1. Решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом только в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
2. Решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом по основаниям, установленным частями 3 и 4 настоящей статьи. Решение третейского суда может быть отменено по основаниям, установленным частью 4 настоящей статьи, даже в том случае, если сторона, подавшая заявление об отмене такого решения, не ссылается на указанные основания.
3. Решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом лишь в случае, если сторона, подающая заявление об отмене такого решения, представит доказательства того, что:
1) одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
2) третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по праву Российской Федерации;
3) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления третейского суда по вопросам, которые охватываются третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, которые не охватываются таким соглашением, может быть отменена только та часть решения, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением;
4) состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону;
5) сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим уважительным причинам не могла представить в третейский суд свои объяснения.
4. Арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что:
1) спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
2) решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации. Если часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку Российской Федерации, может быть отделена от той части, которая ему не противоречит, может быть отменена только та часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку Российской Федерации.
5. Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже.
- Статья 232. Порядок рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда
- Статья 234. Определение арбитражного суда по делу об оспаривании решения третейского суда
Комментарий к ст. 233 АПК РФ
1. Согласно ч. 1 ст. 233 АПК основания для отмены решения третейского суда носят исчерпывающий характер и не подлежат расширительному толкованию. Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 233 АПК решение международного коммерческого арбитража может быть отменено по основаниям, предусмотренным Законом о МКА (ст. 36) и международными договорами РФ.
2. В ч. 2 ст. 233 АПК перечислены основания для отмены решения третейского суда, бремя доказывания которых лежит на заинтересованной стороне. Указанные основания практически совпадают с предписаниями ст. 42 ФЗ о третейских судах в РФ, содержащей также основания для отмены решения третейского суда, хотя имеются определенные терминологические различия. В этом случае, на наш взгляд, применению подлежат правила АПК, в определенных случаях в сочетании с нормами ФЗ о третейских судах в РФ.
Кроме того, следует учитывать и следующее положение п. 3 ст. 19 ФЗ о третейских судах в РФ. Правила третейского разбирательства, согласованные сторонами в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 19 ФЗ о третейских судах в РФ, не могут противоречить обязательным положениям данного ФЗ, не предоставляющим сторонам права договариваться по отдельным вопросам. В части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и данным ФЗ, правила третейского разбирательства определяются третейским судом.
Поэтому, исходя из такой императивно-диспозитивной природы правил третейского разбирательства, следует оценивать наличие оснований для отмены решения третейского суда. Если процедурная норма носит императивный характер, то в этом случае арбитражный суд должен исходить при оценке существа нарушения из ФЗ о третейских судах. При диспозитивном регулировании во внимание принимаются правила (регламент, положение) постоянно действующего третейского суда и правила разбирательства, которые были определены третейским судом и сторонами.
3. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 233 АПК третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным ФЗ. В п. 1 ст. 42 ФЗ о третейских судах в РФ данное основание сформулировано следующим образом: сторона, подавшая заявление об отмене решения третейского суда, представит доказательства того, что третейское соглашение является недействительным по основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или иным ФЗ.
Как гражданско-правовой договор, третейское соглашение может быть признано недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством в § 2 гл. 9 ГК. При этом недействительность третейского соглашения может быть установлена как отдельным судебным решением по иску о признании его недействительным, так и в производстве по оспариванию решения третейского суда.
Вряд ли можно оспаривать саму возможность подачи таких исков в суды с точки зрения процессуального права на обращение в суд. Однако при этом важно исходить из определенных критериев, которые бы позволяли отличить истинное заблуждение стороны, направленное на исключение подведомственности государственному суду, от стремления отказаться в одностороннем порядке от ранее достигнутого соглашения об арбитраже. На наш взгляд, следует учитывать сложную правовую природу арбитражного соглашения, одновременно имеющего как материальную, так и процессуальную природу, что не позволяет подходить к вопросам его расторжения как обычной гражданско-правовой сделки (см. подробнее об исках об оспаривании договоров, охваченных арбитражным соглашением, пункт 10 комментария к ст. 244).
