1. Арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и другие).
2. Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если:
1) исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации;
2) исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;
3) не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.
3. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
4. Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.
- Статья 255. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения
- Статья 256.1. Производство по делам с участием иностранного государства
Комментарий к ст. 256 АПК РФ
1. Основания и источники. Нахождение участников спора и доказательств за границей нередко создает суду, рассматривающему дело, дополнительные сложности. Они объективно связаны с невозможностью прямого распространения властных полномочий юрисдикционных органов и обеспечивающего их принуждения на территорию иностранных государств. Будучи основанной на концепции территориального суверенитета, компетенция национальных судов по общему правилу останавливается на границе <1>. Одним из средств преодоления "разрывов" национальных правопорядков в процессуальной области является механизм поручения (commission rogatoire, rogatory letter или letter of request), которое чаще всего является судебным.
--------------------------------
<1> Полномочия некоторых международных юрисдикционных органов, таких как, например, Международный уголовный трибунал в Гааге, Европейский суд по правам человека в Страсбурге и ряд других, имеют экстерриториальный характер и обязательны для всех органов государств - членов соответствующих организаций (ООН, Совет Европы).
Под судебным поручением традиционно понимается процедура передачи одним судьей другому своих полномочий по совершению определенного процессуального действия. Техника судебных поручений не является новшеством в мировой практике и имеет многовековую историю. При этом в отличие от внутреннего правопорядка, в котором использование данного механизма - это вопрос скорее целесообразности (см. комментарий к ст. ст. 73, 74 АПК), в области международных отношений он представляет собой основную форму оказания правовой помощи государствами.
2. Статья 256 не регламентирует по существу процедур судебного поручения, используемых при международном сотрудничестве, отсылая к международным источникам. Направление и исполнение судебного поручения арбитражным судом РФ может быть основано на международном договоре, ФЗ или на правилах международной вежливости.
Международные договоры. РФ связана двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским (в широком смысле) делам порядка с 50 государствами мира <1>. Все эти международные договоры содержат специальные разделы, нормы которых достаточно детально регулируют порядок использования судебных поручений компетентными органами двух государств.
--------------------------------
<1> См. список международных договоров о правовой помощи на сайте Министерства юстиции РФ: http:// www.minjust.ru/ ru/ activity/ international_ co-operation/ dogovor/.
Кроме того, Россия участвует в ряде многосторонних международных конвенций, которые предусматривают использование механизма судебных поручений в рамках сотрудничества между компетентными органами государств-участников. Это: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20.03.1992, далее - Киевское соглашение); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.1993, далее - Минская конвенция); Конвенция о вручении за границей судебных и несудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15.11.1965, далее - Гаагская конвенция 1965 г.); Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 18.03.1970, далее - Гаагская конвенция 1970 г.).
При конкуренции в деле норм нескольких международных соглашений, регулирующих процедуры судебного поручения, следует применять те из них, которые предусматривают упрощенный, ускоренный порядок взаимоотношений, а значит, более выгодны для сторон и суда. Не должны приниматься во внимание общий или специальный характер конкурирующих норм, а также время заключения (ратификации, присоединения) содержащих их международно-правовых актов.
Федеральные законы. В настоящее время в России отсутствуют ФЗ, непосредственно предусматривающие передачу и исполнение судебных поручений в рамках оказания международной правовой помощи. Однако с учетом того, что ряд международных соглашений по вопросам оказания правовой помощи не носят объективно обязательного и (или) исключительного характера, допустимо также для извещения участников процесса и (или) получения доказательств за границей параллельное применение соответствующих норм АПК <1>.
