1. Если иное не установлено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон, в соответствии с которыми рассмотрение споров с их участием отнесено к компетенции иностранных судов, международных коммерческих арбитражей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, к исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации относятся дела:
1) по спорам с участием лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза;
2) по спорам одного российского или иностранного лица с другим российским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются ограничительные меры, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
2. В целях настоящей главы к лицам, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера, относятся:
1) граждане Российской Федерации, российские юридические лица, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера;
2) иностранные юридические лица, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера и основанием для применения таких мер являются ограничительные меры, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
3. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, вправе:
1) обратиться за разрешением спора в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения или месту жительства при условии, что в производстве иностранного суда или международного коммерческого арбитража, находящихся за пределами территории Российской Федерации, отсутствует спор между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
2) обратиться в порядке, предусмотренном статьей 248.2 настоящего Кодекса, с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
4. Положения настоящей статьи применяются также в случае, если соглашение сторон, в соответствии с которым рассмотрение споров с их участием отнесено к компетенции иностранного суда и международного коммерческого арбитража, находящихся за пределами территории Российской Федерации, неисполнимо по причине применения в отношении одного из лиц, участвующих в споре, мер ограничительного характера иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, создающих такому лицу препятствия в доступе к правосудию.
5. Положения настоящей статьи не препятствуют признанию и приведению в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, принятых по иску лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо если это лицо не возражало против рассмотрения с его участием спора иностранным судом, международным коммерческим арбитражем, находящимися за пределами территории Российской Федерации, в том числе не обращалось с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
- Статья 248. Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц
- Статья 248.2. Запрет инициировать или продолжать разбирательство по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера
Судебная практика по статье 248.1 АПК РФ
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 248.1, 248.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришли к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, которые создают препятствия в доступе к правосудию, не позволяют реализовать право на судебную защиту в Арбитражном институте Торговой палаты г. Стокгольма.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2021 N 309-ЭС21-6955 по делу N А60-36897/2020
Обращаясь в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о запрете обществу "РТС ПЕСА Быдгощ" продолжать разбирательство в Арбитражном институте Торговой палаты г. Стокгольма по делу N V 2018/114, общество "Уралтрансмаш" со ссылкой на положения статей 248.1 и 248.2 АПК РФ указывало о применении к нему мер ограничительного характера, введенных регламентом Совета Европейского союза от 31.07.2014 N 833/2014 (в редакции основного текста от 08.09.2014) и решением Совета Европейского союза от 31.07.2014 N 2014/512/CFSP (в редакции основного текста от 08.09.2014).
Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2021 N 304-ЭС21-17833 по делу N А45-3763/2021
Отменяя определение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требования, суд округа, руководствуясь положениями статей 241, 244, 248.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Соглашением стран СНГ от 20.03.1992 "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", разъяснениями, изложенными в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом", пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными", учитывая, что в соответствии с условиями договора спор подлежит рассмотрению в установленном порядке в суде по месту нахождения ответчика, надлежащий суд определяется по правилам территориальной подсудности этого государства, пришел к выводу, что спор был рассмотрен некомпетентным судом, в связи с чем оснований для признания и приведения в исполнение решения Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан у суда первой инстанции не имелось.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2021 N 309-ЭС21-6955(1-3) по делу N А60-36897/2020
Правовая позиция общества "Уралтрансмаш" основывалась на положениях статей 248.1 и 248.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и мотивирована вовлечением его в разбирательство по арбитражному спору в иностранной юрисдикции и применением к нему иностранными государствами мер ограничительного характера. В качестве таких мер заявитель сослался на регламент Совета Европейского союза от 31.07.2014 N 833/2014 (в редакции основного текста от 08.09.2014) и решение Совета Европейского союза от 31.07.2014 N 2014/512/CFSP (в редакции основного текста от 08.09.2014), которыми установлен запрет прямой или косвенной покупки, продажи, оказания инвестиционных услуг или помощи при страховании или иных сделках с обращаемыми ценными бумагами и инструментами денежного рынка сроком погашения более тридцати дней, выпущенными после 12.09.2014 (статья 5 (2) (a), (c) регламента, статья 1 (2) (a), (c) решения); запрет заключать или принимать участие в любых соглашениях по предоставлению новых займов или кредитов сроком погашения более тридцати дней после 12.09.2014 (статья 5 (3) регламента, статья 1 (3) решения). Заявитель также указал на установление в его отношении ограничительных мер (персональных санкций) Соединенными Штатами Америки и рядом европейских государств.
Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2022 N 86-ПЭК22 по делу N А60-36897/2020
В надзорной жалобе компания просит отменить определение Судебной коллегии от 09.12.2021, оставить в силе определение Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2021, ссылаясь на несоответствие данного Судебной коллегией толкования буквальному прочтению статей 248.1 и 248.2 АПК РФ, выход Судебной коллегии за пределы своих полномочий и нарушение права ответчика на судебную защиту.
Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2022 N 305-ЭС22-11060 по делу N А40-155367/2020
Суд, руководствуясь статьей 248.1 АПК РФ, с учетом ранее вынесенного и вступившего в законную силу определения Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2020 по настоящему делу, отклонил ходатайство ответчиков об оставлении искового заявления без рассмотрения по пункту 5 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2022 N 302-ЭС22-16135 по делу N А19-14701/2021
Исходя из предмета заявленных требований, настоящий спор не относится к исключительной компетенции арбитражных судов Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 4 Соглашения от 20.03.1992, статьи 248, 248.1 АПК РФ).
Основания для договорной компетенции арбитражных судов Российской Федерации в настоящем случае также отсутствуют (пункт 2 статьи 4 Соглашения от 20.03.1992, статья 249 АПК РФ), поскольку между участниками спора отсутствует пророгационное соглашение о выборе арбитражных судов Российской Федерации в качестве компетентного органа разрешения споров из рамочного договора.