МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПРИКАЗ
от 27 ноября 2024 г. N 455
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИКАЗЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
В связи со служебной необходимостью приказываю:
1. Внести в приказ Федерального казначейства от 23 декабря 2016 г. N 488 "Об организации и ведении работы по представлению в судебных органах интересов Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства и Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (с изменениями, внесенными приказами Федерального казначейства от 28 сентября 2018 г. N 283, от 18 апреля 2019 г. N 98, от 18 декабря 2019 г. N 407, от 1 декабря 2020 г. N 332, от 25 мая 2021 г. N 166, от 29 декабря 2022 г. N 431, от 13 июня 2023 г. N 200) (далее - Приказ N 488) следующие изменения:
1.1. Пункт 1 Приказа N 488 изложить в следующей редакции:
"1. Возложить на руководителей ТОФК (представление интересов Федерального казначейства в судебных органах города Москвы на Межрегиональное бухгалтерское управление Федерального казначейства, Межрегиональное контрактное управление Федерального казначейства, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Межрегиональное управление Федерального казначейства в сфере управления ликвидностью и Межрегиональное управление Федерального казначейства по централизованной обработке данных не распространяется) организацию и ведение в судебных органах работы по представлению интересов Федерального казначейства и ТОФК на основании соответствующей доверенности (с правом передоверия).
В этих целях руководителям ТОФК обеспечить:
а) закрепление приказом лиц, ответственных за ведение указанной работы в ТОФК, и оформление на них соответствующей(-их) доверенности(-ей);
б) соблюдение Порядка ведения работы по представлению в судебных органах интересов Федерального казначейства и ТОФК в соответствии с приложением N 1 к настоящему приказу;
в) организацию учета и хранения материалов судебных дел;
г) направление в суд после возбуждения производства по делу при представлении интересов Федерального казначейства заявления о направлении всех последующих судебных извещений и судебных актов в адрес ТОФК по месту нахождения суда;
д) направление запроса о согласовании привлечения Федерального казначейства для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в случае если в ходе судебного разбирательства или судебным актом затрагиваются вопросы о функциях и/или полномочиях Федерального казначейства;
е) не позднее четырех рабочих дней после получения копии судебного акта, принятого в окончательной форме, непосредственно затрагивающего вопросы о правах и обязанностях Федерального казначейства и (или) ТОФК, направление в Юридическое управление Федерального казначейства Информации о судебном споре (далее - Информация) с приложением копии указанного судебного акта в электронном виде с использованием Подсистемы учета правовой работы и судебных дел Системы комплексного информационно-аналитического обеспечения Федерального казначейства (далее - Подсистема).
В случае если представление Информации с использованием Подсистемы невозможно по техническим причинам, Информация представляется в электронном виде в формате MS Excel посредством прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система документооборота "LanDocs" (далее - ППО АСД "LanDocs") в установленный абзацем первым настоящего подпункта срок с указанием в сопроводительном письме соответствующих причин, а также номеров зарегистрированных в прикладном программном обеспечении "Подсистема управления процессами эксплуатации Системы управления эксплуатацией Федерального казначейства" (далее - ПУПЭ СУЭ ФК) заявок на их устранение.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения технических причин, Информация представляется с использованием Подсистемы;
ж) не позднее трех рабочих дней после получения копии принятого в окончательной форме судебного акта, предусматривающего взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации в лице Федерального казначейства, исполнение которого осуществляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, или судебного акта, вынесенного по результатам его обжалования, направление в Юридическое управление Федерального казначейства с использованием ППО АСД "LanDocs" информации о результатах рассмотрения дела в суде, о наличии оснований для обжалования судебного акта и о результатах обжалования судебного акта с приложением копии судебного акта.
Информация о результатах рассмотрения дела в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции должна содержать наименование суда первой инстанции, а также дату принятия судебного акта и номер дела в суде первой инстанции.
