1. Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
3. К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил компетенции, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
5. Арбитражные суды рассматривают относящиеся к их компетенции дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;
7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
7.1) по спорам, указанным в статье 248.1 настоящего Кодекса;
8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
7. При обращении в арбитражный суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны арбитражному суду, другие - суду общей юрисдикции, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных арбитражному суду, и о возвращении заявления в части требований, подсудных суду общей юрисдикции.
- Статья 26. Последствия удовлетворения заявления об отводе
- Статья 28. Компетенция арбитражных судов по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений
Комментарий к ст. 27 АПК РФ
1. При характеристике правил подведомственности обратим внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, в АПК 2002 г. при сохранении отдельных спорных и смежных вопросов подведомственности окончательно сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) - связан либо нет предмет спора с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Критерий субъектного состава, хотя и остался, но отошел постепенно на второй план, тем самым обеспечивая специализацию каждого из судов гражданской юрисдикции.
Соответственно, расширилась подведомственность дел арбитражным судам, в частности, в сфере корпоративных отношений и при защите прав больших групп (гл. 28.1 и 28.2 АПК), появились новые категории дел, которые ранее не рассматривались арбитражными судами (например, об оспаривании решений третейских судов - ст. 31 и гл. 30 АПК), либо принципиально шире стала подведомственность по ранее рассматриваемым арбитражными судами делам, в частности, в сфере нормоконтроля (см. ст. 29 и гл. 23 АПК), при признании и исполнении решений иностранных судов и арбитражей. В качестве основного критерия, правда, не во всех случаях, все более выступает характер спора и содержание правоотношения, из которого возник спор, наряду с правовым статусом сторон.
Во-вторых, определенные категории дел отнесены к специальной подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев (см. ст. ст. 33, 225.1). Это очень важные новеллы, которые позволяют исключить конфликты в сфере подведомственности с судами общей юрисдикции и обеспечить единообразное рассмотрение определенных категорий дел.
В-третьих, за исключением дел, отнесенных к специальной подведомственности дел арбитражным судам, сохранились правила множественной подведомственности ряда категорий дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам в зависимости от критерия субъектного состава. Например, дела из гражданских правоотношений (кроме перечисленных в ст. 33 АПК) по-прежнему подведомственны арбитражным судам, если сторонами спора являются юридические лица и (или) граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей. В остальных случаях они подведомственны судам общей юрисдикции. Однако будучи возбужденными в арбитражном суде в соответствии с правилами комментируемой статьи, такие дела уже не изменяют свою подведомственность в дальнейшем и рассматриваются в арбитражном процессе.
Изменилось также понимание подведомственности в сфере исполнительного производства (см. комментарий к ст. 329), особенно после принятия новой редакции ФЗ "Об исполнительном производстве" 2007 г.
В-четвертых, изменились последствия привлечения к участию в деле в арбитражном процессе в ходе производства по делу в качестве третьих лиц без самостоятельных требований граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Если по АПК 1995 г. это приводило к прекращению производства по делу в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду, то теперь согласно ч. 4 данной статьи дело в любом случае подлежит рассмотрению в арбитражном суде, принявшем его к производству.
В-пятых, разрешен порядок передачи дел, которые отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов, из производства судов общей юрисдикции, поскольку правила § 1 гл. 4 введены в действие в особом порядке - через десять дней со дня официального опубликования нового АПК.
Согласно ст. 7 ФЗ "О введении в действие АПК РФ" (далее - Вводный закон) дела, которые находятся в производстве судов общей юрисдикции и которые в соответствии с АПК отнесены к подведомственности арбитражных судов, в течение двух недель со дня введения в действие § 1 "Подведомственность" гл. 4 АПК с согласия истцов передаются судам общей юрисдикции в соответствии с правилами подсудности, установленными АПК и действующими на момент передачи дела.
Если истец не согласен на передачу его дела судом общей юрисдикции в арбитражный суд, то суд общей юрисдикции должен был прекратить производство по делу в связи с неподведомственностью дела суду общей юрисдикции. Последнее положение ст. 7 Вводного закона нуждается в уточнении, поскольку ни ГПК (ст. 220), ни АПК (ст. 150) не предусматривают такого основания для прекращения производства по делу, как неподведомственность. Производство по делу прекращается в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в данной системе судов, которое включает в себя в свою очередь и неподведомственность.
Такие же правила были установлены в связи с уточнением правил подведомственности по корпоративным спорам в соответствии с ФЗ от 19.07.2009 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее ФЗ N 205-ФЗ). Дела, которые отнесены к подведомственности арбитражных судов в соответствии с предусмотренными АПК правилами и которые находятся в производстве судов общей юрисдикции на день вступления в силу ФЗ N 205-ФЗ, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством (п. 6 ст. 15 ФЗ N 205-ФЗ).
