1. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
2. Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом, по общим правилам подсудности, предусмотренным настоящим Кодексом, если в настоящем разделе не установлено иное.
3. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
- Статья 188.1. Частные определения
- Статья 190. Примирение сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Комментарий к ст. 189 АПК РФ
1. Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приведен в ст. 29 АПК. Административный характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями и использовавшие эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По общему правилу, закрепленному в ст. ст. 27, 29 АПК, споры по данной категории дел должны носить экономический характер, т.е. возникать в сфере предпринимательской (ст. 2 ГК) и иной экономической деятельности организаций, являющихся юридическими лицами, и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей. В случаях, установленных АПК и другими ФЗ, арбитражному суду подведомственны дела данной категории с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В качестве примера образований, не являющихся юридическими лицами, спор с участием которых подлежит рассмотрению в арбитражном суде, можно назвать территориальные подразделения государственных органов, которые наделены правом осуществления контрольных функций и применения мер принуждения. С участием граждан, не имеющих статуса предпринимателя, рассмотрению в арбитражном суде подлежат, например, дела об отказе, уклонении от регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Федеральным законом могут быть определены и иные случаи участия при рассмотрении дел в арбитражном суде образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
При разрешении вопроса о подведомственности того или иного дела, возникшего из административных или иных публично-правовых отношений, арбитражному суду следует учитывать и другие правила.
Согласно п. 4 ст. 27 АПК заявление по экономическому спору или иному делу, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем в дело привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: организация обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования о выделении земельного участка. По мнению организации, земельный участок выделен из ее земель. При этом земельный участок выделен гражданину А. Безусловно, что в данном случае гражданин А. должен быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, однако в отличие от АПК 1995 г. спор при данных обстоятельствах будет подлежать рассмотрению по существу в арбитражном суде.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов отнесены к подведомственным арбитражным судам. По общему правилу, к нормативным относятся такие акты, которые устанавливают общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц довольно многочисленны в практике арбитражных судов. Ненормативный правовой акт не обладает признаками, названными выше, адресован конкретному лицу. В качестве примера к данной категории дел можно отнести споры о признании недействительными решений налоговых, финансовых, таможенных, антимонопольных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о привлечении к ответственности организаций (предпринимателей) за нарушение соответствующего законодательства, о выделении (изъятии) земельных участков и т.д.
Дела об административных правонарушениях также многочисленны в практике арбитражных судов.
Для отнесения этих дел к подведомственности арбитражных судов необходимо соблюдение двух правил: участниками споров являются органы, должностные лица, юридические лица и предприниматели; административное правонарушение совершено при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Компетенция арбитражного суда по рассмотрению таких дел определена ст. 23.1 КоАП.
Дела о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания, также подведомственны арбитражному суду.
По иным делам, отнесенным федеральным законом к компетенции арбитражного суда, можно привести пример дела об обжаловании отказа или уклонения от государственной регистрации юридического лица (коммерческой организации) или индивидуального предпринимателя; о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, взыскание по которому производится в бесспорном порядке; об оспаривании постановлений, действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного пристава-исполнителя.
2. Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений, предусмотрен разделами I и II АПК. Для данной категории дел следует учитывать следующие особенности:
- в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности ВАС РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов. Остальные категории дел могут быть рассмотрены судьей единолично (ст. 17 АПК). Арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данной категории дел. ВАС РФ подсудны дела, указанные в ч. 2 ст. 34 АПК. Остальные дела административного судопроизводства подсудны арбитражным судам субъектов РФ;
- государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском или заявлением в арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 53 АПК);
- при обращении инспекций ФНС России в арбитражный суд с заявлением о взыскании с организации, предпринимателя налоговых санкций необходимо соблюдение досудебного порядка, который заключается в предложении (зафиксированном в решении о привлечении к налоговой ответственности, требовании или иным образом) добровольно уплатить сумму налоговой санкции (ст. 104 НК). Несоблюдение указанной досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные ст. 149 АПК, т.е. оставление заявления без рассмотрения;
- в соответствии со ст. 333.37 НК государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы освобождены от уплаты государственной пошлины;
- в отличие от общих правил доказывания обязанность доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, возлагается на государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностных лиц. В силу ст. 65 АПК другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений;
- обязательными условиями для признания недействительными актов органов, организаций, должностных лиц, незаконными действий (бездействия) являются несоответствие их закону, иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав заявителя;
- при удовлетворении требования по спору о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, в том числе на основании исполнительной надписи нотариуса, в резолютивной части указывается наименование, номер и дата документа, не подлежащего исполнению, и сумма, не подлежащая списанию (ст. 172 АПК);
- при удовлетворении требования о взыскании денежных сумм в резолютивной части решения арбитражный суд указывает общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением недоимки, пени, штрафа;
- по делу о признании недействительным акта органа, должностного лица в резолютивной части решения должны содержаться сведения о наименовании, номере, дате издания, других реквизитах акта и об органе, должностном лице, его издавшем; указание о признании акта недействительным полностью или в определенной части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в определенной части;
- при удовлетворении требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации арбитражный суд в резолютивной части обязывает соответствующий государственный орган осуществить такую регистрацию;
- при удовлетворении требования о признании незаконными действий (бездействия) арбитражный суд в резолютивной части решения обязывает орган, организацию, должностное лицо устранить в полном объеме допущенное незаконными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интересов организации или гражданина в установленный срок;
- в случае признания необоснованным привлечения организации или гражданина к административной ответственности в резолютивной части решения арбитражный суд указывает на отмену соответствующего решения (с обязательным указанием всех его реквизитов).