з) не позднее трех рабочих дней после получения запроса Юридического управления Федерального казначейства представление в его адрес необходимых материалов в электронном виде с использованием ППО АСД "LanDocs" для определения правовой позиции Федерального казначейства и (или) ТОФК по судебному делу;
и) принятие исчерпывающих мер по обжалованию судебных актов, затрагивающих вопросы о правах и обязанностях Федерального казначейства и (или) ТОФК и принятых не в пользу Федерального казначейства и (или) ТОФК;
к) в случае обжалования в Верховный Суд Российской Федерации судебных актов по делам при представлении интересов Федерального казначейства, а также по делам при представлении интересов ТОФК, связанным с осуществлением контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, направление заблаговременно, с учетом процессуальных сроков на обжалование, в Юридическое управление Федерального казначейства для согласования проекта жалобы (со всеми приложениями) и справки по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу в электронном виде с использованием ППО АСД "LanDocs".
В случае обжалования заместителю председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателю Верховного Суда Российской Федерации определения судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, повторное направление в Юридическое управление Федерального казначейства документов, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется;
л) в случае отсутствия правовых оснований для обжалования судебных актов, затрагивающих вопросы о правах и обязанностях Федерального казначейства и принятых не в пользу Федерального казначейства, направление заблаговременно, с учетом процессуальных сроков на обжалование, в Юридическое управление Федерального казначейства мотивированного заключения об отсутствии правовых оснований для обжалования, а также сведений о принятых управленческих решениях в отношении должностных лиц, чьи действия (бездействие) повлекли наступление негативных последствий для Федерального казначейства, с приложением копии судебного акта (копий судебных актов) в электронном виде с использованием ППО АСД "LanDocs".
В случае отсутствия правовых оснований для обжалования судебных актов, затрагивающих вопросы о правах и обязанностях ТОФК и принятых не в пользу ТОФК, решение о нецелесообразности дальнейшего обжалования принимается руководителем ТОФК на основании мотивированного заключения начальника юридического отдела ТОФК;
м) ежеквартальное (в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представление в Юридическое управление Федерального казначейства Обзора судебной практики по делам с участием Федерального казначейства и (или) ТОФК в электронном виде с использованием ППО АСД "LanDocs" (в формате MS Excel);
н) размещение на официальном сайте ТОФК в информационно-телекоммуникационной сети Интернет положительной судебной практики по делам с участием ТОФК;
о) не позднее семи рабочих дней со дня соответствующего кадрового изменения направление в Юридическое управление Федерального казначейства информации о вновь назначенном руководителе ТОФК с одновременным возвратом ранее выданной доверенности на представление интересов Федерального казначейства.".
1.2. В пункте 2 Приказа N 488:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. В целях представления интересов ФКУ "ЦОКР" в судебных органах, в том числе по делам, связанным с осуществлением закупок для нужд Федерального казначейства и ТОФК, директору ФКУ "ЦОКР" Н.Н. Медведеву обеспечить:";
в подпункте "д" слова "позиции ФКУ "ЦОКР" на предмет обжалования судебного акта" заменить словами "правовой позиции ФКУ "ЦОКР" по судебному делу";
в подпункте "к" слова "MS Word" заменить словами "MS Excel".
1.3. В пункте 3 Приказа N 488:
в подпункте "е" слова "подпунктом "к" пункта 1" заменить словами "подпунктом "м" пункта 1";
дополнить подпунктом "н" следующего содержания:
"н) согласование жалоб, направляемых ТОФК в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с подпунктом "к" пункта 1 настоящего приказа.".
1.4. Приложение N 2 к Приказу N 488 изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
1.5. Абзац 12 пункта 1.3 Порядка ведения работы по представлению в судебных органах интересов Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, а также Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России", утвержденного Приказом N 488 (далее - Порядок ведения судебной работы), изложить в следующей редакции:
"подготовку Обзора судебной практики по форме согласно приложению N 4 к настоящему порядку, в соответствии с Правилами составления и представления Обзора судебной практики по делам с участием Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства и Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России", установленными приложением N 5 к настоящему порядку, и Примером заполнения Обзора судебной практики согласно приложению N 6 к настоящему порядку;".
1.6. Приложения NN 4, 5, 6 к Порядку ведения судебной работы изложить в новой редакции согласно приложениям NN 2, 3, 4 к настоящему приказу.