--------------------------------
<1> Вопрос об обязательности и (или) исключительности Гаагских конвенций 1965 г. и 1970 г., а значит, и применимости внутренних процессуальных норм в международных делах остается до настоящего времени дискуссионным. Официальное мнение Постоянного Бюро Гаагской конференции по международному частному праву и ряда специальных комиссий, изучавших данный вопрос в 2003 и 2009 гг., сводится к тому, что указанные Конвенции не носят обязательного характера, но имеют исключительный характер. См. дополнительно: Практическое руководство по применению Гаагской конвенции от 15.11.1965 о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам. М.: Волтерс Клувер, 2007; The mandatory/non-mandatory character of the evidence convention. Permanent Bureau. Prel. Doc. N 10. December 2008; Conclusions and recommendations of the Special Commission on the practical operation of the Hague apostille, service, taking of evidence and acces to justice conventions. Permanent Bureau. February 2009. P. 4.
Международная вежливость. В отсутствие двусторонних (многосторонних) международных соглашений возможно направление в иностранное государство судебного поручения, равно как исполнение арбитражным судом на территории РФ поручения иностранного суда (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса"). Внедоговорное оказание правовой помощи основано на правилах международной вежливости (courtoisie internationale), признаваемых большинством государств мира. Причем в данном случае речь идет об "активной" вежливости, когда одно государство, на территории которого осуществляются определенные процессуальные действия, предоставляет в распоряжение другого по его просьбе свой государственный аппарат. Взаимность позволит ему, в свою очередь, рассчитывать на помощь запрашивающего государства в необходимом случае.
Добровольная взаимопомощь позволяет также избежать возможных угроз суверенитету запрашиваемого государства. Процессуальные действия в этом случае совершаются с использованием его национальных инструментов, под его контролем и, кроме того, могут быть обеспечены соответствующими мерами принуждения.
Тем не менее добровольная основа такой помощи, когда ее предоставление или непредоставление, равно как и решение других, "второстепенных" вопросов о ее сроках и формах, целиком зависит от усмотрения компетентных органов запрашиваемого государства, неустойчива и может в определенный момент помешать реальному сотрудничеству.
3. Область применения и предмет поручений. Исполнение поручений иностранных судов возможно только при соблюдении материальной и территориальной компетенции арбитражного суда (см. гл. 4 АПК). В силу специализированного характера арбитражных судов в РФ они будут компетентны исполнять только поручения, которые направлены в рамках рассмотрения иностранными судами экономических споров. При определении "экономического" характера спора неизбежны расхождения между российским и иностранным правом. Приоритет должен отдаваться российскому праву в силу принципа территориального верховенства, когда только самому государству принадлежит право определения властных полномочий его властных органов. В то же время арбитражный суд, решая здесь вопрос о собственной компетенции, может принять во внимание нормы иностранного права, основываясь на правилах международной вежливости и п. 2 ст. 1192 ГК.
И наоборот, при направлении арбитражным судом РФ поручения о совершении отдельных процессуальных действий иностранному суду или иному компетентному органу следует учитывать компетенцию последнего согласно праву страны его нахождения.
4. Как правило, международные договоры о правовой помощи максимально широко определяют объект своего регулирования. Однако это далеко не всегда позволяет исключить сомнения в компетентности конкретного суда из-за расхождений в квалификации одних и тех же терминов международно-правовых актов.
Например, две Гаагские конвенции - 1965 г. и 1970 г. - ограничивают поле своего применения "гражданскими и торговыми делами", никак не раскрывая, что следует под ними понимать. Основные сложности в мировой практике вызвал вопрос о возможности использования механизмов судебного поручения, предусмотренных данными международными актами, при наличии в деле публичного элемента. Так, по сложившейся российской традиции, понятие "гражданское или торговое (коммерческое) дело" толкуется расширительно и включает экономические споры, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности (см. комментарий к ст. 29 АПК). Могут ли арбитражные суды РФ при осуществлении административного судопроизводства направлять судебные поручения иностранным судам на основании названных Конвенций? В принципе, ответ должен быть положительным, хотя такая возможность будет целиком зависеть от запрашиваемой стороны и ее "терпимости". Неоднократно озвученное мнение самой Гаагской конференции и ее институтов состоит в необходимости расширительного и автономного толкования термина "гражданские и торговые дела", используемого в указанных Конвенциях <1>. В частности, механизмы Гаагских конвенций могут использоваться в таких смежных областях, как дела о банкротстве, страховые споры, трудовые и антимонопольные дела. В целом проблема расширительного толкования предмета регулирования международно-правовых договоров сама по себе не является источником нарушения их нормального функционирования, если в запрашиваемом и запрашивающем государствах признается "гибкий" подход к определению материальной области их действия. В то же время здесь следует избегать возможных конфликтов компетенции с соглашениями о правовой помощи по налоговым и административным делам.