Кроме того, судебная защита может быть не только предварительной, но и последующей, поэтому заинтересованные лица вправе апеллировать к государственному суду как на этапе признания и приведения в исполнение, так и на более ранних этапах (при обеспечении доказательств, при обеспечении исковых требований, для проверки компетенции третейского суда и т.д.). В случае признания третейского соглашения недействительным в отдельном судебном процессе заинтересованное лицо должно представить в арбитражный суд, рассматривающий дело об отмене решения третейского суда, копию такого решения с отметкой о вступлении его в законную силу для применения правил п. 1 ч. 2 ст. 233 АПК.
В качестве примера недействительности третейского соглашения можно привести нарушение правила п. 3 ст. 5 ФЗ о третейских судах в РФ, согласно которому третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска. Поэтому если такое соглашение было заключено сразу путем включения в условия стандартного договора, например на предоставление услуг, то такое третейское соглашение может быть признано недействительным.
В качестве другого примера можно привести нарушение правил о добровольности заключения третейского соглашения. В этой связи изложим данный материал на примере арбитражного соглашения и оценки действия известного договора в этой сфере. Общепризнанным является положение о добровольности заключения арбитражного соглашения сторонами, что основано на принципе автономии воли сторон. Вместе с тем в ряде случаев заключение арбитражного соглашения и подведомственность спора арбитражу основаны на обязательном для сторон нормативном акте. В частности, в этом плане большинство специалистов ссылаются на Конвенцию о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (Москва, 26.05.1972). Первоначальными ее участниками являлись Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.
Московская конвенция установила, что все споры между хозяйственными организациями, вытекающие из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих между ними в процессе экономического и научно-технического сотрудничества стран - участниц Конвенции, подлежат рассмотрению в арбитражном порядке с исключением подсудности таких споров государственным судам. При этом речь шла о рассмотрении споров в арбитражных судах при торговой палате в стране ответчика или по договоренности сторон в третьей стране - участнице Конвенции. В тех случаях, когда для рассмотрения отдельных категорий споров в странах - участницах Конвенции существовали специализированные арбитражные суды, рассмотрение таких споров по взаимному согласию сторон должно было осуществляться этими арбитражными судами.
Под отношениями, подпадающими под действие Московской конвенции, понимались как отношения по договорам о купле-продаже товаров, о специализации и кооперировании производства, выполнении подрядных, строительных, монтажных, проектных, изыскательских, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и экспериментальных работ, транспортно-экспедиционных и иных услуг, так и другие гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе экономического и научно-технического сотрудничества стран - участниц Конвенции.
Вопрос о юридической силе Московской конвенции сложен. Ряд стран официально вышли из нее, в частности Польша, Венгрия, Чехия и ГДР (последняя вышла из Конвенции по другим известным причинам). Вместе с тем в отношении оставшихся в Конвенции стран вопрос о ее действии небесспорен. В частности, приводились примеры отказа суда Румынии в исполнении решения арбитража, вынесенного на основании данной Конвенции, кроме того, для многих специалистов сомнительна оценка возможностей действия Московской конвенции <1>. Поэтому в настоящее время можно высказать только свое мнение о том, что при оценке юридической силы Московской конвенции следует исходить из времени ее принятия, тех социально-правовых и экономических реалий и современных подходов. Впрочем, эти подходы и не менялись - принцип автономии воли сторон отражен как в международном, так и в российском законодательстве, в связи с чем представляется, что в любом случае спор между, например, хозяйственными обществами России и Монголии может быть передан на рассмотрение арбитража, в том числе при торгово-промышленной палате, на основании надлежащего арбитражного соглашения сторон. Иное толкование противоречит как природе арбитража, так и действующему законодательству, принятому за период после 1991 г. Аналогичный вывод сделан А.П. Беловым, который пишет о фактической неприменимости Московской конвенции и необходимости ее денонсации <2>.