2. Внести в приложение N 1 к приказу Федерального казначейства от 20 февраля 2018 г. N 34 "Об утверждении положения о Юридическом управлении Федерального казначейства и положений об отделах Юридического управления Федерального казначейства" (с изменениями, внесенными приказами Федерального казначейства от 19 февраля 2019 г. N 44, от 19 апреля 2022 г. N 113, от 23 мая 2022 г. N 152) изменение, дополнив его пунктом 9.13 следующего содержания:
"9.13. подписывает письма, направляемые в адрес Министерства финансов Российской Федерации, территориальных органов Федерального казначейства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам, связанным с представлением в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации и Федерального казначейства.".
3. Внести изменения в пункт 5.1 Порядка проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17 декабря 2013 г. N 297 (с изменениями, внесенными приказами Федерального казначейства от 31 июля 2015 г. N 190, от 3 августа 2016 г. N 302, от 16 декабря 2016 г. N 474, от 29 марта 2017 г. N 64, от 25 октября 2017 г. N 284, от 29 декабря 2022 г. N 431, от 23 июля 2024 N 268), заменив слова "прикладном программном обеспечении "Федеральное казначейство. Аналитический учет и ведение судебной работы" словами "Подсистеме учета правовой работы и судебных дел Системы комплексного информационно-аналитического обеспечения Федерального казначейства".
Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН
Приложение N 1
к приказу Федерального казначейства
от 27 ноября 2024 г. N 455
Приложение N 2
к приказу Федерального казначейства
от 23 декабря 2016 г. N 488
СПРАВКА
по жалобе в Верховный Суд Российской Федерации
(пример заполнения)
Судебные постановления, подлежащие обжалованию: (Решение Арбитражного суда Энской области от 19.04.2023; Постановление Арбитражного апелляционного суда от 03.07.2023 Постановление Арбитражного суда округа от 01.11.2023) | N дела в суде: (А40-100/2021) | |
Судебная инстанция для обжалования: (кассация ВС РФ/кассация - председатель ВС РФ/надзор/надзор - председатель ВС РФ) | ||
Срок подачи жалобы: (11.01.2024) | ||
Фактические обстоятельства дела: (МЧУ ДПО "Нефросовет" обратилось в Арбитражный суд Энской области с заявлением о признании недействительным акта выездной проверки МЧУ ДПО "Нефросовет" за 2020 - 2021 годы от 13.10.2022 и представления УФК по Энской области N 123 от 09.12.2022 (далее - Представление), которым МЧУ ДПО "Нефросовет" вменялось нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункта 59 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Энской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Энской области от 25.12.2019 N 460-п, пункта 62 и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Энской области от 29.12.2020 N 587-п, по осуществлению расходов за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) по оплате дополнительного профессионального образования медицинских работников, не входящие в программу ОМС, финансовое обеспечение которых должно производиться за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Энской области для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в общей сумме 224947,00 рублей, в том числе в 2020 году в сумме 198297,00 рублей, в 2021 году в сумме 26650,00 рублей, что является нецелевым использованием средств Территориального фонда ОМС Энской области в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда ОМС и федерального бюджета. Решением Арбитражного суда Энской области от 19.04.2023, постановлением Арбитражного апелляционного суда от 03.07.2023, постановлением Арбитражного суда округа от 01.11.2023 Представление УФК по Энской области в указанной части признано недействительным. Суды пришли к выводу, что обязанность использовать средства нормированного страхового запаса на определенные цели не исключает право медицинской организации использовать на те же цели средства ОМС в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования (в значении без нормированного страхового запаса), если расходы на эти цели предусмотрены территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом суды указали, что Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Энской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Энской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов охватываются расходы медицинской организации на обязательное дополнительное профессиональное образование для ее медицинских работников, непосредственно занятых в оказании медицинской помощи.) | ||
СУДЕБНОЕ НАРУШЕНИЕ: (Суды неверно применили положения пункта 7.1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", устанавливающие обязанность медицинских организаций использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации. Согласно пункту 7.1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 26.02.2021 N 273 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования", а также в силу части 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских работников финансируются из двух источников: собственных средств работодателя и средств нормированного страхового запаса, сформированных для указанных целей, при условии включения мероприятий медицинской организации в план мероприятий, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.) | ||
Положительная судебная практика: (1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1999 N 211-О; 2. Решение Верховного Суда РФ от 10.11.2020 N АКПИ20-632; 3. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2022 по делу N А40-18201/2021; 4. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.05.2023 по делу N А72-12914/2022; 5. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.2020 по делу N А78-7264/2019.) | Отрицательная судебная практика: (Отрицательная судебная практика отсутствует) | |
СУДЕБНОЕ НАРУШЕНИЕ: < * > (краткое изложение существенного нарушения норм права, допущенного судом) | ||
Положительная судебная практика: < * > (перечень судебных постановлений, принятых в пользу ФК, ТОФК по судебному нарушению) | Отрицательная судебная практика: < * > (перечень судебных постановлений, принятых в пользу ФК, ТОФК; обоснование возможности изменения практики ВС РФ; либо указание об отсутствии отрицательной судебной практики) | |
Судебная ошибка в оценке полномочий Федерального казначейства: (краткое изложение ошибочной судебной правовой оценки полномочий Федерального казначейства при наличии) | ||
Начальник (и.о. начальника) Юридического отдела ТОФК Фамилия Имя Отчество | рабочий телефон ВТС |
< * > Заполняется по каждому судебному нарушению отдельно.