--------------------------------
<1> Параграфы 69 - 72 Выводов и рекомендаций Специальной комиссии 2003 г. по практическому применению Гаагских конвенций об апостиле, получении доказательств и вручении документов. Цит. по: Практическое руководство по применению Гаагской конвенции от 15.11.1965 о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам. М.: Волтерс Клувер, 2007; Conclusions and recommendations of the Special Commission on the practical operation of the Hague apostille, service, taking of evidence and acces to justice conventions. Permanent Bureau. February 2009. N 13 - 16.
Более очевидным следует признать решение Киевского соглашения, в котором прямо указывается, что объектом сотрудничества между государствами - участниками СНГ являются "вопросы разрешения дел, вытекающие из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним" (ст. 1). При этом также достаточно четко определяется понятие "хозяйствующие субъекты", под которыми понимаются "предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя..." (ст. 2).
5. Предметом "внешнего" судебного поручения может быть совершение самых различных процессуальных действий: вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен. Например, Постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" говорит о таких видах судебных поручений, как: вручение документов участнику арбитражного процесса, опрос свидетелей, производство экспертизы, обеспечение иска, признание и исполнение судебного решения, взыскание судебных расходов и т.д.
Представляется, что указание на возможность организации процедур признания и исполнения (exequatur) на основании судебного поручения неверно и противоречит принципу диспозитивности. Только само заинтересованное лицо (взыскатель) может ходатайствовать о приведении в исполнение иностранного судебного решения на территории РФ или же решения арбитражного суда на территории иностранного государства. Кроме того, сама конструкция судебного поручения как механизма передачи полномочий противоречит подобному толкованию предмета поручений. Суд, рассматривающий ходатайство об экзекватуре, действует исключительно в рамках собственных автономных полномочий и не связан прямо с процедурой в иностранном государстве.
Исключение составляют лишь исполнительные документы о взыскании судебных расходов, которые в соответствии со ст. 18 Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. могут передаваться компетентным органам соответствующих иностранных государств и приниматься арбитражными судами РФ с использованием механизма судебного поручения.
Нередко сами международные соглашения определяют перечень процессуальных действий, могущих стать предметом поручения (ст. 1 Гаагской конвенции 1965 г., ст. 1 Гаагской конвенции 1970 г., ст. 5 Киевского соглашения, ст. 6 Минской конвенции). На практике наиболее часто поручения используются для вручения или уведомления за рубежом о судебных документах, а также для получения доказательств.
6. Процедура. Поручение о совершении отдельных процессуальных действий проходит два основных этапа: а) передачу компетентному органу иностранного государства; б) исполнение. Кроме того, в качестве факультативной, но всегда желательной стадии выступает адаптация полученных результатов исполнения поручения компетентным органом иностранного государства к национальной процедуре.
Порядок передачи и исполнения поручений может быть различным и в каждом конкретном случае должен определяться на основании норм применимого международного соглашения, участником которого является РФ.
7. Передача поручений. Здесь возможны следующие варианты передачи поручений.
Дипломатический, или консульский, путь. Это классический способ передачи поручений, который в настоящее время практически утратил свое значение ввиду громоздкости и больших затрат времени <1>. Например, использование арбитражным судом дипломатического пути передачи поручений включает цепочку: Минюст РФ - МИД РФ - Посольство (консульство) РФ в иностранном государстве - МИД иностранного государства - учреждение юстиции иностранного государства - компетентный суд или иной орган. Использование дипломатического пути передачи судебных поручений предусмотрено рядом двусторонних соглашений РФ, в частности с Финляндией (ст. 4), Италией (ст. 4), Грецией (ст. 4), Кипром (ст. 4), Тунисом и рядом других государств. Здесь необходимо учитывать, что в случае, когда запрашиваемое государство, так же как и РФ, является участником многосторонней конвенции, упрощающей порядок передачи судебных поручений, применяются положения последнего.