--------------------------------
<1> См., например: Арбитражный процесс / Под ред. В.В. Яркова. М.: Юристъ, 1998. С. 437 - 438 (автор главы - Е.В. Виноградова); Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. СПб., 2001. Том 3. С. 50, 51; Ануфриева Л.П. Международное частное право. М.: БЕК, 2001. С. 120, 121; Тынель А., Функ Я., Хвалей В. Курс международного торгового права. Минск, 2000. С. 628 - 631.
<2> См.: Белов А.П. Международное предпринимательское право. М., 2001. С. 240, 241.
Вместе с тем М.Г. Розенберг, анализируя практику МКАС по применению Московской конвенции, предлагает исходить из критерия, являлись ли государства, к которым принадлежали спорящие стороны, участниками Конвенции на день предъявления иска. В частности, он приводит практику, когда польской организацией иск был предъявлен в 1993 году, а для Польши Конвенция прекратила действие с 15.12.1994, поэтому иск был рассмотрен МКАС на основании Конвенции <1>.
--------------------------------
<1> См.: Розенберг М.Г. Практика Международного коммерческого арбитражного суда. Научно-практический комментарий. М., 1997. С. 208. См. также другие положительные примеры применения Московской конвенции в практике МКАС: Розенберг М.Г. Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 1999 - 2000. М.: Статут, 2002. С. 76 - 78; 242 - 244.
В ряде случаев возникает вопрос о компетенции третейского суда в связи с тем, что ответчик оспаривал сам факт заключения договора между сторонами в надлежащей форме. Таким образом, для того, чтобы определить свою компетенцию, третейский суд в соответствии со ст. ст. 160, 434 и другими статьями ГК исследовал вопрос о совершении договора в надлежащей форме и связанные с этим фактические обстоятельства.
По одному из дел из практики третейского суда НАУФОР между истцом и ответчиком были заключены договоры, согласно которым Истец обязался передать в собственность ответчику, а ответчик - принять и оплатить ценные бумаги. Договоры заключались путем поочередного подписания их сторонами с использованием курьерской связи. Ввиду неоплаты ответчиком как покупателем ценных бумаг истец предъявил в третейский суд иск о расторжении договора и взыскании с отказавшегося от исполнения обязательств ответчика неустойки.
Возражения ответчика свелись к тому, что указанные договоры не были подписаны собственноручно генеральным директором компании, а на них было проставлено факсимиле, использующееся внутри компании и в переписке, не касающейся заключения договоров. Таким образом, ответчик оспаривал сам факт заключения в надлежащей письменной форме договоров, в связи с чем данные документы не устанавливали для ответчика каких-либо гражданских прав и обязанностей. Вместе с тем подлинность печати на договоре ответчиком не оспаривалась. Соответственно, по мнению ответчика, не могли считаться заключенными и соглашения о третейском разбирательстве, поскольку эти договоры также содержат оттиск каучукового штампа (факсимиле) вместо подписи руководителя.
Арбитраж пришел к выводу о том, что содержащие третейские оговорки договоры не могут считаться заключенными в соответствующей требованиям действующего законодательства письменной форме, поскольку документы, в которые включены третейские оговорки, не считаются подписанными ответчиком, использовавшим факсимиле рукописной подписи генерального директора.
Арбитраж исходил из того, что согласно п. 2 ст. 434 ГК договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. При этом в соответствии с п. 2 ст. 160 ГК использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Однако между истцом и ответчиком не было специального соглашения об использовании факсимильного воспроизведения подписи, не устанавливались такие правила для сторон законом и иными правовыми актами. Поэтому арбитраж пришел к выводу, что в отсутствие между сторонами заключенного в письменной форме соглашения о рассмотрении споров в третейском суде арбитраж не обладает компетенцией рассматривать спор по данному иску <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ярков В.В. Обзор практики третейских судов ПАУФОР и НАУФОР // Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права специального юридического факультета СПбГУ. 1999. N 3 (18). С. 91 - 92.
4. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 233 АПК решение третейского суда может быть отменено в том случае, если сторона не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения. В п. 1 ст. 42 ФЗ о третейских судах в РФ данное основание сформулировано следующим образом: сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения.
Здесь речь идет о нарушении самых различных процедурно-процессуальных норм в деятельности третейского суда (например, ст. 4 ФЗ о третейских судах в РФ).
Поэтому при отказе ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте заседания третейского суда, от участия в рассмотрении дела третейский суд вправе рассмотреть дело. В данном случае вряд ли можно говорить о наличии оснований для отмены решения по этому основанию <1>.
--------------------------------
<1> См. практику третейских судов по этому вопросу: Суханов Е.А. Разрешение споров третейскими судами (материалы практики). М., 1998. С. 22; Ярков В.В. Обзор практики третейских судов ПАУФОР и НАУФОР // Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права специального юридического факультета СПбГУ. 1999. N 3 (18). С. 101 - 105.
В то же время арбитражный суд не вправе отменить решение третейского суда в том случае, если сторона третейского разбирательства была должным образом уведомлена о дне разбирательства, представляла свои объяснения и если отсутствуют иные основания для отмены (п. 23 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов").
5. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 233 АПК решение может быть отменено в том случае, если решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, арбитражный суд может отменить только ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым соглашением о передаче спора на рассмотрение третейского суда.
В п. 1 ст. 42 ФЗ о третейских судах в РФ данное основание сформулировано следующим образом: решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления третейского суда по вопросам, которые охватываются третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, которые не охватываются таким соглашением, то может быть отменена только та часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением.
В данном случае речь идет не о недействительности третейского соглашения, а о том, что третейский суд вышел за его пределы и разрешил вопросы, которые не охватываются соглашением. Например, соглашение охватывало разрешение споров о порядке изменения условий договора, а третейский суд вынес решение о расторжении договора. При этом в части, охватываемой третейским соглашением, решение третейского суда является действительным, а в остальной подлежит отмене. Например, третейский суд разрешил спор как о взыскании убытков, так и о расторжении договора, в то время как третейское соглашение охватывало только рассмотрение споров о взыскании убытков.
6. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 233 АПК решение может быть отменено в том случае, если состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали соглашению сторон или ФЗ. В п. 1 ст. 42 ФЗ о третейских судах в РФ данное основание сформулировано следующим образом: состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали положениям статей 8, 10, 11 или 19 данного ФЗ.
Так, в ст. 8 ФЗ о третейских судах в РФ речь идет о требованиях, предъявляемых к третейскому судье, в ст. 10 - о порядке формирования состава третейского суда, ст. 11 - об основаниях отвода третейского судьи, а в ст. 19 - об определении правил третейского разбирательства. Например, согласно ст. 10 ФЗ о третейских судах в РФ установлен определенный порядок формирования состава третейского суда, который применяется, например, в отношении постоянно действующих третейских судов в том случае, если иное не установлено правилами такого третейского суда. Поэтому арбитражный суд, оценивая утверждения одной из сторон о нарушении порядка формирования состава третейского суда, должен изучить правила третейского суда в соотношении с ФЗ о третейских судах в РФ.
Как отмечено в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, одобренного Президиумом ФАС Уральского округа 07.07.2010, нарушение правил о ведении протокола третейского разбирательства может служить основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Такой же характер могут носить нарушения, связанные с выбором арбитров.
Обязательность сообщения арбитром сведений о наличии или отсутствии обстоятельств, способных вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, прямо предусмотрена ст. 12 Закона о МКА. Указанные действия осуществляются на стадии формирования состава арбитража. Значение же данной стадии заключается в том, что "именно надлежащим образом сформированный состав третейского суда наделяется компетенцией рассматривать спор и принимать окончательное решение о его разрешении" <1>. На данное обстоятельство обращали внимание специалисты, в частности О.Ю. Скворцов <2>.