Приложение N 2
к приказу Федерального казначейства
от 27 ноября 2024 г. N 455
Приложение N 4
к Порядку ведения работы по представлению
в судебных органах интересов Федерального
казначейства, территориальных органов
Федерального казначейства и Федерального
казенного учреждения "Центр по обеспечению
деятельности Казначейства России",
утвержденному приказом
Федерального казначейства
от 23 декабря 2016 г. N 488
Обзор судебной практики по делам с участием
_______________________________________________________
(наименование территориального органа Федерального
казначейства/Федерального казенного учреждения
"Центр по обеспечению деятельности Казначейства России")
за _________________ 20__ года
(период)
Раздел 1.1. Положительная судебная практика по делам,
в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР"
выступают в качестве истца
N п/п | Категория дела (тема проверки) | Обстоятельства дела | Правовая позиция суда | Вывод из судебной практики | Номер дела в суде, наименование судебных актов | Номер и дата дела в ТОФК (ФКУ "ЦОКР") |
Раздел 1.2. Положительная судебная практика по делам,
в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР"
выступают в качестве ответчика
N п/п | Категория дела (тема проверки) | Обстоятельства дела | Правовая позиция суда | Вывод из судебной практики | Номер дела в суде, наименование судебных актов | Номер и дата дела в ТОФК (ФКУ "ЦОКР") |
Раздел 2.1. Отрицательная судебная практика по делам,
в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР"
выступают в качестве истца
N п/п | Категория дела (тема проверки) | Обстоятельства дела | Правовая позиция суда | Вывод из судебной практики | Номер дела в суде, наименование судебных актов | Номер и дата дела в ТОФК (ФКУ "ЦОКР") | Предложения по устранению обстоятельств, послуживших основанием для возникновения спора |
Раздел 2.2. Отрицательная судебная практика по делам,
в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР"
выступают в качестве ответчика
N п/п | Категория дела (тема проверки) | Обстоятельства дела | Правовая позиция суда | Вывод из судебной практики | Номер дела в суде, наименование судебных актов | Номер и дата дела в ТОФК (ФКУ "ЦОКР") | Предложения по устранению обстоятельств, послуживших основанием для возникновения спора |
Приложение N 3
к приказу Федерального казначейства
от 27 ноября 2024 г. N 455
Приложение N 5
к Порядку ведения работы по представлению
в судебных органах интересов Федерального
казначейства, территориальных органов
Федерального казначейства и Федерального
казенного учреждения "Центр по обеспечению
деятельности Казначейства России",
утвержденному приказом
Федерального казначейства
от 23 декабря 2016 г. N 488
ПРАВИЛА
СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБЗОРА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА,
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
И ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ"
Общие положения
1. Настоящие правила предназначены для составления и представления в Юридическое управление Федерального казначейства обзора судебной практики по делам с участием Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства и Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - Обзор судебной практики), за исключением дел, информация по которым предоставляется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. N 114н/9н "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации".
2. Обзор судебной практики направляется вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем (исполняющим обязанности руководителя) территориального органа Федерального казначейства (далее - ТОФК) или директором (исполняющим обязанности директора) ФКУ "ЦОКР", в электронном виде с использованием ППО АСД "LanDocs" (в формате MS Excel).