--------------------------------
<1> В то же время дипломатический путь передачи судебных поручений остается основным в случае отсутствия соответствующего соглашения между запрашивающим и запрашиваемым государствами.
Через Центральный орган. В мировой договорной практике это самый распространенный способ передачи судебных поручений. В частности, назначение Центрального органа, обязанного обеспечивать прием и передачу для исполнения компетентному органу своего государства поручений, исходящих от судебных органов другого государства, предусматривается в Гаагских конвенциях 1965 и 1970 гг. (ст. 2) <1>. В России функции Центрального органа выполняет Министерство юстиции РФ, хотя по Гаагской конвенции 1970 г. о получении доказательств соответствующего заявления до настоящего времени так и не сделано. Представляется, что данное обстоятельство не ограничивает применение ратифицированного в установленном порядке международного договора. Судебные поручения направляются Центральному органу запрашиваемого государства без посредничества какого-либо другого органа этого государства. При этом данные Конвенции не содержат запрета для судов передавать судебные поручения минуя обращение к Центральному органу своего государства (абз. 1 ст. 3 Конвенции 1965 г., ст. 2 Конвенции 1970 г.).
--------------------------------
<1> Федеральные законы от 12.02.2001 N 10-ФЗ, N 11-ФЗ. При этом заявление о назначении Центрального органа и ряд оговорок по Гаагской конвенции 1965 г. были сделаны МИДом РФ только в 2004 г. По Гаагской конвенции 1970 г. таких заявлений до сих пор не сделано. См. информацию о ратификации и заявлениях, сделанных при этом государствами-участниками, на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву: http://www.hcch.net
Аналогичный порядок сношений и передачи поручений предусматривается рядом двусторонних соглашений РФ о правовой помощи, как, например, с: Азербайджаном (ст. 4), Болгарией (ст. 3), Китаем (ст. 2), Эстонией (ст. 4), Венгрией (ст. 3) и др. Центральным органом в подавляющем числе случаев выступают Минюст и иногда Генеральная прокуратура РФ и их аналоги в иностранном государстве.
Несколько отличается регулирование порядка передачи поручений в соответствии со ст. 5 Минской конвенции, которая предусматривает возможность сношения не только через центральные, но и территориальные и через другие органы, перечень которых определяется каждым государством - участником Конвенции, о чем уведомляется депозитарий.
Непосредственно компетентному органу. Поручение в этом случае направляется напрямую суду или иному органу, компетентному совершить запрашиваемые процессуальные действия. Такой порядок передачи поручений предполагает высокий уровень доверия, существующий между государствами. В частности, он предусматривается в Киевском соглашении (ч. 3 ст. 5). Разъясняя данное положение, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса", в частности, указал, что судебные поручения арбитражных судов РФ направляются в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину почтовой связью, без перевода, непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры на территории этих государств (п. 18).
По такому же пути пошли государства Евросоюза, признав за общее правило, когда судебные поручения между судами и иными органами государств - членов ЕС передаются напрямую. Такой порядок установлен в отношении направления поручений о вручении судебных документов по гражданским и торговым делам (п. 1 ст. 4 Регламента ЕС от 29.05.2000 N 1348/2000) и о получении доказательств по тем же категориям дел (ст. 2 Регламента ЕС от 28.05.2001 N 1206/2001).
Согласно п. 19 Постановления ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 судебные поручения арбитражных судов в Монгольскую Народную Республику направляются как через Минюст РФ, так и через управления юстиции приграничных республик, краев и областей РФ.