Суды общей юрисдикции отказывают в принятии заявлений по отнесенным к подведомственности арбитражных судов АПК (в редакции ФЗ N 205-ФЗ) делам, поступившим до дня вступления в силу ФЗ N 205-ФЗ и не принятых к производству судами общей юрисдикции на день вступления в силу ФЗ N 205-ФЗ, в связи с неподведомственностью таких дел судам общей юрисдикции на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК (п. 7 ст. 15 ФЗ N 205-ФЗ).
В-шестых, принципиально изменились процессуально-правовые последствия неподведомственности дела арбитражному суду. В АПК нет оснований для отказа в принятии искового заявления (в том числе и в связи с неподведомственностью), поскольку установление обстоятельств дела, свидетельствующих об отсутствии права на обращение в суд, производится в судебном заседании и может быть основанием для прекращения производства по делу (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК). Временная неподведомственность дела арбитражному суду, связанная с несоблюдением претензионного порядка, является основанием либо для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК), либо для оставления заявления без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК). Соответственно, ответчик вправе выдвигать возражения против истца, обосновывая неподведомственность дела арбитражному суду.
В-седьмых, ряд положений о подведомственности вступает в силу только после принятия соответствующих ФЗ. В частности, согласно ч. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 191 АПК дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственны арбитражным судам, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (см. подробнее комментарий к ст. 29 АПК).
2. Часть 2 ст. 27 связывает подведомственность дел арбитражному суду по общему правилу не только с характером спорного правоотношения, но и с его субъектным составом, а именно юридическим статусом сторон, что позволяет более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. К числу субъектов споров, с участием которых дела рассматриваются арбитражными судами, относятся следующие.
Во-первых, юридические лица, т.е. организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК).
Во-вторых, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (см. ст. 23 ГК). Для подведомственности экономического спора арбитражному суду необходимо, чтобы спор возник между гражданами-предпринимателями либо между организацией и гражданином-предпринимателем. Правило о подведомственности спора арбитражному суду сохраняется до тех пор, пока гражданин не утратит статус индивидуального предпринимателя.
В-третьих, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота (ст. ст. 2, 124 ГК) или публично-правовых отношений, споры из которых отнесены к подведомственности арбитражных судов.
В-четвертых, государственные органы, иные органы, должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе с целью защиты имущественных интересов государства и представляемых ими органов.
В-пятых, в случаях, установленных АПК и другими ФЗ, арбитражному суду подведомственны дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В этом плане АПК предусматривает правила специальной подведомственности (ст. 33 АПК).
В-шестых, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями (ч. 5 ст. 27 АПК), если иное не предусмотрено международным договором РФ.
3. Согласно правилу ч. 3 ст. 27 АПК круг дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, не является закрытым и может расширяться путем принятия новых ФЗ. При этом речь идет об отнесении к подведомственности арбитражных судов новых дел путем расширения правил специальной подведомственности, когда данная новая категория дел не относится к ведению арбитражных судов по общим критериям (характер правоотношения и правовой статус сторон), равно как и о внесении уточнений в правила, регулирующие подведомственность, в целях устранения возникающих коллизий правоприменения.
4. Согласно ч. 4 ст. 27 АПК заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Независимо от статуса новых участников процесса, вступающих в дело, арбитражный суд вправе рассмотреть его до конца и разрешить вопрос о правах и обязанностях и новых участников процесса.
5. Правило ч. 5 ст. 27 АПК определяет подведомственность дел с участием иностранных лиц. Возникает вопрос о том, как они соотносятся с положениями ч. 2 ст. 22 ГПК, которая относила дела с участием иностранных лиц к ведению судов общей юрисдикции. Данные положения следует толковать таким образом, что дела с участием иностранных лиц должны рассматриваться каждым из органов судебной власти в соответствии с их компетенцией. Если спор с участием иностранных лиц и организаций с иностранными инвестициями носит экономический характер и связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, то тогда он подведомствен арбитражному суду. В остальных случаях, например, споры из трудовых, семейных отношений с участием иностранных лиц подведомственны судам общей юрисдикции.
6. Необходимо отметить, что достижение абсолютной "чистоты" разграничения предметов ведения между арбитражными судами и судами общей юрисдикции является делом будущего. Это связано со сложностью законодательства, отсутствием согласованности судебной практики и целым рядом других причин объективного и субъективного характера.
В ряде случаев, основываясь на широком понимании права на судебную защиту, арбитражные суды принимают к рассмотрению дела с достаточно сомнительной компетенцией <1>. Например, дело об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного по сводному исполнительному производству, в которое входят в числе прочих исполнительные производства, возбужденные на основании удостоверений комиссии по трудовым спорам, неподведомственно арбитражному суду. Однако в связи с отказом суда общей юрисдикции в рассмотрении указанного спора и с учетом права заявителя на судебную защиту дело согласно Постановлению Президиума ВАС РФ N 7131/08 от 21.10.2008 подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
--------------------------------
<1> См., примеры такого рода дел: Зайцев Р.В. Практика арбитражных судов РФ по рассмотрению неподведомственных дел // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 12. С. 28 - 32.