3. В сопроводительном письме указываются должность, фамилия и инициалы лица, ответственного за составление Обзора судебной практики, а также его номер телефона, в том числе номера внутренней телефонной сети.
4. Руководитель (исполняющий обязанности руководителя) ТОФК и директор (исполняющий обязанности директора) ФКУ "ЦОКР" несут ответственность за достоверность, полноту и своевременность представления Обзора судебной практики.
5. В заголовке Обзора судебной практики указывается наименование ТОФК или ФКУ "ЦОКР", которым предоставляется информация, а также период (I, II, III или IV квартал) с указанием года, за который предоставляется информация.
6. В Обзоре судебной практики указывается информация по делам, судебные акты по которым вступили в законную силу в отчетном периоде (отдельно за каждый квартал).
7. Информация во всех разделах Обзора судебной практики составляется по каждому судебному делу отдельно. В случае если имеется несколько судебных дел с аналогичными требованиям и обстоятельствам, то по таким делам информация объединяется.
8. Информация по судебным делам группируется по категориям споров.
9. В разделе 1.1. "Положительная судебная практика по делам, в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР" выступают в качестве истца" необходимо формировать информацию по делам, в которых заявленные Федеральным казначейством, ТОФК и ФКУ "ЦОКР" требования удовлетворены полностью или частично.
10. В разделе 1.2. "Положительная судебная практика по делам, в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР" выступают в качестве ответчика" необходимо формировать информацию по делам, в которых в удовлетворении требований, заявленных к Федеральному казначейству, ТОФК и ФКУ "ЦОКР", отказано в полном объеме.
11. В разделе 2.1. "Отрицательная судебная практика по делам, в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР" выступают в качестве истца" необходимо формировать информацию только по делам, в которых в удовлетворении требований, заявленных Федеральным казначейством, ТОФК и ФКУ "ЦОКР", отказано в полном объеме.
12. В разделе 2.2. "Отрицательная судебная практика по делам, в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР" выступают в качестве ответчика" необходимо формировать информацию по делам, в которых заявленные к Федеральному казначейству, ТОФК или ФКУ "ЦОКР" требования были удовлетворены полностью или частично.
13. Информация во всех разделах Обзора судебной практики составляются отдельно по каждому судебному делу. В столбце "N п/п" указывается номер по порядку судебных дел.
14. В столбце "Категория дела (тема проверки)" указывается категория судебного дела согласно перечню категорий судебных дел Подсистемы учета правовой работы и судебных дел СКАИО "Правовая работа" (далее - Подсистема). По судебным делам, связанным с обжалованием результатов контрольных мероприятий, дополнительно указывается тема проверки.
15. В столбце "Обстоятельства дела" указываются стороны судебного спора, исковые требования и основания их предъявления, достаточные для определения юридически значимых обстоятельств дела.
16. В столбце "Правовая позиция суда" указывается правовая позиция, которой руководствовался суд в обоснование принятого судебного акта, с указанием ссылок на нормативные правовые акты Российской Федерации без их чрезмерного цитирования.
17. В столбце "Вывод из судебной практики" кратко указывается основной вывод суда по фактическим обстоятельствам дела.
18. В столбце "Номер дела в суде, наименование судебных актов" указываются номера судебных дел и наименование судебных актов, вступивших в законную силу в отчетном периоде. При объединении аналогичных дел указываются номера дел в суде и наименование судебных актов по каждому объединенному делу.
19. В столбце "Номер и дата дела в ТОФК (ФКУ "ЦОКР")" указываются номер и дата судебного дела в Подсистеме.
20. В столбце "Предложения по устранению обстоятельств, послуживших основанием для возникновения спора" указываются предложения о необходимости обжалования судебных актов, подготовки изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации или их отмене, подготовке разъяснений об их применении, выработки новой правовой позиции, необходимости принятия новых управленческих решений и т.д.
21. Если за отчетный период судебных актов, необходимых к включению по соответствующему разделу Обзора судебной практики, не выносилось, то по данному разделу Обзора судебной практики следует указать: "Судебных актов, необходимых для включения в Обзор судебной практики, не выносилось".
