1. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, предусмотренным настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом, в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления в арбитражный суд субъекта Российской Федерации.
2. При подготовке дела об отмене решения третейского суда к судебному разбирательству по ходатайству лиц, участвующих в деле, арбитражный суд может истребовать материалы дела, решение по которому оспаривается в арбитражном суде, из постоянно действующего арбитражного учреждения, в котором находятся на хранении материалы третейского дела, или из органа, уполномоченного на хранение материалов третейского дела в соответствии с законодательством Российской Федерации, по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для истребования доказательств.
3. При рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда, поданного лицом, которое не является стороной третейского разбирательства и в отношении прав и обязанностей которого вынесено решение третейского суда, арбитражный суд обязан привлечь к участию в деле все стороны третейского разбирательства.
4. Лица, участвующие в деле об отмене решения третейского суда, извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
5. Если заявление об отмене решения третейского суда подано по основаниям, связанным с тем, что сторона третейского разбирательства не была должным образом уведомлена о назначении третейского судьи или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, или по другим уважительным причинам не могла представить свои объяснения, либо что решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения, либо что состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону, арбитражный суд по ходатайству стороны третейского разбирательства вправе приостановить производство по делу об отмене решения третейского суда на срок, не превышающий трех месяцев, с тем чтобы третейский суд возобновил третейское разбирательство и устранил основания для отмены арбитражного решения. После возобновления производства по делу об отмене решения третейского суда арбитражный суд рассматривает заявление об отмене решения третейского суда с учетом действий, предпринятых третейским судом в целях устранения оснований для отмены арбитражного решения.
6. При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда, предусмотренных статьей 233 настоящего Кодекса, путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, но не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.
- Статья 231. Требования к заявлению об отмене решения третейского суда
- Статья 233. Основания для отмены решения третейского суда
Комментарий к ст. 232 АПК РФ
1. В данной статье раскрыт процессуальный порядок рассмотрения заявлений об отмене решения третейского суда, который заключается в следующем. Обязательным является проведение судебного заседания с вызовом сторон, им предоставляются возможности представления доказательств в обоснование своих требований и возражений, в рамках обычного состязательного процесса, однако неявка сторон третейского разбирательства не является препятствием для рассмотрения дела.
2. В п. 4 ст. 34 Закона о МКА предусмотрено положение, которого нет в гл. 30 АПК и ФЗ о третейских судах. Речь идет о том, что суд, в который подано ходатайство об отмене арбитражного решения, может, если сочтет это надлежащим и если об этом просит одна из сторон, приостановить на установленный срок производство по этому вопросу, с тем чтобы предоставить третейскому суду возможность возобновить арбитражное разбирательство или предпринять иные действия, которые, по мнению третейского суда, позволят устранить основания для отмены арбитражного решения.
Такая мера предназначена для сохранения арбитражного решения, а также учитывает необходимость временных и материальных затрат на новое арбитражное разбирательство.
Полагаем, что данная норма о возможности приостановления производства по делу об оспаривании арбитражного решения может применяться при рассмотрении заявлений об отмене решений международных коммерческих арбитражей, вынесенных на территории РФ. Такой вывод в целом соответствует ч. 2 ст. 143 АПК, согласно которой арбитражный суд приостанавливает производство по делу и в иных предусмотренных ФЗ случаях. Хотя в ст. 143 АПК речь идет об обязанности приостановить производство по делу, а по смыслу п. 4 ст. 34 Закона МКА данное основание носит факультативный характер, полагаем, что данная дополнительная правовая возможность могла бы использоваться в судебной практике.
3. В предмет доказывания по делу об оспаривании решения третейского суда могут входить обстоятельства, указанные в ст. 233 АПК, ст. 34 Закона о МКА и ст. 42 ФЗ о третейских судах в РФ, которые подразделяются на две большие группы. Первую группу образуют различные процессуальные юридические факты и составы, которые должны доказываться стороной, утверждающей об их существовании или отсутствии.