--------------------------------
<1> Арбитражный процесс: Учебник. 3-е изд. / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 775 (автор главы - Е.А. Виноградова).
<2> Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 249.
Сложившаяся судебная практика признает, что раскрытие соответствующей информации арбитрами имеет своей целью гарантировать разбирательство дела независимым и беспристрастным судом <1>. Требование обеспечить такие гарантии в ходе разрешения споров вытекает из международных обязательств РФ, закрепленных в ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
--------------------------------
<1> См. Постановления ФАС Московского округа от 26.07.2007 N КГ-А40/6616-07 и N КГ-А40/6775-07; Определение ВАС РФ от 10.12.2007 N 14955/07 и N 14956/07.
Применение Европейской конвенции о правах человека к арбитражу обусловлено тем, что арбитры при разрешении спора действуют вместо государственного суда и в этом своем качестве также должны удовлетворять требованиям, обеспечивающим реализацию права граждан и их объединений (организаций) на "справедливое разбирательство дела" "независимым и беспристрастным судом" <1>. В этом аспекте Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод относится к числу правовых источников международного коммерческого арбитража, на которых арбитраж основывает свою деятельность <2>. Данное обстоятельство, а именно необходимость руководствоваться применительно к арбитражу помимо других правовых актов Европейской конвенцией о правах человека и практикой ЕСПЧ, подчеркивается в целом ряде работ последних лет, в частности профессором А.С. Комаровым <3>.
--------------------------------
<1> Арбитражный процесс: Учебник. 3-е изд. / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 760 (автор главы - Е.А. Виноградова).
<2> Там же. С. 684, 685.
<3> Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // ВВАС РФ. 2001. N 4. С. 89 - 92.
Из изложенного выше вытекают следующие выводы. Арбитраж по своей правовой природе, как известно, является органом частного правоприменения, негосударственным по характеру. Однако в отношении арбитражного и третейского разбирательства можно выделить принцип соблюдения минимальных стандартов справедливости, заключающийся в необходимости обеспечить при формулировании правил арбитражного разбирательства и их применении положения, позволяющие гарантировать общепризнанные стандарты справедливого судебного разбирательства. Данное положение было сформулировано профессором А.С. Комаровым как критерий признания третейского суда допустимым элементом правовой системы конкретной страны <1>. В этом плане можно выделить несколько аспектов. Во-первых, как справедливо пишет А.С. Комаров, речь не идет о соответствии процессуальных норм государственных судов, которые являются максимальными критериями справедливости, правилам третейского разбирательства <2>.
--------------------------------
<1> См.: Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // ВВАС РФ. 2001. N 4. С. 91 - 92.
<2> Там же. С. 91.
Во-вторых, теоретически, да и практически возможны ситуации, когда регламент арбитража и само содержание разбирательства, включая стадию выбора арбитров, не соответствуют минимальным стандартам справедливости. В этом плане критериями, по мнению А.С. Комарова, выступают международные акты, например Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже. Поэтому следует согласиться с А.С. Комаровым, поскольку такие общепризнанные и авторитетные акты являются ориентиром для национального нормотворчества и положены, в частности, в основу Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже".
В соответствии с системным толкованием положений ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека Европейским судом, которое является составной частью российской правовой системы <1>, наличие беспристрастного суда в целях ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека должно определяться согласно субъективному критерию, в соответствии с которым ни один член суда не должен быть лично заинтересован в исходе дела, а также на основании объективного критерия, то есть путем проверки, предоставил ли этот суд гарантии, достаточные для исключения любых законных сомнений в том, что беспристрастность суда гарантирована <2>. Лишь тот суд, который прошел проверку обоими критериями, может быть признан независимым и беспристрастным.