8. Судебное поручение должно содержать некоторое количество обязательных элементов, касающихся сведений о сторонах, самом деле и запрашиваемых действиях (п. п. "а" - "г" ст. 3 Гаагской конвенции 1970 г.; ст. 7 Минской конвенции). Иногда форма и содержание поручения прямо определяются в международном договоре, включающем в качестве приложения формуляры соответствующих документов (приложения 1 - 3 к Гаагской конвенции 1965 г.). В настоящее время существует возможность заполнения трехъязычного (английский, русский, французский) формуляра запроса и свидетельства о вручении документов непосредственно на сайте Гаагской конференции по международному частному праву: http:// www.hcch.net/ upload/ act_form14efru.pdf.
Кроме того, в случае необходимости поручение может содержать более подробную информацию. Например, п. п. "д" - "и" ст. 3 Гаагской конвенции 1970 г. предполагают возможность указания дополнительных сведений: о лицах, подлежащих допросу; вопросах, которые должны быть заданы; документах, подлежащих осмотру, и т.д. В качестве приложения к данной Конвенции разработана модель формуляра судебного поручения о получении доказательств за границей, имеющая рекомендательный характер. На сегодняшний день возможно его заполнение online, но пока только на английском и французском языках: http:// hcch.e-vision.nl/ upload/ actform20e.pdf (английский язык); http:// hcch.e-vision.nl/ upload/ actform20f.pdf (французский язык).
В любом случае постановка как можно более конкретных и ограниченных задач перед запрашиваемым судом или иным компетентным органом за рубежом представляется наиболее желательной.
Поручение, а также прилагаемые к нему документы должны быть изготовлены на официальном языке запрашиваемого государства или сопровождаться переводом на этот язык. Однако это правило не абсолютно. В некоторых случаях международные договоры предусматривают возможность использования "дипломатического" языка, в качестве которого обычно выступает французский или английский (ст. 7 Гаагской конвенции 1965 г.; ч. 2 ст. 4 Гаагской конвенции 1970 г.; ст. 5 Договора между РФ и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам от 23.09.1997), а при направлении судебного поручения между странами СНГ - русский (ч. 5 ст. 5 Киевского соглашения; п. 1 ст. 10, ст. 17 Минской конвенции).
Большинство многосторонних договоров освобождают поручение и прилагаемые к нему документы от легализации и других, равнозначных, процедур (п. 1 ст. 3 Гаагской конвенции 1965 г.; ст. 3 Гаагской конвенции 1970 г.; п. 3 ст. 7 Минской конвенции) и считаются достоверными, если не доказано иное.
9. При передаче поручения иностранного суда или иного органа иностранного государства через Центральный орган (Минюст РФ) последний оценивает соблюдение условий, предъявляемых к его форме, содержанию и порядку передачи. Если он полагает, что нарушены те или иные требования международного правового акта, в соответствии с которым было направлено поручение, то по общему правилу он обязан незамедлительно поставить об этом в известность компетентный орган запрашивающего государства (ст. 4 Гаагской конвенции 1965 г.; ст. 5 Гаагской конвенции 1970 г.). Центральный орган запрашиваемого государства не связан толкованием, данным запрашивающим судом в отношении условий применения конвенции или иного международного договора, и может отказать в исполнении поручения, если полагает, что последнее не попадает в область регулирования конвенции. Основания к отказу в передаче и исполнении поручения обычно исчерпывающим образом указаны в международном договоре. Отказ в передаче поручения должен быть мотивирован. Все проблемы, связанные с формой или содержанием судебного поручения, разрешаются путем переговоров.
На этой стадии, как, впрочем, и на стадии исполнения, запрашивающий суд не может вмешиваться в случае возникновения каких-либо разногласий в отношении предмета, формы судебного поручения или условий его передачи и исполнения. Они разрешаются только между компетентными центральными органами государств путем переговоров или по дипломатическим каналам (ст. 14 Гаагской конвенции 1965 г.).
При решении вопроса о порядке передачи судебного поручения за рубеж необходимо не только опираться на содержание применимого международного договора, но учитывать также и оговорки, сделанные к нему запрашиваемым государством. Например, значительное число государств - участников Гаагской конвенции 1965 г., включая Россию, сделали заявления, исключающие применение ряда особых способов вручения судебных или внесудебных документов за границей <1>.
