1. Цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;
3) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
4) по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.
В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты.
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
2. По исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.
3. Цена иска указывается заявителем.
В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется арбитражным судом.
- Статья 102. Уплата государственной пошлины
- Статья 104. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Комментарий к ст. 103 АПК РФ
1. Статья 103 АПК, будучи посвященной цене иска, не содержит дефиницию данного правового понятия. Под ценой иска традиционно понимается денежное выражение стоимости имущества, по поводу которого возник спор, либо совокупность взыскиваемых или оспариваемых истцом денежных средств. Соответственно, цена иска может быть определена лишь по имущественным спорам. К примеру, истец обращается с требованием о взыскании с ответчика 150000 рублей. Соответственно, цена иска - 150000 рублей, исходя из нее будет определяться размер государственной пошлины: 4000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 100000 рублей, т.е. 5500 рублей - размер подлежащей уплате государственной пошлины. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты (ст. 333.22 НК).
Правильное определение цены иска имеет значение для верного исчисления размера подлежащей уплате государственной пошлины. Поэтому цена иска в соответствии со ст. 125 АПК должна быть обязательно указана истцом в исковом заявлении. Далеко не всегда возможно правильно определить цену иска на момент подачи иска. Так, для этого может потребоваться назначение судебной экспертизы при подготовке дела к судебному разбирательству. В этом случае все равно истец обязан указать цену иска в исковом заявлении, в случае неправильного указания цены иска ее укажет арбитражный суд.
Если иск не подлежит оценке (неимущественный спор), цена иска не указывается. Так, закон устанавливает размер государственной пошлины в твердой денежной форме при подаче исковых заявлений неимущественного характера (о признании права собственности и пр.) - 4000 рублей.
2. Согласно ст. 130 АПК истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. В таких случаях цена иска определяется суммой всех требований, соединенных в порядке ст. 130 АПК. Точно так же, если истец в исковом заявлении просит обеспечить его исковые требования, то обязан уплатить государственную пошлину за совершение данного действия.
Согласно ст. 49 АПК истец наделен распорядительным правом уменьшать или увеличивать размер исковых требований. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК (десятидневный срок).
В соответствии с п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 НК РФ" при увеличении истцом цены иска арбитражные суды должны учитывать следующее. С учетом результатов рассмотрения дела государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением размера исковых требований, взыскивается в доход федерального бюджета или с истца, или с ответчика.
Исполнительные листы на взыскание с истца государственной пошлины следует выдавать по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена истцом добровольно.
При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.
В силу ст. 130 АПК суд может объединить дела (тогда цена иска увеличивается) и разъединить требования (соответственно, цена иска уменьшается). Несмотря на изменение цены иска, суд на момент объединения дел или разделения требования не рассматривает вопрос об изменении размера государственной пошлины, оставляя разрешение вопроса до вынесения решения по делу.
При объединении дел в порядке ст. 130 АПК не производится довзыскание государственной пошлины, так как суд объединяет требования.
3. По некоторым исковым заявлениям цена иска не определяется, и АПК установлено специальное правило об уплате государственной пошлины: исковые заявления о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, оплачиваются государственной пошлиной в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера. Данный перечень дополнен ВАС РФ. В соответствии с п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 споры по заявлениям об исключении имущества из описи не относятся к имущественным спорам; государственная пошлина по ним уплачивается в размере, установленном пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК.
Право арбитражного суда определить цену иска необходимо для предотвращения злоупотребления процессуальными правами путем намеренного искажения стоимости спорного имущества либо ошибочного определения цены иска.
Судебная практика по статье 103 АПК РФ
Заявитель считает, что судом кассационной инстанции нарушены нормы процессуального права, в частности статьи 103, 128, 129, 179, 288 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2017 N 301-ЭС17-4791 по делу N А82-14066/2016
Суды руководствовались положениями статей 101, 102, 103, 110, 112 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22, подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37, подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине", пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Определение Верховного Суда РФ от 15.11.2019 N 310-ЭС19-20106 по делу N А54-3389/2013
Отказывая в удовлетворении заявления об исправлении технической ошибки, суд, руководствуясь положениями статей 1, 103, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что согласно установленным по делу обстоятельствам, истцом при обращении в суд с иском было заявлено пять самостоятельных требований.
Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2021 N 310-ЭС20-23694 по делу N А35-219/2020
Суды руководствовались положениями статей 101, 102, 103, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2022 N 307-ЭС22-132 по делу N А56-113441/2020
Принимая обжалуемые судебные акты, суды руководствовались положениями статей 101, 102, 103, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".