--------------------------------
<1> Пункт 1 ФЗ от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"; Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П по делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 ГПК РФ в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ "Нижнекамскнефтехим" и "Хакасэнерго", а также жалобами ряда граждан.
<2> Постановление Европейского суда по делу "Пьерсак против Бельгии" (Piersack v. Belgium) от 01.10.1982; Постановление Европейского суда по делу "Фей против Австрии" (Fey v. Austria) от 24.02.1993; Постановление Европейского суда по делу "Сан Леонард Бэнд Клаб против Мальты" (San Leonard band Club v. Malta) от 29.07.2004; Постановление Европейского суда по делу "Киприану против Кипра" (Kyprianou v. Cyprus) от 15.12.2005; решение Европейского суда по вопросу приемлемости жалобы по делу "Авель Витальевич Тиминский против Российской Федерации" (Avel Vitalyevich Timinskiy v. Russia) от 11.09.2007.
Объективная беспристрастность суда устанавливается на основании внешних признаков <1>. В частности, нарушение данного принципа констатируется ЕСПЧ по результатам изучения состава суда, порядка и способа назначения судей в конкретном деле, определения срока их полномочий, ходатайств об отводе судей, определений о разрешении таких ходатайств, заявлений о самоотводе судей и т.д. <2>.
--------------------------------
<1> Нешатаева Т.Н. "Право на суд" в решениях Европейского суда по правам человека и арбитражных судов РФ // ВВАС РФ. 2006. N 2. С. 123.
<2> Пункт 4 информационного письма ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие".
В этом плане, как справедливо писала Е.А. Виноградова, "требования независимости и беспристрастности третейского судьи производны от одноименных требований к судьям государственных судов, совпадают подходы к основополагающим гарантиям их функциональной деятельности" <1>. Поэтому арбитры, как и судьи государственных судов, обязаны быть независимыми и беспристрастными и должны доводить до сведения сторон, МКА и других арбитров любые обстоятельства, способные повлиять на соблюдение данных принципов или создающие обоснованные сомнения в их гарантированности (ст. 12 Закона о МКА). Несоблюдение данной обязанности является нарушением процедуры рассмотрения дела в МКА.
--------------------------------
<1> Арбитражный процесс: Учебник. 3-е изд. / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 760 (автор главы - Е.А. Виноградова).
7. В ч. 3 ст. 233 АПК речь идет об основаниях к отмене решения третейского суда, применяемых как в случае их доказанности должником, так и в случае установления арбитражным судом по собственной инициативе.
В п. 1 ч. 3 ст. 233 АПК речь идет о том, что спор не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с ФЗ. Предмет третейского разбирательства определяется в ФЗ двумя способами - позитивным и негативным. Позитивным способом подведомственность дел третейскому суду определена в ч. 6 ст. 4 АПК, п. 2 ст. 1 ФЗ о третейских судах, ст. 1 Закона о МКА, где определяется предмет третейского разбирательства - любой спор из гражданских правоотношений. Негативный способ закрепления заключается в том, что относительно некоторых категорий споров прямо говорится, что они не могут быть предметом рассмотрения третейскими судами. Например, согласно п. 3 ст. 33 ФЗ о несостоятельности (банкротстве) дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда. Другие категории дел не могут рассматриваться третейскими судами исходя из анализа содержания соответствующих категорий споров, в частности дела из публично-правовых отношений.
Так, согласно п. 28 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" арбитражный суд удовлетворяет заявление об отмене решения третейского суда, если установит, что решение касается вопросов, входящих в исключительную компетенцию арбитражных судов в РФ.