Приложение N 4
к приказу Федерального казначейства
от 27 ноября 2024 г. N 455
Приложение N 6
к Порядку ведения работы по представлению
в судебных органах интересов Федерального
казначейства, территориальных органов
Федерального казначейства и Федерального
казенного учреждения "Центр по обеспечению
деятельности Казначейства России",
утвержденному приказом
Федерального казначейства
от 23 декабря 2016 г. N 488
Обзор судебной практики по делам с участием
_______________________________________________________
(наименование территориального органа Федерального
казначейства/Федерального казенного учреждения
"Центр по обеспечению деятельности Казначейства России")
за _________________ 20__ года
(период)
Раздел 1.1. Положительная судебная практика по делам,
в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР"
выступают в качестве истца
N п/п | Категория дела (тема проверки) | Обстоятельства дела | Правовая позиция суда | Вывод из судебной практики | Номер дела в суде, наименование судебных актов | Номер и дата дела в ТОФК (ФКУ "ЦОКР") |
Судебных актов, необходимых для включения в Обзор судебной практики, не выносилось |
Раздел 1.2. Положительная судебная практика по делам,
в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР"
выступают в качестве ответчика
N п/п | Категория дела (тема проверки) | Обстоятельства дела | Вывод из судебной практики | Номер дела в суде, наименование судебных актов | Номер и дата дела в ТОФК (ФКУ "ЦОКР") | |
1.2.1 | Дело об обжаловании представления. Тема проверки: Проверка соблюдения Департаментом городского хозяйства Администрации города Энска целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию основного мероприятия "Содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации" в рамках подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". | УФК по Энской области проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение, выразившееся в представлении в Минэнерго Энской области отчета по форме согласно приложению N 4 за 2022 год, содержащего недостоверные сведения (завышены сведения о фактическом достижении значения показателя по количеству жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт, а также в процентном соотношении). По данному нарушению в адрес Департамента городского хозяйства Администрации города Энска вынесено и направлено представление, содержащее требование об устранении причин и условий совершения нарушения. Представление обжаловано объектом контроля в Арбитражный суд Энской области. | При указании в отчетах об исполнении Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 21.05.2019 количества отремонтированных многоквартирных домов (далее - МКД) Департамент необоснованно исходил из того, что капитальный ремонт МКД следует считать проведенным в случае, если запланированные работы выполнены хотя бы на 30%. В обоснование данного довода Департамент сослался на приказ Росстандарта от 29.07.2015 N 1005-ст "ГОСТ 56535-2015. "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования". При этом Департаментом не обоснована возможность применения норм вышеуказанного ГОСТа в сфере бюджетных правоотношений. Иных доказательств несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону заявителем не представлено. | ГОСТ 56535-2015 не применяется в бюджетных правоотношениях и не может использоваться при составлении отчетов об исполнении соглашений о предоставлении субсидии на капитальный ремонт МКД. | 1) А00-12/2023; решение Арбитражного суда Энской области от 24.04.2023; постановление Арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023; 2) А00-123/2023; решение Арбитражного суда Энской области от 28.06.2023; постановление Арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023. | 1) 01-08-10/2022 от 11.01.2023; 2) 02-08-10/2022 от 01.02.2023 |
Раздел 2.1. Отрицательная судебная практика по делам,
в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР"
выступают в качестве истца
N п/п | Категория дела (тема проверки) | Обстоятельства дела | Правовая позиция суда | Вывод из судебной практики | Номер дела в суде, наименование судебных актов | Номер и дата дела в ТОФК (ФКУ "ЦОКР") | Предложения по устранению обстоятельств, послуживших основанием для возникновения спора |
2.1.1 | Дело о взыскании ущерба в случае неисполнения предписания. Тема проверки: проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления капитального строительства Энской области. | УФК по Энской области проведена плановая выездная проверка в Управлении капитального строительства Энской области, в ходе которой выявлено нарушение, выразившееся в завышении сметной стоимости работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в результате применения сметных нормативов, не включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, что привело к переплате денежных средств, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета. По результатам проверки объекту контроля направлено представление, а впоследствии - после его неисполнения в установленный срок - предписание, которым на него возложена обязанность обеспечить возврат денежных средств в сумме 16519200 руб. в доход федерального бюджета. В рамках исполнения предписания Управление капитального строительства Энской