Об особенностях рассмотрения дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя см. комментарий к ст. 329 АПК.
Судебная практика по статье 189 АПК РФ
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 189, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями статей 15, 23 Закона о защите конкуренции, с учетом пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из несоответствия выводов антимонопольного органа установленным им обстоятельствам, пришли к выводу о незаконности решения и предписания управления, с чем согласился суд округа.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу N 308-КГ16-17829, А32-47881/2015
Частью 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2017 N 308-КГ17-11552 по делу N А32-2287/2017
Удовлетворяя ходатайство налоговых органов о передаче дела для рассмотрения по подсудности в Арбитражном суде Челябинской области, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 36, 37, 39, 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что обществом на основании главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлено требование о признании недействительным решения ИФНС по Советскому району, местом нахождения заявителя и указанной инспекции является город Челябинск, следовательно, рассмотрение дела Арбитражным судом Краснодарского края нарушает установленные арбитражно-процессуальным законодательством правила подсудности, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.03.2018 N 303-КГ17-20407 по делу N А51-13978/2016
Судебная практика исходит из того, что такие имущественные требования, заявленные в пределах трехлетнего срока давности, исчисляемого с момента, когда декларант узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными главой 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что в соответствии с частью 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на таможенный орган обязанность подтвердить законность правовых актов, в связи с принятием которых произведено взыскание таможенных платежей (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 8605/08).
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.05.2019 N 305-ЭС19-344 по делу N А40-15424/2018
Судебная практика исходит из того, что имущественные требования о возврате излишне поступивших в бюджет таможенных платежей, заявленные в пределах трехлетнего срока давности, исчисляемого с момента, когда декларант узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными главой 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что в соответствии с частью 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на таможенный орган обязанность подтвердить законность правовых актов, в связи с принятием которых произведено перечисление таможенных платежей.
Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2019 N 303-ЭС19-14993 по делу N А51-3388/2019
Отменяя определение суда, апелляционный суд, руководствуясь статьями 39, 189, 197, частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 54 от 12.10.2006 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", исходил из того, что в настоящем деле требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, к которым применяются общие правила подсудности (статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.10.2019 N 308-ЭС19-10710 по делу N А53-18751/2018
При этом, исходя из положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, антимонопольный орган доказывает наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства и послуживших основанием для вынесения соответствующего решения и (или) предписания, а также обоснованность применения заявленных мер.
Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2021 N 305-ЭС21-2822 по делу N А41-6342/2020
Согласно части 1 статьи 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2021 N 305-ЭС21-2822 по делу N А41-6342/2020
Согласно части 1 статьи 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 308-ЭС21-24604 по делу N А53-44722/2020
Придя к выводу о нарушении судами первой и апелляционной инстанций правил подсудности, суд округа, руководствуясь статьями 35, 36, 37, 38, пунктом 3 части 2 статьи 39, частью 2 статьи 189, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебные акты указанных судов отменил и направил дело на новое рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2022 N 2286-О
Приведенные предписания Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принципах распределения судебных расходов между участвующими в деле лицами применимы и в производстве в арбитражном суде по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, которые рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным указанным Кодексом, с особенностями, установленными его Разделом III (часть 1 статьи 189 АПК Российской Федерации).