--------------------------------
<1> См. сводную таблицу таких заявлений: http:// www.hcch.net/ upload/ applicability14e.pdf (англ. яз.).
10. Исполнение поручений. По общему правилу исполнение поручения осуществляется в соответствии с процессуальными формами запрашиваемого судебного органа (lex fori executionis). Если им является арбитражный суд РФ, то согласно АПК. Подобное правило содержит абсолютное большинство международных договоров о правовой помощи и многосторонних конвенций, в которых участвует РФ.
В то же время некоторые многосторонние международные договоры предусматривают возможность исполнения судебного поручения в особой форме, как правило, в соответствии с законодательством запрашивающего учреждения (п. "б" ст. 5 Гаагской конвенции 1965 г.; ч. 2 ст. 9 Гаагской конвенции 1970 г.; п. 1 ст. 8 Минской конвенции).
Однако подобная возможность исключается, если применение иностранного процессуального законодательства при исполнении поручения противоречит законодательству запрашиваемого государства (п. "б" ст. 5 Гаагской конвенции 1965 г.), а также невозможно в силу несовместимости с внутригосударственной практикой и процедурой или из-за практических трудностей (ч. 2 ст. 9 Гаагской конвенции 1970 г.).
Говоря о совместимости особой процедуры с законодательством запрашиваемого государства, следует вести речь о ее непротиворечии внутреннему публичному порядку в его узком понимании. Например, применяя специальную процедуру, запрошенную компетентным иностранным органом, российский арбитражный суд не может нарушить императивные нормы российского закона, определяющие свидетельские иммунитеты (п. 6 ст. 56 АПК; ст. 11 Гаагской конвенции 1970 г.). В то же время в рамках использования специальной процедуры, специально запрошенной иностранным судом, арбитражный суд может, например, потребовать принесения присяги, допускаемой в некоторых доказательственных системах как ординарное средство доказывания <1>, или использовать такую процедуру получения доказательственной информации, как аффидевит <2>, характерную для процесса некоторых стран общего права, или даже, при условии должной подготовки, организовать и провести перекрестный допрос или использовать при получении доказательств для взаимодействия между запрашивающим и исполняющим судом видеоканал <3>.
--------------------------------
<1> См., например, ст. 1357 и след. Гражданского кодекса Франции, Бельгии и Люксембурга.
<2> См. дополнительно: Захарова Р.Ф. Особый вид письменных доказательств (аффидевиты) в странах англо-американского права по делам о наследовании советских граждан // Проблемы государства и права на современном этапе. М.: ИГП АН СССР, 1973. Вып. 6. С. 221 - 229.
<3> Специально о возможности использования видеоканала (видеоконференции) при получении доказательств за границей см.: Conclusions and recommendations of the Special Commission on the practical operation of the Hague apostille, service, taking of evidence and access to justice conventions. Permanent Bureau. February 2009. N 55 - 57.
Очевидно, что использование в арбитражных судах специальных процедур, предусмотренных иностранным процессуальным законодательством, влечет встречное обязательство иностранных судов и иных компетентных органов иностранных государств применять по поручениям российских судей процедуры, характерные для российского права и процесса. Основным критерием при решении сомнительных вопросов при использовании специальных процедур должна стать взаимность, причем понимаемая ограничительно: как отсутствие в запрашивающем государстве явно выраженной практики по отказу в исполнении соответствующих поручений российских арбитражных судов.
11. В области получения за рубежом доказательств по торговым делам существует еще одна специфическая проблема, связанная с применением процедуры предварительного раскрытия доказательств (pretrial discovery of documents), предусмотренной Гаагской конвенцией 1970 г. Россия в отличие от многих стран Западной Европы не сделала оговорки к ст. 23 Конвенции, ведущей к неприменению при исполнении судебных поручений из США данной процедуры.
Таким образом, эта процедура также может, при наличии специального ходатайства запрашивающей стороны и отсутствии неразрешимых противоречий с российским арбитражным процессуальным законодательством, а равно практических препятствий для ее использования, применяться в практике исполнения поручений иностранных, преимущественно североамериканских, судов. Конечно, здесь встает вопрос о сочетании данной процедуры с принципом состязательности в том виде, как он понимается в российском арбитражном процессе (см. комментарий к ст. 9 АПК).
