ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2022 г. N АКПИ22-748
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Сибиле Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рашкина Валерия Федоровича об оспаривании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от 25 мая 2022 г. N 1339-8 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рашкина Валерия Федоровича",
установил:
Рашкин Валерий Федорович являлся депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее также - Государственная Дума) третьего созыва (дата голосования 19 декабря 1999 г.), четвертого созыва (дата голосования 7 декабря 2003 г.), пятого созыва (дата голосования 2 декабря 2007 г.), шестого созыва (дата голосования 4 декабря 2011 г.) и седьмого созыва (дата голосования 18 сентября 2016 г.). Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 сентября 2021 г. N 61/467-8 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" установлено, что он избран депутатом Государственной Думы восьмого созыва (дата голосования 17 - 19 сентября 2021 г.).
25 мая 2022 г. Государственной Думой принято постановление N 1339-8 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рашкина Валерия Федоровича" (далее - Постановление от 25 мая 2022 г.), которым постановлено: "Считать досрочно прекращенными полномочия депутата Государственной Думы Рашкина Валерия Федоровича, избранного по федеральному избирательному округу в составе федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутого Политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", 23 мая 2022 года".
Рашкин В.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненного требования просит признать Постановление от 25 мая 2022 г. незаконным и необоснованным, а также восстановить его в статусе депутата Государственной Думы восьмого созыва, ссылаясь на противоречие указанного постановления статьям 11, 14, и 28 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (далее - Регламент). По мнению административного истца, при рассмотрении вопроса о прекращении его полномочий нарушена процедура принятия решения по досрочному прекращению полномочий депутата Государственной Думы, поскольку на момент принятия такого решения в Государственную Думу не поступили надлежащим образом заверенные копии судебных актов в отношении его.
Государственная Дума в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что Постановление от 25 мая 2022 г. принято в пределах ее компетенции, соответствует федеральному закону по процедуре его принятия, форме и содержанию.
В судебном заседании административный истец Рашкин В.Ф. и его представитель Сердюков К.Г. поддержали заявленное требование.
Представитель Государственной Думы в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца Рашкина В.Ф. и его представителя Сердюкова К.Г., обсудив возражение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, допросив свидетеля Обухова С.П., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Постановление от 25 мая 2022 г., как указано в его преамбуле, принято в соответствии с пунктом "д" части первой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом Государственной Думы.
Приговором Калининского районного суда Саратовской области от 22 апреля 2022 г. N 1-1-35/2022 Рашкин В.Ф. осужден по части 2 статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации. Апелляционным постановлением Саратовского областного суда от 23 мая 2022 г. N 22-1541 данный приговор оставлен без изменения.
Процедура принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата установлена частью пятой статьи 4 названного закона, согласно которой решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы в том числе по основанию, предусмотренному пунктом "д" части первой статьи 4 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по указанному основанию принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо со дня, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, - не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы.
Исходя из положений статьи 31 Регламента, подготовка к рассмотрению Государственной Думой вопросов досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы осуществляется Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам (далее - Комиссия), которая ведет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом и Положением о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам, утвержденным постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 11-8 ГД (далее - Положение).
Федеральный закон "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", определяющий правовой статус Комиссии, не устанавливает требований к процедуре проведения ее заседаний и принятия ею решений.
Частью 7 статьи 30 Регламента закреплено, что заседания комиссии проводятся в порядке, установленном статьей 24 Регламента для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом.
По смыслу статьи 24 Регламента решение принимается большинством голосов от общего числа членов, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Регламентом. При этом в данной статье не содержится каких-либо требований в отношении способа обсуждения и голосования по тому или иному вопросу, в том числе не устанавливается запрет на проведение заочного голосования (опросным путем).
Комиссия, руководствуясь нормами Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Регламента и Положения, опросным путем приняла решение по проекту постановления Государственной Думы от 24 мая 2022 г. N 5/2 "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рашкина Валерия Федоровича".
Согласно части четвертой статьи 20 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" о возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации.
В силу приведенного положения Калининский районный суд Саратовской области 24 мая 2022 г. письмом N 5525 проинформировал Государственную Думу в лице Председателя Государственной Думы В.В. Володина о вступлении 23 мая 2022 г. в законную силу обвинительного приговора Калининского районного суда Саратовской области от 22 апреля 2022 г. в отношении Рашкина В.Ф. по уголовному делу N 1-1-35/2022, направив надлежащим образом заверенные копии приговора Калининского районного суда Саратовской области от 22 апреля 2022 г. и выписки из апелляционного постановления Саратовского областного суда от 23 мая 2022 г. Кроме того, упомянутые судебные акты размещены на сайте Калининского районного суда Саратовской области и Саратовского областного суда в открытом доступе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов" указано, что предоставляемая пользователям информация о деятельности судов должна быть достоверной и своевременной, то есть должна соответствовать действительности и предоставляться в установленные законом сроки.
Часть пятая статьи 4, часть четвертая статьи 20 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не содержат требования о том, чтобы у Государственной Думы и (или) Совета Государственной Думы и (или) Комиссии на момент принятия решения или в любой иной промежуток времени были в наличии копии вступившего в законную силу обвинительного приговора и (или) иных судебных актов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, принятых в отношении депутата Государственной Думы.
При этом достаточным основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы является появление самого законного основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания независимо от способа его получения.
С учетом изложенного доводы административного истца об отсутствии правовых оснований для принятия оспариваемого постановления ввиду поступления уголовного дела из суда апелляционной инстанции в суд первой инстанции только 30 мая 2022 г. и о невозможности представления заверенной копии вступившего в законную силу приговора суда несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Вопрос N 43 порядка работы Государственной Думы 25 мая 2022 г. о проекте постановления Государственной Думы N 129619-8 "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рашкина Валерия Федоровича" рассмотрен на заседании Государственной Думы 25 мая 2022 г.
Частью первой статьи 84 Регламента предусмотрено, что постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Согласно утвержденному порядку решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Рашкина В.Ф. считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Допустимость принятия в таком порядке решения по указанному вопросу подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (абзац третий пункта 5.1 постановления от 27 декабря 2012 г. N 34-П).
Заседания Государственной Думы являются открытыми, результаты рассмотрения 25 мая 2022 г. вопроса N 43 и видеозапись обсуждения размещены на сайте Государственной Думы.
По информации, размещенной на сайте Государственной Думы (https://sozd.duma.gov.ru/bill/129619-8) в Системе обеспечения законодательной деятельности, о досрочном прекращении полномочий Рашкина В.Ф. 25 мая 2022 г. в 17:47:33 проголосовали за - 337, проголосовали против - 58, воздержались от голосования - 14, результат голосования - принят.
Таким образом, Постановление от 25 мая 2022 г. принято в пределах предоставленных Государственной Думе полномочий с соблюдением процедуры, установленной частью пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и Регламента; превышения полномочий государственным органом не допущено.
Доводы административного истца о том, что Комиссия 23 мая 2022 г. заседание не проводила, внесенный ей в палату 24 мая 2022 г. проект постановления не обсуждался и не рассматривался на очном заседании членами Комиссии, а на момент принятия решения в Государственную Думу не поступили заверенные копии судебных актов, являются ошибочными и не основаны на законе.
Ссылки Рашкина В.Ф. на нарушение требований статей 11, 14, 28 Регламента, в которых закреплены полномочия Председателя Государственной Думы и Совета Государственной Думы и установлено, что деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности, а на заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации, не свидетельствуют о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления.
Поскольку Постановление от 25 мая 2022 г. соответствует действующему законодательству Российской Федерации, процедура его принятия не нарушена, на основании пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Рашкина Валерия Федоровича об оспаривании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от 25 мая 2022 г. N 1339-8 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рашкина Валерия Федоровича" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