В то же время в Постановлении ЕСПЧ от 23.07.2009 по делу "Сутяжник (Sutyazhnik) против РФ" (жалоба N 8269/02) в отношении судебного акта ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС от 26.09.2000 N 3599/00) было констатировано, что имела место отмена решения в надзорном порядке, прежде всего, в интересах правового пуризма, а не с целью устранения ошибки, имеющей существенное значение для судебной системы. Основанием для отмены была ошибка в определении компетентного суда, поскольку заявитель обжаловал отмену в порядке надзора вступившего в законную силу решения арбитражного суда, обязавшего региональное управление Минюста России перерегистрировать организацию. По делу было допущено нарушение требования ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судебная практика по статье 27 АПК РФ
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, исследовав существо требований, заявленных Акатьевым В.Е., руководствуясь статьями 27, 29, 127.1, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что исковое заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Арбитражный суд Уральского округа, проверив постановление апелляционного суда в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с изложенными в нем выводами согласился.
Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2019 N 309-ЭС18-23906 по делу N А47-13171/2017
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 27, 28 АПК РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", пункте 13 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, приняв во внимание условия договора беспроцентного займа и решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14.02.2018 по делу N 2-807/2018, исходили из того, что спор не имеет экономического характера, поскольку товар приобретался для личных бытовых нужд, обусловленных строительством жилого дома физическим лицом, находящимся с ответчиком в фактических брачных отношениях. Судами отмечено, что из материалов дела не следует, что товар был приобретен ответчиком в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и использован на нужды такой деятельности.
Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2019 N 305-ЭС18-24192 по делу N А41-47046/2018
Вместе с тем действующее арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает возможности отнесения к подведомственности арбитражных судов споров между юридическим и физическим лицами, кроме споров, отнесенных положениями статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к специальной подведомственности арбитражных судов, к которым требования Новикова А.Е., Полякова Б.М., Попова Ю.М. не относится.
Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2019 N 306-КГ18-26207 по делу N А65-31682/2018
Суды, руководствуясь статьями 27, 28, 29, 127.1 Арбитражного процессуального кодекса, пришли к выводу о том, что данный спор находится в сфере организации рассмотрения обращений граждан, то есть исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законодательством публично-правовых обязанностей, а не в области осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Судами принято во внимание, что указанные в заявлении действия Исполнительного комитета г. Казани были предметом рассмотрения Арбитражным судом Республики Татарстан в рамках дела N А65-22183/2018, возбужденного по заявлению предпринимателя о признании недействительными разрешений на реконструкцию и ввод спорного объекта в эксплуатацию.
Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2019 N 307-ЭС18-25694 по делу N А66-8482/2017
Отменяя судебные акты и прекращая производство по делу, суд округ руководствовался пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 27, пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из того, что предъявленное товариществом требование касается организационно-управленческой деятельности администрации, вытекающей из публичной обязанности органа местного самоуправления в области дорожной деятельности, в связи с чем спор между сторонами не является экономическим и не подведомственен арбитражному суду.
Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2019 N 305-ЭС19-831 по делу N А41-45206/2018
Суды, руководствуясь статьями 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса, установив, что решения начальника ООО "МосОблЕИРЦ" Смирновой Е.В. по своей правовой природе не обладают признаками ненормативного акта, не содержат властно-распорядительных предписаний, не устанавливают, не изменяют и не отменяют никакие права и обязанности СНТ, не определяют меру ответственности, носят информационный характер, пришли к выводу о том, что указанные процессуальные документы не могут быть оспорены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса; оспариваемое заявление подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2019 N 308-ЭС18-25496 по делу N А32-12361/2017
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 27, 28, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, статьями 167, 168, 169, 181, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), разъяснениями, приведенными в пунктах 34, 35, 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), пришли к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в части требований Товарищества об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе спорного объекта недвижимости - многоквартирного дома и об отсутствии оснований для удовлетворения иска в остальной части, в том числе по причине пропуска истцом срока исковой давности, о применении которой заявили ответчики.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 N 803-О
Положения статьи 4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", статей 27 и 28 АПК Российской Федерации, устанавливающие компетенцию арбитражных судов по рассмотрению указанных в них категорий дел, направлены на реализацию гарантированного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права каждого на судебную защиту его прав и свобод и не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права граждан и организаций.
Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 307-ЭС19-5215 по делу N А56-148214/2018
Отказывая в принятии заявления, суды руководствовались положениями статей 27, 29, 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 36 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", исходил из того, что указанное заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, иных требований Смольской Е.Ф. не обозначено.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 N 5-КГ19-30
Частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дело может быть рассмотрено арбитражным судом с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том случае, когда это предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или федеральным законом.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2019 N 305-ЭС19-6818 по делу N А40-222377/2017
Передавая кассационную жалобу предпринимателя по подсудности в Суд по интеллектуальным правам, суд кассационной инстанции руководствовался статьями 27, 39 АПК РФ, положениями Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", разъяснениями, содержащимися в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 60 "О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам", и, исходя из предмета заявленных требований, пришел к выводу о том, что жалоба не подлежит рассмотрению судом округа в качестве суда кассационной инстанции.