области обратилось в суд к подрядчику с исками о взыскании неосновательного обогащения, в удовлетворении которых было отказано в связи с отсутствием у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ на момент их приемки и подписания актов КС-2 и КС-3. | По мнению суда, исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку наличие не оспоренного в самостоятельном порядке предписания от 12.10.2022 года само по себе в отсутствие доказательств завышения сметной стоимости работ не является неопровержимым доказательством наличия в действиях ответчика состава правонарушения и соответственно основанием для взыскания с него ущерба. Более того, имеются вступившие в законную силу судебные акты (по искам о взыскании неосновательного обогащения, дела А00-118/2022, А00-188/2022, А00-119/2022, по которым Управлению капитального строительства Энской области к подрядчикам отказано), имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого дела, которыми установлено отсутствие оснований для исполнения выданного предписания. | При рассмотрении исков органов Федерального казначейства о взыскании ущерба Российской Федерации суды устанавливают факт наличия ущерба Российской Федерации вне зависимости от факта вступления предписания в силу в виду его необжалования и учитывает в качестве преюдиции судебные постановления по искам объекта контроля к контрагентам. | Дело N А00-12246/2022, решение Арбитражного суда Энской области от 11.03.2023, постановление Арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023, постановление Арбитражного суда округа от 20.09.2023. | 02-08-09/2022 от 13.12.2021 | Предлагается предусмотреть возможность рассмотрения вопроса о снятии представления/предписания с контроля при наличии судебных актов, имеющих преюдициальное значение по требованиям о возмещении ущерба. |
Раздел 2.2. Отрицательная судебная практика по делам,
в которых ФК, ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР"
выступают в качестве ответчика
N п/п | Категория дела (тема проверки) | Обстоятельства дела | Правовая позиция суда | Вывод из судебной практики | Номер дела в суде, наименование судебных актов | Номер и дата дела в ТОФК (ФКУ "ЦОКР") | Предложения по устранению обстоятельств, послуживших основанием для возникновения спора |
2.2.1 | Дело об обжаловании предписания. Тема проверки: Проверка предоставления и/или использования НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Энской области" средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в 2022 году. | УФК по Энской области проведена проверка в НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Энской области", в результате которой выявлены нарушения требований абзаца 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 9.1 договора о предоставлении субсидии от 24.07.2020 N 225/2020, выразившиеся в неправомерной оплата выполненных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома (далее МКД), расположенного по адресу: г. Энск, пр-т Ленина, д. 3, стоимость которых определена на основании сметных нормативов, не включенных в федеральный реестр сметных нормативов, на сумму 499769,88 руб. за счет средств собственников помещений в МКД. По результатам выявленных нарушений в адрес объекта контроля вынесено представление, которым на него возложена обязанность устранить выявленное нарушение посредством возмещения средств собственников помещений многоквартирного дома на счет регионального оператора в срок до 01.02.2023, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 01.02.2023. Представление обжаловано объектом контроля в Арбитражный суд Энской области. | Судом установлено, что стоимость капитального ремонта крыши многоквартирного дома, отраженная в акте выполненных работ по форме КС-2, определена верно и соответствует требованиям законодательства, действующего на момент разработки проектной документации, следовательно, оплата за выполненные работы произведена правомерно. При этом сметная документация на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по итогам проверки достоверности определения сметной стоимости (предметом которой является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления не превышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства) получила положительное заключение N 33-1-0069-20 от 23.03.2020 N 106, выданное Региональным центром ценообразования в строительстве Энской области при ГУП "ОПИАПБ". Судом установлено, что в полномочия УФК по Энской области не входит определение достоверности или указание на недостоверность сметной стоимости проектной документации. При наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства необходимость дополнительной проверки Фондом капитального ремонта правильности применения сметных нормативов, в том числе единичных расценок, отсутствует. | У органов Федерального казначейства отсутствуют полномочия проверки сметной стоимости проектной документации, получившей положительное заключение достоверности сметной стоимости строительства. | Дело N А00-72/2023, решение Арбитражного суда Энской области от 26.07.2023; постановление Арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023. | 02-07-11/2022 от 30.12.2022 | Требуется уточнение полномочий органов Федерального казначейства. |