Вторая группа оснований носит по содержанию как процессуальный (объект спора не может быть предметом третейского разбирательства по ФЗ), так и материально-правовой и процессуальный характер (решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права). Однако главным в их характеристике является то обстоятельство, что данные основания могут и доказываться соответствующей заинтересованной стороной арбитражного соглашения, и устанавливаться судом. Суд вправе по своей инициативе ex officio отменить решение, если установит данные фактические обстоятельства. Здесь проявляется начало судейской активности в доказательственной деятельности, когда арбитражный суд, независимо от требований и возражений сторон, в силу закона включает определенные факты в предмет доказывания <1>.
--------------------------------
<1> Правило об активности суда при установлении данной группы фактических обстоятельств в отношении внутренних третейских судов и международных коммерческих арбитражей соответствует аналогичному положению п. 2 ст. V Конвенции 1958 г.
4. Арбитражный суд вправе вынести определение об объединении дел по заявлениям об отмене решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в случае, если заявление об отмене решения и заявление о выдаче исполнительного листа поданы в один арбитражный суд (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов").
5. В соответствии с п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" при рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда арбитражный суд не вправе пересматривать решение по существу.
В силу запрета на пересмотр арбитражного решения по существу государственный суд не вправе вносить какие-либо изменения в него, он может только его отменить.
В этом плане представляет интерес Постановление ФАС Московского округа от 16.10.2003 по делу N КГ-А40/7924-03.
В Постановлении ФАС Московского округа отмечено, что, сославшись на то, что в силу ст. 233 АПК не допускается пересмотр по существу решения третейского суда, суд в резолютивной части определения указал: "Решение МКАС при ТПП РФ от 02.04.2003 по делу N 125/2002 оставить без изменения", а в мотивировочной части определения признал обоснованной и правомерной оценку, данную в решении МКАС возражениям ответчика, касающимся нарушений закона при заключении контракта.
Поскольку арбитражный суд не вправе пересматривать решение третейского суда по существу, в резолютивной части судебного акта не может содержаться указание на то, что решение третейского суда оставлено без изменения; суд также не вправе признавать обоснованной или необоснованной оценку, данную третейским судом возражениям сторон при рассмотрении им дела по существу. Изложенное свидетельствует о том, что резолютивная часть определения не соответствует его мотивировочной части.
Судебная практика по статье 232 АПК РФ
части 6 статьи 232 АПК Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда, предусмотренных статьей 233 данного Кодекса, путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, но не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу;
Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2019 N 305-ЭС18-21635 по делу N А40-75603/2017
Отказывая в удовлетворении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и отменяя указанное решение, суды, руководствуясь статьями 232, 233, 238, 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указали на то, что реализация договора от 31.08.2010 N 0209-0-08-ПИР/10 производилась за счет использования (траты) бюджетных средств, следовательно, рассмотренный третейским судом спор не мог быть предметом третейского разбирательства, а решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 305-ЭС18-21635, А40-75603/2017
Отказывая в удовлетворении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и отменяя указанное решение, суды, руководствуясь статьями 232, 233, 238, 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указали на то, что реализация договора от 31.08.2010 N 0209-0-08-ПИР/10 производилась за счет использования (траты) бюджетных средств, следовательно, рассмотренный третейским судом спор не мог быть предметом третейского разбирательства, а решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 302-ЭС19-10372 по делу N А58-9184/2017
Суды, отказывая в удовлетворении заявления Алексеева В.И., руководствовались статьями 232, 233, 238, 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что рассмотренный третейским судом спор мог быть предметом третейского разбирательства, решение третейского суда не противоречит публичному порядку Российской Федерации, состав суда сформирован в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", а общество "Эргис" было должным образом уведомлено о времени и месте заседания третейского суда.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 N 1079-О
части 6 статьи 232 АПК Российской Федерации, в силу которой при рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда, предусмотренных статьей 233 данного Кодекса, путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, но не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу;
Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1005-О
Как усматривается из представленных материалов, арбитражный суд не отказывал в рассмотрении доводов заявления Р.Вендланда и других лиц об отмене решения третейского суда со ссылкой на предусмотренный частью 6 статьи 232 АПК Российской Федерации запрет переоценки обстоятельств, установленных третейским судом, и пересмотра решения третейского суда по существу, а мотивированно отклонил их, не усмотрев оснований для такой отмены. Таким образом, поставленный заявителем вопрос фактически сводится не к проверке конституционности оспариваемых положений статей 232 и 233 АПК Российской Федерации, которые обеспечивают правильное рассмотрение заявлений об отмене решения третейского суда с соблюдением задач и принципов арбитражного судопроизводства и сами по себе не могут рассматриваться в качестве нарушающих конституционные права заявителя в указанном им аспекте, а к оценке обоснованности соответствующих судебных актов, которую они полагают ненадлежащей. Однако разрешение таких вопросов к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1006-О
Как усматривается из представленных материалов, арбитражный суд не отказывал в рассмотрении доводов заявления К.Т. Хиндерера и других лиц об отмене решения третейского суда со ссылкой на предусмотренный частью 6 статьи 232 АПК Российской Федерации запрет переоценки обстоятельств, установленных третейским судом, и пересмотра решения третейского суда по существу, а мотивированно отклонил их, не усмотрев оснований для такой отмены. Таким образом, поставленный заявителем вопрос фактически сводится не к проверке конституционности оспариваемых положений статей 232 и 233 АПК Российской Федерации, которые обеспечивают правильное рассмотрение заявлений об отмене решения третейского суда с соблюдением задач и принципов арбитражного судопроизводства и сами по себе не могут рассматриваться в качестве нарушающих конституционные права заявителя в указанном им аспекте, а к оценке обоснованности соответствующих судебных актов, которую они полагают ненадлежащей. Однако решение таких вопросов к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1007-О
Как усматривается из представленных материалов, арбитражный суд не отказывал в рассмотрении доводов заявления В.А.Ф. Грэца и других лиц об отмене решения третейского суда со ссылкой на предусмотренный частью 6 статьи 232 АПК Российской Федерации запрет переоценки обстоятельств, установленных третейским судом, и пересмотра решения третейского суда по существу, а мотивированно отклонил их, не усмотрев оснований для такой отмены. Таким образом, поставленный заявителем вопрос фактически сводится не к проверке конституционности оспариваемых положений статей 232 и 233 АПК Российской Федерации, которые обеспечивают правильное рассмотрение заявлений об отмене решения третейского суда с соблюдением задач и принципов арбитражного судопроизводства и сами по себе не могут рассматриваться в качестве нарушающих конституционные права заявителя в указанном им аспекте, а к оценке обоснованности соответствующих судебных актов, которую они полагают ненадлежащей. Однако разрешение таких вопросов к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1004-О
Как усматривается из представленных материалов, арбитражный суд не отказывал в рассмотрении доводов компаний "Экес АГ", "Экес-Гранини Груп ГмбХ" и других об отмене решения третейского суда со ссылкой на предусмотренный частью 6 статьи 232 АПК Российской Федерации запрет переоценки обстоятельств, установленных третейским судом, и пересмотра решения третейского суда по существу, а мотивированно отклонил их, не усмотрев оснований для такой отмены. Таким образом, поставленный заявителями вопрос фактически сводится не к проверке конституционности оспариваемых положений статей 232 и 233 АПК Российской Федерации, которые обеспечивают правильное рассмотрение заявлений об отмене решения третейского суда с соблюдением задач и принципов арбитражного судопроизводства и сами по себе не могут рассматриваться в качестве нарушающих конституционные права заявителей в указанном ими аспекте, а к оценке обоснованности соответствующих судебных актов, которую они полагают ненадлежащей. Однако решение таких рода вопросов к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2020 N 305-ЭС20-18414 по делу N А40-55412/2020
Суды, отказывая в удовлетворении заявления общества, руководствовались статьями 232, 233, 238, 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что рассмотренный третейским судом спор мог быть предметом третейского разбирательства, решение третейского суда не противоречит публичному порядку Российской Федерации, состав суда сформирован в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", а стороны третейского разбирательства были должным образом уведомлены о времени и месте заседания третейского суда.
Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2021 N 305-ЭС21-23887 по делу N А40-72145/2020
Суды, отказывая в удовлетворении заявления общества, руководствовались статьями 232, 233, 238, 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что заявителем не представлено суду каких-либо доказательств того, что оспариваемое решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права и противоречит публичному порядку Российской Федерации и напрямую затрагивает его права и обязанности как участника общества.