В п. 2 ч. 3 ст. 233 АПК речь идет об отмене решения третейского суда в случае, если оно нарушает основополагающие принципы российского права. Это достаточно оценочная категория, во многом созвучная категории публичного порядка (см. комментарий к ст. 244). Поскольку нет какого-либо (да его и не может быть) нормативного определения основополагающих принципов российского права, то оценка содержания данной категории достаточно эластична. И, хотя судебная практика по данному вопросу еще будет складываться, ее анализ уже позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, так же как и в отношении оговорки о публичном порядке, ссылка на основополагающие принципы российского права не должна вести к пересмотру существа решения третейского суда. Предметом оценки, как справедливо указывают арбитражные суды РФ в постановлениях по конкретным делам, должны являться проверка соответствия основополагающим принципам российского права самого решения третейского суда, соблюдение при его принятии основополагающих принципов российского права, т.е. его основных начал, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и особой общезначимостью, а не вопросы исследования третейским судом доказательств по делу или правильности применения норм материального или процессуального права.
На п. 2 ч. 3 ст. 233 АПК можно ссылаться лишь при нарушении основополагающих, фундаментальных принципов российского права, а не просто любых императивных норм. Неправильное применение третейским судом норм материального права или неполное установление обстоятельств дела при разрешении спора само по себе не может расцениваться как основание для отмены принятого третейским судом решения.
Примерами из судебной практики, при которых решения отменялись по рассматриваемому основанию, могут быть случаи, когда решение третейского суда основано на подложных документах (такой пример, в частности, приводится в п. 30 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов"), или случаи введения арбитров в заблуждение иным способом, или случаи, когда приведение в исполнение решения третейского суда будет противоречить решению российского суда, вступившему в законную силу. Такая ситуация возможна, например, когда решение третейского суда о взыскании суммы основано на договоре, признанном недействительным решением российского суда (см. анализ таких ситуаций в комментарии к ст. 244 АПК).
В указанных ситуациях суды не раз приходили к выводу о том, что взыскание третейским судом денежной суммы нарушает установленный ст. 16 АПК принцип обязательности судебных актов, что может приводить к неустранимым коллизиям решений арбитражных и третейских судов. Соответственно, решение третейского суда отменялось как нарушающее основополагающий принцип российского права.
Другую позицию по данному вопросу, правда, относительно приведения в исполнение решений международного коммерческого арбитража и применения оговорки о публичном порядке приводит Б.Р. Карабельников <1>.
--------------------------------
<1> См.: Карабельников Б.Р. Исполнение и оспаривание решений международных коммерческих арбитражей: Комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 г. и гл. 30 и 31 АПК РФ 2002 г. (3-е изд.). М.: Статут, 2008.
Отмена решения третейского суда по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 233 АПК, возможна также в случае нарушения фундаментальных принципов процессуального права, в частности, если не были обеспечены независимость, беспристрастность третейского суда, а также равноправие сторон в третейском разбирательстве.
В то же время, например, неприменение третейским судом положений ст. 333 ГК не должно рассматриваться как нарушение основополагающих принципов российского права, и такая позиция все чаще встречается в решениях судов по конкретным делам.
8. Согласно ч. 4 ст. 233 АПК решен
Судебная практика по статье 233 АПК РФ
Отказывая в удовлетворении заявления Бугаева Е.А., суд первой инстанции указал на отсутствие оснований, предусмотренных статьей 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым может быть отменено решение третейского суда.
Отменяя определение суда первой инстанции и прекращая производство по делу, суд кассационной инстанции сослался на следующие обстоятельства.
Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2017 N 305-ЭС16-19589 по делу N А40-207014/2015
Суды, руководствуясь статьей 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержащей исчерпывающий перечень оснований для отмены решения третейского суда, пришли к выводу о том, что решение МАК является законным и обоснованным; нарушения такого основополагающего принципа российского права, как равное отношение к сторонам, не установлено
Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 305-ЭС16-20748 по делу N А40-103711/2016
Отказывая в удовлетворении заявления об отмене решения МКАС, суд первой инстанции руководствовался статьей 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) и исходил из следующего. Вопрос о правильности применения нормы права третейским судом не входит в компетенцию арбитражного суда при рассмотрении заявления об отмене решения МКАС; при рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда арбитражный суд не вправе пересматривать решение по существу. Спор рассмотрен в МКАС на основании третейского соглашения, заключенного между сторонами спора, при этом МКАС не выходил за пределы третейского соглашения, взыскание неотработанного аванса связано с исполнением договора, сохраняющего свою силу в части финансовых обязательств, в связи с чем применение МКАС положений Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении является обоснованным. Доводы, приведенные в заявлении общества "СакРусэнерго", не подпадают под основания для отмены решения третейского суда, предусмотренные статьей 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2017 N 304-ЭС17-1477 по делу N А45-4693/2016
Арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом, либо решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права (статья 42 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах) и статья 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 305-ЭС17-2111 по делу N А40-157710/2016
Отменяя решение Арбитражного суда города Москвы, суд кассационной инстанции руководствовался статьями 233, 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержащими исчерпывающий перечень оснований для отмены решения третейского суда и отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, и исходил из того, что арбитражный суд не наделен полномочиями по пересмотру по существу решения третейского суда, а также по переоценке установленных третейским судом обстоятельств в рамках рассмотрения третейского дела.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 305-ЭС17-2111 по делу N А40-157710/2016
Основания для отмены решения третейского суда регламентированы статьей 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также указаны в статье 42 Федерального закона от 24.07.2001 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах) (в редакции, действующей на дату принятия решения третейским судом). Перечень данных оснований является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2017 N 305-ЭС15-20073 по делу N А40-188599/2014
Суд кассационной инстанции указал на необходимость при новом рассмотрении дела установить, какими законами, правовыми актами регулируется спорные правоотношения, наличие или отсутствие предусмотренных статьей 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения Третейского суда при некоммерческой организации - Фонд "Право и экономика ТЭК" от 30.07.2014 N 1/2014-479, с учетом положений статьи 40 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", разъяснений, содержащихся в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов", правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 2070/10 и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.06.2010 N 754-О-О, рассмотреть вопрос о возможности прекращения производства по делу.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.07.2017 по делу N 305-ЭС15-20073, А40-188599/2014
Суд кассационной инстанции указал на необходимость при новом рассмотрении дела установить, какими законами, правовыми актами регулируются спорные правоотношения, наличие или отсутствие предусмотренных статьей 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения Третейского суда при некоммерческой организации - Фонд "Право и экономика ТЭК" от 30.07.2014 N 1/2014-479, с учетом положений статьи 40 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", разъяснений, содержащихся в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов", правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 2070/10 и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.06.2010 N 754-О-О, рассмотреть вопрос о возможности прекращения производства по делу.
Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2017 N 305-ЭС17-10690 по делу N А40-110906/2016
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, руководствуясь статьями 233, 238, 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что доказательств, подтверждающих наличие оснований для отмены решения Третейского суда при ГК "Ростех", равно как и для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение указанного решения сторонами не представлено.
Определение Верховного Суда РФ от 11.09.2017 N 235-ПЭК17 по делу N А40-157710/2016
Названный вывод суда округа соответствует положениям статьи 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона от 24.07.2001 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".
Судебная коллегия, исходя из содержания решения третейского суда и предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации оснований для его отмены арбитражным судом, поддержала вывод суда округа об отсутствии таких оснований. и причин для отказа в выдаче исполнительного листа.
Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 N 2678-О
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Хохтиф Девелопмент Руссланд" оспаривает конституционность части 1 статьи 65 "Обязанность доказывания", пунктов 1 и 2 части 2 и пункта 2 части 3 статьи 233 "Основания для отмены решения третейского суда" АПК Российской Федерации в первоначальной редакции (данные положения воспроизведены соответственно в пунктах 1 и 2 части 3 и в пункте 2 части 4 статьи 233 АПК Российской Федерации в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ) и пункта 1 статьи 46 "Основания для отказа в выдаче исполнительного листа" Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (статья утратила силу с 1 сентября 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ).