении членов группы избирателей, указанных в ходатайстве и протоколе под номерами 17, 51, 62, 70, 86, 87, 107, 128, 134, 137, 149, 170, 183, 210, 213, 214, 232, 266, 269, 299, 319, 350, 351, 354, 358 - 369, 371, 372, 374 - 378, 382, 384 - 389, 391 - 396, 399, 405, 417, 418, 432, 446, 451, 452, 454 - 456, 458 - 460, 462, 465, 468, 469, 472, 477, 478, 482 - 486, 488, 491 - 493, 500, 508 - 511, 513, 515 - 518, 522.
Указание в ходатайстве сведений о дате рождения, дате выдачи или номере паспорта, об адресе места жительства членов группы избирателей, отличных от сведений, приведенных в протоколе, не может быть устранено или исправлено, в связи с чем требование пункта 2 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации о количестве избирателей (не менее 500) Дунцовой Е.С. не выполнено.
Как установлено в судебном заседании при просмотре видеозаписи собрания группы избирателей, собрание первыми рассмотрело вопросы об избрании председателя и секретаря собрания, избрании счетной комиссии (группы) и утверждении повестки дня, по которым принято одно решение.
При этом в представленном суду и исследованном в судебном заседании протоколе собрания отражены только сведения об избрании рабочих органов, председательствующего и секретаря собрания.
Как верно указано в Постановлении, вопросы о создании счетной комиссии (группы), о лицах, являющихся членами счетной комиссии, в том числе о наличии (отсутствии) у них гражданства Российской Федерации и активного избирательного права, и принятые по ним решения в протоколе не отражены.
Допущенные при проведении собрания избирателей и составлении протокола нарушения не позволяют с достоверностью определить, что решения, принятые на данном собрании, в действительности принимались теми лицами, которые поименованы в протоколе регистрации избирателей, и тем количеством голосов, которое указано в протоколе.
При таких обстоятельствах у ЦИК России имелись предусмотренные пунктом 16 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации основания для отказа в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей.
Согласно пункту 11 статьи 28 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, статье 31 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 1995 г. N 7/46-II, заседание ЦИК России является правомочным, если на нем присутствуют не менее десяти членов комиссии с правом решающего голоса.
Постановление принято ЦИК России в правомочном составе, за его принятие присутствовавшие на заседании 11 членов комиссии проголосовали единогласно.
Учитывая, что правомерность принятого ЦИК России оспариваемого постановления нашла подтверждение в судебном заседании, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Дунцовой Екатерины Сергеевны об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 декабря 2023 г. N 144/1111-8 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Дунцовой Екатерины Сергеевны, и ее уполномоченных представителей" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