12. Обычно поручение должно быть исполнено незамедлительно (ч. 3 ст. 9 КоПД). Вряд ли речь идет о приоритете перед над местными судебными делами, но во всяком случае - об известной степени старательности арбитражных судов.
Как правило, поручение исполняется за счет запрашиваемого государства и не может давать повод для взыскания каких бы то ни было сборов или сдержек (ст. 12 Гаагской конвенции 1965 г.; ст. 14 Гаагской конвенции 1970 г.; ст. 18 Минской конвенции). Исключения касаются в основном случаев, когда при исполнении поручения компетентным органом запрашиваемого государства по ходатайству запрашивающего учреждения применялась особая процедура, а также в случаях выплаты вознаграждения экспертам и переводчикам.
Следует отметить, что в ряде государств (США, Канада, Швейцария и др.) функции по вручению судебных и внесудебных документов в рамках Гаагской конвенции 1965 г. были переданы уполномоченным частным компаниям при сохранении общего контроля и ответственности Центральных органов. На практике это повлекло установление платы за вручение, обычно довольно незначительной, с существенным сокращением сроков исполнения поручений с нескольких месяцев до нескольких дней. Тем не менее РФ заявила о недопустимости такой практики и отказе от применения данной Конвенции в отношениях с государствами-участниками, установившими подобные сборы за вручение документов (за исключением п. п. "a" и "b" ст. 12 Гаагской конвенции 1965 г.) <1>. В результате действие Гаагской конвенции 1965 г. в отношении целого ряда государств оказалось заблокированным, хотя основания для введения подобных ограничений представляются довольно сомнительными. В официальных разъяснениях, данных в заключении Специальной комиссии Гаагской конференцией по данному вопросу (не поддержанных РФ), специально уточняется, что "...каждое государство-участник самостоятельно определяет свою схему организации функций Центрального органа. В частности... положения Конвенции не запрещают Центральному органу передавать свои функции частной организации на договорной основе, при этом он сохраняет за собой статус Центрального органа и в конечном счете несет ответственность за выполнение своих обязательств в соответствии с положениями Конвенции". При этом "в соответствии с положениями ч. 1 ст. 12 государство-участник не может взимать плату за услуги, оказываемые в рамках Конвенции. Тем не менее согласно положениям ч. 2 ст. 12 заявитель оплачивает или возмещает расходы, вызванные участием судебного должностного лица или другого компетентного лица. Специальная комиссия призвала государства следить за тем, чтобы такие расходы отражали реальные суммы затрат и не выходили за пределы разумного" <2>.
--------------------------------
<1> Пункт VIII Заявления РФ по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965. См. текст: http://www.hcch.net/upload/decl14_ru.pdf.
<2> Параграфы 52 и 53 Выводов и рекомендаций Специальной комиссии 2003 г. по практическому применению Гаагских конвенций об апостиле, получении доказательств и вручении документов. Цит. по: Практическое руководство по применению Гаагской конвенции от 15.11.1965 о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам. М.: Волтерс Клувер, 2007.
Представляется, что при условии авансирования соответствующих расходов по вручению судебных документов за рубежом участниками процесса соответствующее судебное поручение и прилагаемые к нему документы для вручения могут направляться арбитражным судом непосредственно в Центральный орган запрашиваемого государства, в котором взимается плата за услуги "уполномоченных посредников".
13. Основания, по которым арбитражный суд может отказать в исполнении формально правильных поручений, перечислены в межгосударственных соглашениях в исчерпывающей форме (ст. 13 Гаагской конвенции 1965 г.; ст. 12 Гаагской конвенции 1970 г.; ст. 19 Минской конвенции). Положения ч. 2 ст. 256 АПК, также предусматривающие основания для отказа в исполнении поручения, подчинены соответствующим нормам меж
Судебная практика по статье 256 АПК РФ
Суды, отказывая обществу в удовлетворении заявления в указанной части, указали на то, что уведомление иностранных ответчиков, находящихся за пределами Российской Федерации, осуществляется путем направления извещения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства по месту нахождения ответчика (статья 256 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.04.2019 N 307-ЭС18-19728 по делу N А56-9198/2014
Кроме того, согласно части 4 статьи 256 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.04.2019 N 310-ЭС19-450 по делу N А35-2592/2018
Согласно части 1 статьи 256 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о выполнении отдельных процессуальных действий, в том числе, о вручении повесток. При этом, согласно норме части 2 указанной статьи, арбитражный суд проверяет, не нарушает ли исполнение поручения публичный порядок Российской Федерации, относится ли исполнение поручения к компетенции арбитражных судов Российской Федерации, устанавливает подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.
Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2021 N 305-ЭС20-22766 по делу N А40-95626/2019
По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установлено, что предусмотренные статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют. Суды руководствовались статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 117, 256 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что причина пропуска апелляционного обжалования не является уважительной.
Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2021 N 309-ЭС21-939 по делу N А47-2465/2020
Суды, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь статьями 241, 244, 256 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Соглашения стран СНГ от 20.03.1992 "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", учитывая правовые позиции Консультативного заключения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 26.04.2014 N 01-1/4-13 "О толковании пункта "г" статьи 9 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992" (далее - Соглашение), правовые позиции, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом", а также требования Национального законодательства Республики Казахстан, установив факт ненадлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения дела в иностранном арбитраже, отказали в удовлетворении заявленного требования.
Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2021 N 305-ЭС19-13488(5) по делу N А40-82265/2018
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока и прекращая производство по апелляционной жалобе предпринимателя на постановление от 20.09.2019, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 117, 256 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из того, что заявителем пропущен предельно допустимый процессуальный срок на апелляционное обжалование судебного акта.
Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2022 N 301-ЭС21-28990 по делу N А11-7611/2019
Отказывая в удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока и прекращая производство по апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 48, 117, 256, 276, 291.2 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".
Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2022 N 305-ЭС21-16504(3) по делу N А40-181425/2018
Установив, что судом по правилам статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено заявленное финансовым управляющим ходатайство об оказании правовой помощи с целью получения сведений в отношении должника, учитывая, что вынесенное определение не препятствует дальнейшему движению дела, руководствуясь статьями 150, 188, 256 АПК РФ, окружной суд прекратил производство по кассационной жалобе должника.
Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2022 N 305-ЭС22-6215 по делу N А40-179775/2021
Общество заявило ходатайство об отказе в исполнении поручения иностранного суда, указав на то, что согласно подпункту 1 части 2 статьи 256 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2022 N 305-ЭС22-6215 по делу N А40-179775/2021
Общество заявило ходатайство об отказе в исполнении поручения иностранного суда, указав на то, что согласно подпункту 1 части 2 статьи 256 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации, согласно статье 13 Конвенции от 15.11.1965 Россия вправе отказать в исполнении запроса иностранного государства в случае, если считает, что исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности. Ходатайство общества обосновано ссылкой на часть 1 статьи 16, часть 2 статьи 69, статьи 248.1, 248.2 Кодекса и указанием на наличие определения Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2021 по делу N А40-156736/2020, которым запрещено продолжать разбирательство в иностранном суде, находящемся за пределами территории Российской Федерации, по спору между компанией и обществом по договорам на оказание услуг по ремонту зданий N 1, 2 и 3 от 10.11.2010, поскольку общество относится к лицам, в отношении которых применяются меры ограничительного характера иностранным государством; вручение судебных повесток, извещений и документов является одной из стадий разбирательства в вышеназванном иностранном суде, а значит такие действия запрещены определением Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2021 по делу N А40-156736/2020.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23
Направление судебного поручения компетентному органу иностранного государства, в том числе о судебном извещении иностранного лица, находящегося (проживающего) вне пределов Российской Федерации и участвующего в деле, или о совершении отдельного процессуального действия, производится в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, положениями статей 121, 253, части 4 статьи 256 АПК РФ.